Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 1293 раза

Библиографическое описание:

Костюк, Г. А. Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) / Г. А. Костюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12447/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в общество, реализации их права жить, учиться, работать там, где им хочется. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени. Необходимо, чтобы общество ценило человека с ограниченными возможностями по его способностям и возможностям.

Социальная адаптация — это один из механизмов, позволяющий воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья активно включаться в различные структурные элементы окружающей среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социально — культурной жизни общества. В решении проблем формирования и развития социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ во внеурочное время хочется остановиться на профориентационной работе.

Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого воспитанника для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. В рамках преемственности по профориентации школа — интернат является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Школа — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Для социальной адаптации воспитанников большое значение имеет профессиональное обучение, т. е. формирование профессиональных умений и навыков.

Главная цель ранней профориентации воспитанников с ОВЗ — формирование установок на труд и позитивного отношения к миру профессий, способности к самоориентации в соответствии с их интересами и психофизическими возможностями.

В результате работы в данном направлении у детей данной категории складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует проявлению у них интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку воспитанников к тому, чтобы они в свое время смогли выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В начальной школе происходит, непосредственно, самоопределение младших школьников, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит их к этому. Мы готовим воспитанников к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

− понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

− уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

− познакомились с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий труда и машин, и что получается в результате;

− учились труду, овладевая необходимыми навыками с учетом своих индивидуальных возможностей.

Работа по ранней профориентации воспитанников с ОВЗ осуществляется через совместную деятельность воспитателя с детьми, которая проходит через игровую, познавательную и продуктивную деятельность.

Выстраивая воспитательную работу в данном направлении, в рамках календарного планирования были проведены воспитательные занятия по формированию представлений младших школьников о профессиональной деятельности взрослых, а также сюжетно — ролевые и социально — моделирующие игры профессионально — ориентированной направленности.

Для этого в гостиной создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами, организованы сюжетно-ролевые игры «Почта», «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Мамы и дочки», «Больница». В процессе работы я предлагаю ребятам всевозможные вариации игр, поскольку игра помогает воспитанникам усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Пример: после чтения воспитанникам стихотворения Ю. Тувима «Овощи» совместно с детьми играли в сюжетно — ролевую игру «Поход в овощной магазин». В сюжете предложила воспитанникам купить те овощи, о которых они узнали из стихотворения (морковь, свеклу, картофель и др.). Далее в сюжетно — ролевой игре «Профессия повара» предложила ребятам стать поварами и сварить овощи и приготовить винегрет. Затем детям была предложена ролевая игра «С работы домой». На протяжении всей игры учила воспитанников правильно называть себя в игровой роли («Я — водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином, еду с работы домой»). В следующей сюжетно — ролевой игре учила передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт, делает прическу), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно).

Наиболее действенные способы ознакомления воспитанников с ОВЗ с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В процессе экскурсии воспитанники получили возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.

Так, во время экскурсии в прачечную задаю воспитанникам вопросы: «Как вы думаете, чем мы можем помочь прачке? Как облегчить ей труд?» Постепенно подводя воспитанников к выводу: если чисто мыть руки, полотенца не очень загрязнятся, их легче стирать. Таким образом, воспитанники осознают, что могут помочь взрослым и принять посильное участие в труде.

После экскурсии в прачечную ребята включились в практическую деятельность: им была предложена стирка кукольного белья. Перед выполнением практической работы, объяснила детям, что для того чтобы выстирать белье, нужно очень постараться. Положительный результат вызвал у воспитанников желание повторить стирку.

Особое место в формировании представлений младших школьников с ОВЗ о мире профессий занимают дидактические игры. Например: в дидактических играх «Кому, что нужно для работы?», «Что есть в магазине?», «Помощники человека» и др. воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами, закрепляют знания о том, что орудия труда помогают людям в работе, воспитывают интерес к труду взрослых, желание трудиться самим.

Выполнение физических и логоритмических упражнений, также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.

Произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе легкость осознания, простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений. На воспитательских занятиях вместе с детьми отгадываем загадки о профессиях и орудиях труда, читаем сказки, работаем с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии.

Так же чтение детской художественной литературы (С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер», В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и т. д.), просмотр мультфильмов, видеофильмов и видеороликов, связанных с темой «Профессии» помогают младшим школьникам наглядно и доступно получить элементарные знания и представления о мире труда и профессий.

Таким образом, профориентация представляет собой комплекс воспитательных мероприятий. Такая системная работа в данном направлении помогает дать воспитанникам новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

В завершение хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации младших школьников с ОВЗ как одного из приоритетных направлений в работе с данной категорией обучающихся, позволяющее дать им представление о том, что труд, и профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, профессия, ролевая игра, труд, труд взрослых, мир профессий, орудие труда, профессиональная деятельность, ранняя профориентация воспитанников, формирование представлений.

Похожие статьи

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия, проводимые в рамках взаимодействия социального партнерства (из опыта работы)

Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Похожие статьи

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия, проводимые в рамках взаимодействия социального партнерства (из опыта работы)

Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ