Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 980 раз

Библиографическое описание:

Белокопытова, А. С. Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы / А. С. Белокопытова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12469/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.

Ключевые слова: морфемный анализ, морфемика, формально-структурный подход, формально-семантический подход, словообразование

Значение морфемного анализа в курсе начального обучения русскому языку невозможно переоценить. Получаемые при этом знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях образования слов и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием (анализ состава слова — необходимый компонент орфографического анализа). Поэтому формирование у детей действия морфемного анализа слов — одна из важнейших задач начального языкового образования.

В школьной практике находят применение два выделяемых в языковедческой науке подхода к методике формирования операций морфемного анализа [1,13].

В начальном языковом образовании традиционным считается формально-структурный подход. В его основе выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что находится до корня, осознается как приставка, после — как суффикс.

Основные положения данного подхода восходят к идеям методистов прошлого, в частности, к трудам Д. И. Тихомирова, считавшего, что изучение состава слова надо начинать с корня потому, что «эта часть и в видах правописания, и в видах понимания языка имеет особенно важное значение, да и для уразумения ее учащимися она гораздо доступнее, чем все остальные части слова» [2,12]. Признавая безусловную логичность этого подхода, хотелось бы отметить, что такой порядок изучения морфемной структуры слова соответствует общепринятому плану разбора слова по составу.

Второй подход, формально-семантический, основан на принципе морфемного членения способом построения словообразовательной цепочки в иной последовательности:

  1. окончание и основа.
  2. части основы: корень, суффикс, приставка.

Методика реализации этого подхода описана и подтверждена экспериментально, в частности, работой Е. Г. Шашковой «Изучение морфологического состава слов» в книге «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах» и используется в педагогической практике [3, 111–140].

В начальной школе основные положения изучения морфемики предполагают оперирование такими понятиями, как «состав слова», «основа слова», «корень слова», «однокорневые слова», «сложное слово», «приставка», «суффикс», «окончание», которые изучаются в рамках отдельно выделенных разделов морфемики и словообразования. Раздел «Состав слова» предполагает чёткое строение: от понятия «родственные слова» — к понятию «корень слова» — к «приставке» и «суффиксу» — понятию «основа слова» — и, далее, к «окончанию». Освоение данной темы определяется наблюдениями над родственными словами: близостью их значений, наличием общей части — корня (исторические чередования в корне вводятся на продвинутых этапах обучения). Такой порядок изучения морфемики, по мнению авторов, открывает семантический подход к составу слова.

Раздел «Корень слова» выявляет углубленные возможности языкового анализа и семантической работы, представляет научное основание для орфографического действия — проверки безударных гласных и парных глухих/звонких согласных.

Теоретическое знакомство с аффиксами начинается после того, как учащиеся будут способны вычленять корень из состава слова. Порядок ознакомления с отдельными видами аффиксов строго не установлен, так как можно указать на пользу первоначального ознакомления с приставками: их мало, легко запомнить, выделить, слова с двум приставками встречаются редко и т. п., а можно привести аргументы в пользу первенства суффиксов: они разнообразны по семантике, ориентированы на части речи, имеют более выраженные выразительные возможности, и т. д. Окончание рекомендуется изучать не столько в теме «Состав слова», сколько в курсе морфологии в связи с изменением частей речи. Изучение основы слова необходимо для овладения словообразованием.

С изучением словообразования школьники встречаются уже в первом классе. В программу включено ознакомление со следующими способами образования слов: лексико-семантического (появление у слова нового значения); морфологического (новое слово образовалось по грамматической модели); суффиксально-префиксального и способа сложения корней. На основании наблюдений над данными словообразовательными моделями, учащиеся делают вывод: новые слова и значения возникают по причине появления новых предметов и явлений, которые требуют новых названий. Формирование понятий в теме «Словообразование» проводится по устойчивой схеме: наблюдение над составом слов — морфемный анализ — выделение признаков, способов образования новых слов — практическое образование слов различными способами — анализ семантики — употребление в собственной речи. Одним из главных методических приемов можно выделить составление словообразовательного словаря, а также различных схем и моделей, цепочек родственных слов.

Следует отметить, что работа над операциями морфемного анализа слова является частью системы работы над лексикой языка. В перечень основных умений, определенных в ходе начального обучения, включены умения разбирать слово по составу и объяснять элементарные случаи словообразования.Определение понятия «слово» не дается, в силу его исключительной трудности, но работа по выделению отдельных признаков данной семантической единицы ведется на всех этапах начального обучения.

Таким образом, овладение операциями морфемного анализа в начальных классах носит пропедевтический характер изучения родственных слов, а последовательность введения морфем — от корня к аффиксам, формирует умение свободно ориентироваться в изучении морфемного состава слов.

Литература:

  1. Андрейченко, Л. Н. К вопросу о разграничении морфемного, словообразовательного и этимологического анализа / Л. Н. Андрейченко // Начальная школа. — 1996. — № 12. — С. 18–24.
  2. Балаева, В. И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития и подготовка их к школе по методике модельного обучения: автореф. дис...канд. пед. наук/ В. И. Балаева. — М.: МГПИ, 2008.-16 с.
  3. Шашкова, Е. Г. Состав слова / Е. Г. Шашкова // Методика грамматики и орфографии в начальных классах: сб. науч. работ. — М.: Просвещение, 2009. — С.111–140.
Основные термины (генерируются автоматически): морфемный анализ, слово, начальное обучение, русский язык, методика формирования операций, начальная школа, начальное языковое образование, общая часть, порядок изучения, формально-структурный подход.

Ключевые слова

словообразование, морфемный анализ, морфемика, формально-структурный подход, формально-семантический подход

Похожие статьи

Парадигматический аспект изучения семантики противоположности в начальной школе

Статья посвящена проблеме изучения семантики противоположности в парадигматическом аспекте на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Рассматриваются антонимы как один из типов лексико-семантической парадигмы и их функциониров...

Творческие задания по морфемике и словообразованию

В статье автор предлагает ряд творческих заданий по морфемике и словообразованию.

Сравнение как объект лингвистического исследования

В данной статье реализован анализ конструкции сравнения в качестве объекта лингвистического исследования. Детально изучены различные точки зрения отечественных лингвистов на предмет исследования сравнения в художественном тексте. Также определены рол...

Сравнительные особенности грамматического строя в русском и английском языках на примере временных глаголов и артиклей

В статье авторы выявляют сравнительные особенности грамматических структур русского и английского языка с помощью опоры на перевод грамматических конструкций, а также с помощью учёта значений и смыслов, заключающихся в самих грамматических конструкци...

Особенности морфологического разбора в начальной школе

В данной статье проанализированы понятия морфологии и морфологического разбора, различные этапы формирования грамматических и лексических понятий, особенности проведения морфологического разбора при изучении русского языка в начальной школе, порядок ...

Проблема определения понятий лексического и грамматического значения в лингвистике

В статье рассматриваются различные точки зрения при описании сущности понятий лексического и грамматического значения, а также основные проблемы при их разграничении.

Методика обучения словообразованию современного русского языка в национальных вузах

В данной статье рассматриваются основные аспекты обучения русскому словообразованию. Приведены примеры словообразования в русском и узбекском языках.

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Обучение грамматическим конструкциям иностранного языка в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов

В работе рассматривается проблема компетентностного подхода в обучении грамматике иностранного языка. По мнению автора, в его основании лежит идея выделения двух грамматик — активной и пассивной, выдвинутая Л. В. Щербой. Осознание важности учета двух...

Стилистический аспект синонимии словообразовательных приставок

Данная работа посвящена синонимии словообразовательных приставок в стилистическом аспекте. Синонимия — один из главных видов лексической парадигматики, один из самых фундаментальных типов семантических отношений в лексической и словообразовательных с...

Похожие статьи

Парадигматический аспект изучения семантики противоположности в начальной школе

Статья посвящена проблеме изучения семантики противоположности в парадигматическом аспекте на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Рассматриваются антонимы как один из типов лексико-семантической парадигмы и их функциониров...

Творческие задания по морфемике и словообразованию

В статье автор предлагает ряд творческих заданий по морфемике и словообразованию.

Сравнение как объект лингвистического исследования

В данной статье реализован анализ конструкции сравнения в качестве объекта лингвистического исследования. Детально изучены различные точки зрения отечественных лингвистов на предмет исследования сравнения в художественном тексте. Также определены рол...

Сравнительные особенности грамматического строя в русском и английском языках на примере временных глаголов и артиклей

В статье авторы выявляют сравнительные особенности грамматических структур русского и английского языка с помощью опоры на перевод грамматических конструкций, а также с помощью учёта значений и смыслов, заключающихся в самих грамматических конструкци...

Особенности морфологического разбора в начальной школе

В данной статье проанализированы понятия морфологии и морфологического разбора, различные этапы формирования грамматических и лексических понятий, особенности проведения морфологического разбора при изучении русского языка в начальной школе, порядок ...

Проблема определения понятий лексического и грамматического значения в лингвистике

В статье рассматриваются различные точки зрения при описании сущности понятий лексического и грамматического значения, а также основные проблемы при их разграничении.

Методика обучения словообразованию современного русского языка в национальных вузах

В данной статье рассматриваются основные аспекты обучения русскому словообразованию. Приведены примеры словообразования в русском и узбекском языках.

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Обучение грамматическим конструкциям иностранного языка в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов

В работе рассматривается проблема компетентностного подхода в обучении грамматике иностранного языка. По мнению автора, в его основании лежит идея выделения двух грамматик — активной и пассивной, выдвинутая Л. В. Щербой. Осознание важности учета двух...

Стилистический аспект синонимии словообразовательных приставок

Данная работа посвящена синонимии словообразовательных приставок в стилистическом аспекте. Синонимия — один из главных видов лексической парадигматики, один из самых фундаментальных типов семантических отношений в лексической и словообразовательных с...