Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию
Автор: Земскова Юлия Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 30.05.2017
Статья просмотрена: 3071 раз
Библиографическое описание:
Земскова, Ю. А. Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию / Ю. А. Земскова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12505/ (дата обращения: 15.11.2024).
Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей — не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии. По ФГОС ДО ребёнок на этапе завершении дошкольного образования должен обладать установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда.
Основная задача, стоящая перед педагогами, — воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения участвовать в целесообразном преобразовании мира, понимать его; создание необходимых условий для развития индивидуальности. Обеспечение психологического комфорта каждого ребёнка. Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Это 2 важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию.
Трудовое и нравственное воспитание очень взаимосвязаны, поэтому мы не стали отделять их и поставили для решения в учебном году задачу: систематизировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников.
Вся работа строится по 3 направлениям: с детьми, коллективом и родителями. Цель трудового воспитания дошкольников — формирование положительного отношения ребенка к труду. Эта цель реализуется через решение следующих задач:
– обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование;
– воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности;
– ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь;
– формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).
Считаю, что эстетически организованная среда — важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделять подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (при этом учитывается его соответствие размеру, лёгкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления).
В течение года проводила оперативный контроль. В анализе учитывала следующие критерии:
– создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;
– подбор оборудования для труда;
– создание мотивации трудовой деятельности;
– систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;
– создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам;
– учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;
– поощрения в процессе и по результатам труда;
– демонстрация заинтересованности педагога.
Плодотворно прошла работа педагогов на семинаре — практикуме по теме: «Содержание труда детей дошкольного возраста». В полном объёме были освещены четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:
– труд по уборке помещения;
– мытье посуды, стирка и др.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Ручной и художественный труд — по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.
Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей.
В заключении педагоги составили перспективное планирование видов труда на месяц по возрастным группам.
Консультация «Формы организации труда» привела в систему знания педагогов о поручении, дежурстве, общем, совместном и коллективном труде. Консультация «Средства, методы и приемы трудовой деятельности» освежила методику и организацию трудовой деятельности в ДОУ.
В начале учебного года в ДОУ провели смотр-конкурс по теме: «Трудовое воспитание». Очень сложно было определить победителей в смотре-конкурсе на Лучший уголок дежурств, в котором приняли участие средняя, старшая и подготовительная группы. Уголки были содержательны, оформлены эстетично, оригинально, отвечали возрастным требованиям детей данной группы. В изготовлении уголков приняли участие родители. Младшие группы тоже не остались в стороне: приняли участие в Фестивале педагогических проектов: «Огород на окошке» и «О тех, кто трудится в детском саду»
В течение года для педагогов были проведены консультации на темы: «Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста», «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников», «Значение трудового воспитания в развитии личности», «Ознакомление с трудом взрослых».
Открытые просмотры прошли очень интересно. Педагоги показали высокий уровень организации труда. Воспитатель высшей категории подготовила и провела мастер-класс на тему «Развитие творческого потенциала в процессе овладения приемами техники «квиллинг». Педагоги первой категории в помощь воспитателям разработали технологические карты на все возрастные группы, где можно наглядно увидеть задачи, виды труда и формы организации деятельности детей по каждой группе отдельно.
Результаты тематического контроля в группах ДОУ в конце учебного года показали, что вопросу трудового воспитания педагогами ДОУ уделяется достаточное внимание. Регулярно и в разные режимные отрезки планируются: работа в книжном уголке, работа по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, дидактические игры по ознакомлению с профессиями взрослых. Педагоги используют различные формы работы. Привлекают родителей к изготовлению совместно с детьми поделок из природного и бросового материала, изготовлению кормушек, используют индивидуальные беседы, консультации, наглядную педагогическую пропаганду. Дети всех групп имеют представления о труде взрослых в рамках возрастных программных требований, что ярко отражено в игровой деятельности. Все педагоги владеют достаточным теоретическим багажом знаний о развитии ребенка в трудовой деятельности.
В помощь воспитателям мною разработаны алгоритмы выполнения трудовых действий по каждому виду труда по всем возрастным группам.
Семейное воспитание помогает создать единую систему трудового воспитания. Считаю, что трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся и как они решаются в детском саду. В работе с родителями используем разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, мастер-классы, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки, экологические акции, субботники и др.
Я считаю, что, систематически работая в данном направлении, нам удаётся решить основные задачи трудового воспитания: у детей развивается интерес и уважительное отношение к труду взрослых, они стали бережно относиться к продуктам труда; появилось стремление трудиться и осознание полезности своего труда ну и, конечно же, у детей формируются нравственные чувства и качества (чувство коллективизма, целеустремлённость, ответственность и т.д.).