Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 21.05.2017

Статья просмотрена: 1235 раз

Библиографическое описание:

Кузубова, Е. Н. Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста / Е. Н. Кузубова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12472/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.

Ключевые слова: экология, природа, экологическая тропа, дошкольники, растения, экологические знания, природные объекты

Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе.

К. Г. Паустовский

Человек постоянно находится в тесных взаимоотношениях с окружающей средой, в результате которых устанавливается определенный баланс между ними. Этот баланс определяет во многом условия жизнедеятельности и работоспособности человека, а также сохранение и воспроизведение объектов среды, в том числе и природных.

В современном мире проблемы изучения и сохранения природной среды являются предметом экологического образования, которое должно начинаться с детства. Отличительной особенностью методики экологического образования детей дошкольного возраста является необходимость непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое общение» с ними. Таким образом, природные объекты выступают в роли средства экологического образования, позволяющего решать такие образовательные задачи как: получать информацию о взаимосвязях в природе, о системах и связях, существующих между ними; наглядно иллюстрировать черты приспособленности организмов к условиям среды; изучать влияние экологических факторов на организмы и т. д. [1].

Систематизировать природные объекты, как средства обучения в условиях детского сада, позволяет хорошо обустроенная экологическая тропа [2]. Экотропа — это демонстрационный, специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты. Во время движения по экотропе посетители получают информацию об экосистемах, природных объектах, процессах и явлениях [4].

Использование объектов экологической тропы в детском саду разнообразно: проведение образовательной работы с дошкольниками, просветительская работа с работниками дошкольной организации и родителями воспитанников, работа по сохранению и охране природы.

Экологическая тропа является одним из компонентов модели экологического образования дошкольников и частью развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации, требования, к построению которой описаны в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Где указано, что развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [5]. Проблемы реализации этих требований в практике современных детских садов представлены в исследованиях Зверева Н. А., Л. И. Греховой, H. H. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, H. A. Рыжовой, Т. П. Потаповой и др. [1, 3, 6].

Экологическая тропа в детском саду № 85, города Белгорода обустроена с учетом принципов оформления ландшафта для экологического образования дошкольников, раскрытых в работах С. Н. Николаевой и Н. А. Рыжовой: принципа социоэмоционального развития ребёнка средствами природы, реализуемого через создание оптимальных условий, способствующих удовлетворению потребности каждого ребёнка в общении с природой; принципа эмоционально-познавательного развития ребёнка средствами природы, реализуемого через создание оптимальных условий, для систематического непосредственного общения и взаимодействия детей с миром природы; принципа эколого-эмоционально-эстетического развития ребёнка, который предполагает развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира; принципа формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребёнка, который решается посредством создания условий для систематического ухода детей за объектами экологической тропинки, общение с ними [3, 4]. Учет этих принципов с одной стороны позволяет осуществлять реализацию экологического подхода к организации жизни растений и животных, что обеспечивается знанием многофункциональных особенностей жизнедеятельности каждого живого объекта. А с другой стороны, позволяет осуществлять учёт специфики методики экологического образования детей дошкольного возраста, учёт их возрастных особенностей и возможностей [2].

На экологической тропе детского сада оборудованы видовые точки: уголок нетронутой природы, муравейник, фитонцидный уголок, огородик, питомник, плодовый сад, цветник, розарий, птичий городок. Эти видовые точки экотропы схематично отмечены на трех картосхемах разного назначения — в помощь воспитателям; для детей младшего дошкольного возраста; для детей старшего дошкольного возраста.

Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения. Чем меньше возраст детей, тем проще и ярче должна схема. Для младшего возраста на схеме нарисованы крупные, яркие рисунки интересных для них объектов: нарисован муравей, дерево, яркий цветок. Эти рисунки соединяются линией — дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому. Рядом с каждой видовой точкой выставляются красочные таблички с рисунками и надписями, как и на картосхеме, помогающие детям и взрослым ориентироваться на тропе. Кроме этого на маршруте экологической тропы размещены различные природоохранные знаки. Их придумали и нарисовали дети старших групп.

Основные цели, задачи и содержание образовательной и просветительской работы по сезонам указаны в паспорте экологической тропы. Здесь же находятся инструкция для взрослых по организации охраны жизни и здоровья при работе с объектами экотропы и правила поведения для детей.

Главное назначение экологической тропы для дошкольников не столько информационное, сколько деятельностно-игровое. В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы. В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

Основная особенность образовательной деятельности на экотропе в том, что природные объекты рассматриваются детьми многократно, в разные сезоны, анализируются изменения, фиксируются в процессе продуктивных видов деятельности, делаются элементарные выводы и общения. Поэтому среди вышеперечисленных форм наиболее эффективными и интересными для младших дошкольников считаю наблюдения, являющиеся, чаще всего, частью таких форм работы как экскурсии, целевые прогулки, многие экологические игры, трудовые поручения, коллективный труд и др.

Наблюдение — это специально организованное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы [6]. В работе с младшими дошкольниками используются наблюдения, которые классифицируются по различным критериям: по длительности (кратковременное, длительное); по количеству участников (коллективное, подгрупповое, индивидуальные); по образовательным задачам (плановое, специально организованное и естественное); по целям занятий (первичное, повторное, сравнительное, итоговое) [6].

Среди специально организованных наблюдений на экотропе наиболее целесообразными и эффективными, на мой взгляд, являются циклические наблюдения. Основное требование к таким наблюдениям: проведение циклов наблюдений без больших перерывов во времени (1–2 наблюдения в неделю); в них принимают участие все дети (через повторные наблюдения, подгруппами); на каждом занятии — наблюдении — небольшой объем знаний и представлений, соответствующих возможностям младших дошкольников, особенностям психических процессов и уровню их познавательной деятельности. В младшем возрасте дети не могут длительное время помнить поставленную перед ними цель, точно следовать плану наблюдения, подводить итог, поэтому объем формируемых представлений ограничен. А основная задача воспитателя в начале занятия в любой форме — привлечь внимания детей к объекту наблюдения или беседы, а в течение занятия — удерживать его [3].

Для младших дошкольников наблюдение не является самоцелью, а выполняется для того, чтобы «нарисовать правильно», или «вылепить», или «найти подарок», или «изготовить подарок», или «поиграть», часто в наблюдение включаются отдельные поисковые действия, например, предложить «найти такой же»..., «найти круглое».. и др. Таким образом, наблюдения младших дошкольников лет тесно связаны с изодеятельностью, игрой, элементарной трудовой деятельностью.

Воспитанники средней группы уже обладают некоторыми представлениями о природе и способны воспринимать объекты в деталях. Однако самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно: дети не могут сами выделить характерные признаки сходства и отличия у нескольких объектов (эти умения формируются). Дошкольники постепенно учатся принимать задачу, поставленную педагогом, и если она совпадает с практической деятельностью, то воспринимается легче («посадить растения на огородике, развесить кормушки, заготовить корм для птиц и др».). В процессе наблюдения у детей формируется умение вслушиваться в вопросы воспитателя, следовать заданному плану при рассматривании объекта. Объем представлений детей расширяется: они начинают понимать некоторые взаимосвязи, существующие между объектами природы и с окружающей средой (муравьи могут жить только в муравейниках, некоторые растения в воде, другие на суше и т. д.). У дошкольников формируется умение рассказывать о результатах наблюдения на экотропе (педагог задает один и тот же вопрос в разных вариантах, проговариваются хором и индивидуально новые и «трудные» слова). В рассказах у детей развивается умение использовать личный опыт.

В процессе организации образовательной деятельности на экотропе дети осваивают несложные способы ухода за живыми объектами; выполняют элементарные трудовые действия: покормить птиц, помыть кормушки, поилку, посеять семена на грядке, полить рассаду и др. Использование художественного слова (загадки, стихи, потешки), песенок, игр позволяет сделать любую образовательную и досуговую деятельность более интересной и запоминающейся, вызывать положительные чувства и эмоции, как у детей, так и взрослых.

Литература:

  1. Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / Н. А. Зверев. — М.: Перемена, 1996. — 234с.
  2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2004. — 320с.
  3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
  4. Пенькова Л. А. Безгина Е. Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008. — 103 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. — Загл. с экрана. (Дата обращения: 14.05.2017.)
  6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду/ Н. А. Рыжова //Первое сентября. — 2005. — № 17. — С.11–15.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая тропа, наблюдение, ребенок, детский сад, дошкольник, дошкольная организация, природа, дошкольный возраст, младший возраст, образовательная деятельность.

Похожие статьи

Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания

В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания.

Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Формирование экологической культуры и социализация личности дошкольников посредством организации эколого-оздоровительных походов

Формирование эколого-эмпатического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются особенности формирования эколого-эмпатического отношения к природе детей дошкольного возраста. Описан опыт работы по воспитанию детей в экологическом духе и развитию экологического мышления и навыков эко-поведения.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Экологическая культура как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Прогулка как способ формирования экологических знаний детей

Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...

Похожие статьи

Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания

В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания.

Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Формирование экологической культуры и социализация личности дошкольников посредством организации эколого-оздоровительных походов

Формирование эколого-эмпатического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются особенности формирования эколого-эмпатического отношения к природе детей дошкольного возраста. Описан опыт работы по воспитанию детей в экологическом духе и развитию экологического мышления и навыков эко-поведения.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Экологическая культура как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Прогулка как способ формирования экологических знаний детей

Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...