Формирование комфортных взаимоотношений в классе как основа воспитания толерантной личности
Автор: Кудимова Татьяна Викторовна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 27.05.2017
Статья просмотрена: 1304 раза
Библиографическое описание:
Кудимова, Т. В. Формирование комфортных взаимоотношений в классе как основа воспитания толерантной личности / Т. В. Кудимова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12503/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: толерантность, толерантные взаимоотношения
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!
А. П. Чехов
Перефразируя классика: «Если я, воспитатель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы мой класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Помочь воспитаннику научится жить в коллективе, может и должен, прежде всего, воспитатель. Школьный коллектив — это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести, то есть формирование комфортных взаимоотношений в классе, это основа воспитания толерантной личности. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Задача воспитателя — создать условия, организовать внеурочную деятельность воспитанников таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в одной стране — России. Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом этапе начинает складываться взаимодействие между воспитанниками класса и всей школы, так как дети постоянно взаимодействуют между собой. Толерантность надо воспитывать. Следовательно, задача воспитателя: воспитание свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
В течение учебного года мы стараемся соблюдать законы жизни в классе:
− воспитанник не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;
− воспитанник должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;
− воспитанник должен учиться дружить и иметь друзей;
− воспитанник должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
Соблюдение этих законов помогает устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе. Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у воспитанников была плодотворной, использую разные виды деятельности, например:
Обсуждение ипроигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Пример ситуации для обсуждения:
- В классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-русски. Можно ли пренебрежительно (оскорбительно) высказываться в его адрес. Ваши действия.
- Воспитанник ударил одноклассника, который:
а. обидно его обозвал;
б. оскорбил девочку. Правильно ли он поступил?
Проведение праздников.
Благоприятный климат в классе устанавливается за счет участия в школьных мероприятиях. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции, которые начинают формироваться в начальной школе. Поэтому систематически стараюсь развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе это приводит к тому, что под влиянием традиций у воспитанников формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. С первого дня прихода воспитанников в школу, дети знакомились с теми традициями, которые живут в школе.
Таблица 1
Традиции |
Цель |
«Праздник рождения класса». Поздравление каждого ученика с днём рождения; Совместная подготовка и проведение в классе осеннего, новогоднего праздника, Масленицы, праздника матери; праздник 8 марта, 23 февраля. Проводится в конце учебного года «Прощание с классом». |
Создание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга. Осознание своей индивидуальности, одаренности. Формирование коммуникативных навыков. Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей. |
Мой класс систематически принимает участие во всех школьных праздниках (День знаний, День учителя, Пасха, 9 Мая), в школьном конкурсе чтецов, дети были награждены благодарственными грамотами.
Литературные произведения.
Немало важную роль в постижении богатства человеческих отношений оказывают литературные произведения, использование художественного слова: стихотворений, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. Ребята извлекают уроки нравственного поведения, делают соответствующие выводы. В любимой сказке Алана Милна «Винни Пух и все, все, все…» сосуществуют вместе, даже отличаются завидной дружелюбностью друг к другу, несколько абсолютно не похожих друг на друга персонажей: добрый, толстый, глуповатый медвежонок Винни Пух, грустный, задумчивый ослик Иа, хозяйственный и серьезный Кролик, маленький, пугливый Пятачок, умная, умудренная опытом Сова. Герои отлично ладят друг с другом, контактируют, общаются, несмотря на разность интересов. Это сказочная история как нельзя лучше иллюстрирует тему толерантности в детской литературе.
Творческая деятельность.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на мой взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и воспитанники могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы воспитанников, учит детей находить компромиссы. Моя задача регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе. Вместе с ребятами мы подготовили и провели открытое занятие «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?"» по правилам дорожного движения. Одной из задач игры было формирование умения работать в команде; воспитывание внимания, сосредоточенности, отзывчивости, умение оказать помощь другому.
Интересными и результативными были классные часы: «Легко ли быть настоящим другом?», «Порядочность и честность», «Россия — многонациональная страна», «Правила поведения в школе», «Правила поведения в общественных местах».
Трудовая иигровая деятельность.
Имеет большое значение в формировании толерантных взаимоотношений. А особое значение для установления неконфликтных отношений имеют игры с правилами. («Чья команда ловчее», «Своя игра») Игра требует от участников организованности, внимания и проявления воли. Несколько участников, которые играют, должны действовать согласованно, т. е. возникает сплочённость. Воспитанники должны действовать в соответствии с правилами, которые опять предполагают коллективные действия.
Считаю, что эффективной игра становится благодаря участию взрослого. Поэтому создаю, атмосферу сотрудничества поддерживаю и поощряю их самостоятельность, что делает игру серьезной и привлекательной.
В своей работе использую игровые упражнения, направленные на:
− развитие умений невербального общения: «Зоопарк»
− развитие чувства близости с другими детьми: «Секрет»
− гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Угадай, кто это?»
− развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга».
Подводя итоги каждого из видов работы по формированию толерантных отношений, ребята сами приходили к выводу, что каждый из нас — неповторим. Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности. Я всегда говорю своим воспитанникам, что мир потому и интересен, что все мы разные. И вместе с тем мы — одна семья. Нам надо учиться жить в мире и согласии.
Мои наблюдения показывают, что уже к концу обучения 4 класса внеклассная деятельность является тем основным, что сплачивает школьный коллектив. Мои воспитанники раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, среди них нет «маленьких начальников», они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть. Иначе говоря, коллектив воспитанников живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.
Свой доклад хочу закончить цитатой М. Монтессори: «Каждый ребёнок обладает потенциалом саморазвития, причём потенциал этот безмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект». В своей работе я стараюсь раскрыть потенциал каждого ребёнка, показать его индивидуальность, неповторимость, стараюсь найти в каждом из них самое лучшее, стараюсь сделать так, чтобы они хотели идти в школу, чтобы они нашли здесь друзей и единомышленников, чтобы здесь им было комфортно.
Литература:
- Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.
- Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль. — 2003.
- http://festival.1september.ru/articles/311798/
Ключевые слова
толерантность, толерантные взаимоотношенияПохожие статьи
Толерантность в современной школе: терпимость или взаимопонимание?
В статье автор, опираясь на свой опыт работы, определяет особенности деятельности педагогов по воспитанию толерантного самосознания школьников.
Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»
В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.
Проблема коммуникативной толерантности в супружеской паре
Статья посвящена коммуникативной толерантности в супружеской паре. Рассматривается понятие толерантности и ее виды. Автором статьи было проведено пилотажное исследование, в результате которого был сделан вывод о существовании обратной связи между уро...
Современные отцы и матери
В данной статье рассматривается важность воспитания ребенка в полной семье, стремящейся к созданию доброжелательной эмоциональной обстановки в доме между всеми ее членами, с целью формирования в нем психологически здоровой личности.
Формирование толерантной личности в условиях вуза
В статье анализируется дефиниция «толерантность», рассматриваются формы и методы формирования толерантности в условиях вуза.
Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы
В статье рассматриваются виды и способы формирования толерантного поведения подростков в условиях образовательного процесса.
Жизнестойкость как условие психологического комфорта педагога
В статье рассматриваются вопросы формирования жизнестойкости как компонента для сохранения психологического здоровья педагогов, создания комфортных условий для реализации себя в профессии.
Особенности взаимоотношений подростков с родителями в условиях сельской школы
В статье исследуется проблема особенностей взаимоотношения подростков со с родителями. Экспериментальным путем доказывается, что слабый уровень взаимоотношения подростков со родителями влечет за собой низкий показатель доверия и высокий уровень трево...
Похожие статьи
Толерантность в современной школе: терпимость или взаимопонимание?
В статье автор, опираясь на свой опыт работы, определяет особенности деятельности педагогов по воспитанию толерантного самосознания школьников.
Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»
В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.
Проблема коммуникативной толерантности в супружеской паре
Статья посвящена коммуникативной толерантности в супружеской паре. Рассматривается понятие толерантности и ее виды. Автором статьи было проведено пилотажное исследование, в результате которого был сделан вывод о существовании обратной связи между уро...
Современные отцы и матери
В данной статье рассматривается важность воспитания ребенка в полной семье, стремящейся к созданию доброжелательной эмоциональной обстановки в доме между всеми ее членами, с целью формирования в нем психологически здоровой личности.
Формирование толерантной личности в условиях вуза
В статье анализируется дефиниция «толерантность», рассматриваются формы и методы формирования толерантности в условиях вуза.
Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы
В статье рассматриваются виды и способы формирования толерантного поведения подростков в условиях образовательного процесса.
Жизнестойкость как условие психологического комфорта педагога
В статье рассматриваются вопросы формирования жизнестойкости как компонента для сохранения психологического здоровья педагогов, создания комфортных условий для реализации себя в профессии.
Особенности взаимоотношений подростков с родителями в условиях сельской школы
В статье исследуется проблема особенностей взаимоотношения подростков со с родителями. Экспериментальным путем доказывается, что слабый уровень взаимоотношения подростков со родителями влечет за собой низкий показатель доверия и высокий уровень трево...