Модель компетенций преподавателя ССПО: необходимость и условия разработки
Авторы: Химматалиев Дустназар Омонович, Файзуллаев Рустам Хамраевич, Мустафаева Д. А.
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 09.06.2017
Статья просмотрена: 152 раза
Библиографическое описание:
Химматалиев, Д. О. Модель компетенций преподавателя ССПО: необходимость и условия разработки / Д. О. Химматалиев, Р. Х. Файзуллаев, Д. А. Мустафаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12427/ (дата обращения: 20.12.2024).
Процесс модернизации в стране остро обозначил вопрос соответствия профессиональной подготовки кадров актуальным запросам государства, общества и личности. Этот запрос сформулирован языком компетенций в государственных стандартах среднего-специально профессионального образования Узбекистана по специальностям.
От современного выпускника колледжа требуется не только овладение совокупностью необходимых знаний, но и такие, раннее не учитываемые качества, как конкурентоспособность, инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять готовность к постоянному саморазвитию, самообразованию.
Для обеспечения требований Стандарта необходим специалист (преподаватель), готовый к преобразованию педагогической действительности и самого себя в соответствии с нуждами образовательной практики. Большинство преподавателей системы ССПО — специалисты, подготовленные в иных социально-экономических, политических, профессионально-культурных, что вызывает вопрос о степени их готовности работать в современных условиях.
В современных образовательных стандартах появляются новые понятия: «компетенции» — способности и готовности к действиям не только в стандартной ситуации, но и в изменяющихся условиях и «компетентностный подход» — подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Компетентностный подход, ставший современной парадигмой в образовании, предполагает постепенную переориентацию практики преподавателей с преимущественной трансляции знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, экономического, информационно и коммуникационного пространства. Что бы обеспечить эти условия педагогу самому необходимо овладеть комплексом актуальных компетенций.
Встает вопрос о том, какие компетенции являются актуальными для современного преподавателя ССПО и как обеспечить их педагогу. В этом смысле компетенции преподавателя не только проблема педагога, но и важная зада в деятельности управленцев, которые рассматривают качество персонала как важный фактор успеха в условии конкуренции учреждений на рынке образовательных услуг. Современным инструментом в работе управленца при решении данных проблем выступает модель «идеальный работник», основанная на компетенциях.
Модель компетенций — термин, чаще всего используемый для обозначения полного набора компетенций (с уровнями или без них) и индикаторов поведения. Модели могут содержать детальное описание стандартов поведения специалистов или стандарты действий, ведущих к достижению специальных целей.
Модель преподавателя, так необходимая в свете перемен, позволяет решать задачи: повышения эффективности коммуникации между руководством колледжа с преподавательским составом; осуществления объективного отбора претендентов на должность преподавателя; совершенствования системы вознаграждения, уменьшение субъективных факторов при установлении надбавок стимулирующего характера к зарплате преподавателя и увеличение их легитимности; повышения обоснованности формирования групповых и индивидуальных планов развития педагогов на основе анализа разницы между желаемым и фактическим уровнем компетентности; повышения имиджа образовательного учреждения через наглядную демонстрацию работодателям и обществу в целом, какие компетенции выпускников стремится обеспечить колледж и какие соответствующие требования колледж предъявляет к своему преподавательскому составу.
Выполнение этих задач обеспечивается детальным изучением актуальных компетенций преподавателя. Важным источником изучения компетенций выступает анализ требований государственного стандарта среднее-специально профессионального образования Узбекистана по специальностям, отождествляющих основу модели компетенций выпускника колледжа. Соответственно преподаватель, развивая, формируя компетенции студента, сам должен ими обладать.
Другой источник информации о компетенциях преподавателя — опрос субъектов образовательного процесса и изучение педагогических ситуаций, которые раскрывают необходимые не только профессиональные, но и личностные характеристики специалиста, позволяющие успешно решать профессиональные задачи.
Нельзя при этом без внимания оставить изучение культурных особенностей конкретной специальности, конкретного образовательного учреждения, без учета которых, модель компетенций преподавателя не будет полной.
Технология создания модели компетенций преподавателя предполагает ряд последовательных этапов, подробно описанных в литературе. Придерживаясь их необходимо соблюдать такие принципы:
- Привлечение к разработке модели компетенций руководителей и преподавателей, которые будут использовать эту модель.
- Предоставление педагогам полной информации, о том, какую цель преследует данный проект.
- Стремление к тому, чтобы стандарты поведения, включенные в компетенции, были актуальны в свете современной образовательной практики, соответствовали формам применения и корпоративным интересам.
- Учет мнения студентов, выпускников, работодателей и социальных партнеров.
Только в этом случае модель компетенций будет носить работающий характер, а не останется на бумаге. В любом случае необходимо понимать, что построить идеальную модель компетенций преподавателя ССПО не возможно, особенно в быстроменяющихся условиях практики. Поэтому, будучи однажды созданной, модель не должна осознаваться жесткой системой, замыкающий в некоторый перечень требований личностную и профессиональную индивидуальность педагога. Однако наличие такого инструмента позволяет достаточно эффективно решать стратегические и текущие задачи, связанные с достижением требуемых стандартов качества и эффективности деятельности педагогом.
Литература:
- Дульзон А. А. Модель компетенций преподавателя Вуза [Текст]: А. А. Дульзон, О. М. Васильева Корпоративный портал ТПУ — Режим доступа: http://portal.tpu.ru/portal/page/portal/www
- Спенсер С. Компетенции на работе [Текст]: С. Спенсер, Л. Спенсер. — М.: HIPPO, 2005. — 384 с.
- 3. Уидетт С. Руководство по компетенциям. [Текст]: С. Уидетт, С. Холлифорд. — М.: «HIPPO», 2004. — 228 с.