Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта
Автор: Иванова Ирина Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 30.05.2017
Статья просмотрена: 411 раз
Библиографическое описание:
Иванова, И. Н. Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта / И. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12535/ (дата обращения: 15.11.2024).
Система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и дети со сложной структурой дефекта — комплексными сенсомоторными и интеллектуальными нарушениями. Понятие «сложная структура дефекта» не имеет однозначной трактовки. В большинстве случаев оно рассматривается как некое сложное сочетание, представляющее собой самостоятельное образование (Л.С. Выготский, В.З. Кантор, Е.Т. Логинова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, О.В. Титова, А.М. Царев, Л.М. Шипицина и др.).
В нашей статье сложная структура дефекта понимается как сочетание двух или нескольких первичных психофизических нарушений у одного ребенка, которые образует новую, сложную структуру нарушений развития (Л.С. Выготский, М.Г. Блюмина, Р.А. Мареева, Н.М. Назарова, М.С. Певзнер и др.).
Анализ педагогической практики обучения и воспитания таких детей, мониторинговые исследования, проводимые нами по сенсорному развитию, показывают, что они испытывают различные по сложности проблемы в овладении знаниями, умениями и навыками, в том числе и математическими.
Такие дети отличаются значительными нарушениями познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия [2].
Опыт работы с данной категорией детей позволил нам сформулировать методические рекомендации по планированию и проведению занятий коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта.
При их составлении мы учитывали особенности детей со сложной структурой дефекта, длительный период формирования умений и знаний, комплексность и системность формирования элементарных математических представлений, необходимость создания предметно — развивающей среды [1].
По нашему мнению, на занятиях по сенсорному развитию необходима постепенная смена видов практических упражнений с использованием, как предметов повседневной жизни, так и объектов математического содержания. Их варьирование обеспечит формирование у дошкольников со сложной структурой дефекта умения применять предметно-манипулятивные действия в разнообразных ситуациях, выполнять задания относительно самостоятельно [1].
Мы исходим из того, что овладение определенными действиями, которые необходимы для усвоения математического материала, представлениями должно базироваться на наглядно-чувственной основе, сочетающейся с практической и речевой деятельностью дошкольников [4].
При такой организации процесса формирования элементарных математических понятий необходимо применение мотивационного стимула. Как известно, наличие мотивационного компонента способствует тому, что познавательная деятельность становится более продуктивной.
Мы предлагаем включать в учебный процесс разнообразные задания математического и житейского характера, варьировать их, сочетать различные средства и приемы на занятиях, в режимных моментах, в процессе экскурсий и т.п.
Принимая во внимание разноуровневость и неоднородность в овладении элементарными математическими представлениями детьми со сложной структурой дефекта, мы опираемся на необходимость осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.
В процессе формирования элементарных математических представлений необходимо использовать наглядные методы и приемы обучения: демонстрация иллюстративно-изобразительного материала, демонстрация реальных предметов и их моделей, наблюдение объектов окружающей действительности. Большое внимание необходимо уделять использованию практических методов и приемов обучения: упражнения (тренировочные, конструктивные) как многократное повторение умственных и практических действий; наглядно-действенный показ (способа действия или образца) как прием обучения; дидактическая игра; наглядно-практический метод моделирования, как процесс создания модели и ее использование для формирования, например, представлений о геометрических фигурах [4].
Рекомендуется использовать и специальные методические приемы: прием подвижной аппликации, прием постановки проблемного вопроса, прием анализа специально созданной реальной ситуации.
В соответствии с целями, задачами и содержательными областями коррекционно-образовательного процесса по сенсорному развитию мы предлагаем выделить предметно-развивающую среду для каждой группы учреждения, представляющую совокупность природных и социально-культурных предметных средств, удовлетворяющую потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, создающую основу для формирования целостной картины мира, в том числе математических представлений ребенка и умений выполнять задания математического характера, с учетом его индивидуальных и типологических особенностей.
Проанализировав различные определения предметно-развивающей среды, мы остановились на трактовке этого определения, предложенной Л.Б. Баряевой. Она понимает предметно-развивающую среду для математического развития как «совокупность природных и социально-культурных предметных средств, удовлетворяющую потребности актуального, ближайшего и перспективного математического развития ребёнка, учитывающую индивидуально-типологические особенности детей с проблемами в интеллектуальном развитии, направленную на становление детской деятельности, способствующей формированию «картины мира» [1].
Мы советуем педагогам обратить внимание на коррекционно-развивающую направленность среды, на дифференцированный подход к её планированию для математической работы с детьми исходя из их индивидуально-типологических особенностей, на её многофункциональность, на возможность гибкого и вариативного использования пространства помещений различных специалистов.
Исходя из определения предметно-развивающей среды, для её конструирования мы предлагаем использовать: иллюстративный материал, видеоматериалы, натуральные предметы, графические модели, природный материал. Предметно-развивающую среду групповых и кабинетных комнат мы предлагаем делить на две зоны: учебную и зону свободного развития. В учебной зоне следует поместить демонстрационные пособия, раздаточный дидактический материал, модели геометрических фигур, все, что педагог непосредственно используют в процессе обучения. В зоне свободного развития следует отвести небольшое пространство для организации игр с детьми. В стене можно разместить стеллажи с литературными произведениями (стихи, сказки о геометрических фигурах, цифрах), дидактическими играми («Математическое лото», «Геометрическое домино», др.), атрибуты для театрализованных игр, расположение которых позволит детям свободно брать материал для игр.
Как показал обзор теоретической и методической литературы, для сенсорного развития детей необходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети могут получить как в процессе специально организованного обучения, так и в процессе проведения режимных и повседневных моментов. Воспитание элементарных культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, элементарные трудовые поручения, игры детей с природным материалом, с бытовыми предметами, с бумагой расширяют их жизненный опыт, помогают овладевать предметно-практическими действиями, которые становятся основой для формирования элементарных математических представлений [1, 3, 4].
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей со сложной структурой дефекта строится на игровой основе. Мы хотели бы сделать акцент на игровом материале, который еще не нашел должного отражения в специальной методической литературе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников со сложной структурой дефекта. Это наблюдения и экскурсии, игры с пальчиками, песком, водой, с бытовыми предметами (например, прищепками, резинками для волос, бигудями и т.п.), использование художественной литературы в играх с математическим содержанием (например, пространственные, количественные и величинные свойства и отношения представлены ярко в сказке «Репка»), театрализованные игры и сюжетно-дидактические игры, а также использование адаптированных компьютерных игр математического содержания.
На занятиях по формированию элементарных математических представлениях, в проведении повседневных моментов наряду с другими обучающими материалами мы рекомендуем использовать мультисенсорное пособие «Нумикон». Остановимся кратко на характеристике и возможных вариантах использования этого пособия.
Нумикон — это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996 — 1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику [3].
На начальном этапе дети знакомятся с Нумиконом, они играют и манипулируют с деталями: крутят в руках формы и штырьки; надевают их на пальцы; вылавливают сачком из воды; закапывают/откапывают в песке; собирают бусы, нанизывая штырьки на шнурок; делают оттиски форм на пластине/тесте;ищут их на ощупь в «Волшебном мешочке». Дети узнают, что детали имеют разные цвета, размеры, что в каждой форме есть разное количество отверстий.
Формы Нумикон можно использовать при конструировании (по подражанию, по образцу, по схеме) дорожек, домиков, животных, машинок и др. Дети учатся располагать формы рядом друг с другом, состыковывать их.
Формы Нумикон можно сравнивать по размеру. Дети могут выкладывать формы в последовательности от меньшей формы к большей и наоборот.
Формы Нумикон можно соотносить с цифрами.
На следующем этапе, детям предлагается пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них штырьки, камушки и т.п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме.
На последующих этапах Нумикон используется как дополнительный наглядный материал при выполнении действий на сложение и вычитание.
Нумикон имеет очень большой потенциал при использовании его в организации предметно-развивающей среды. Например, формы Нумикона можно использовать как дополнение к настенным часам. И соответственно, при изучении такого раздела как формирование временных представлений.
Таким образом, возможности использования Нумикона очень разнообразны, его можно использовать как на занятиях по сенсорному развитию, так и во время свободных игр.
Опираясь на современные исследования в области коррекционной педагогики и практический опыт специалистов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта, мы придерживаемся положения, что у вышеназванной категории детей в условиях дизонтогенеза при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи, при создании и использовании предметно-развивающей среды, при включении в коррекционно-развивающее обучение современных пособий и игр могут быть сформированы элементарные математические представления.
Литература:
1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2002.
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: СОЮЗ, 2001.
3. Нумикон как эффктивный метод обучения детей с синдромом Дауна математике — приложение к книге «Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. Методическое пособие». Под ред. Урядницкой Н.А. Москва,2012 г., С.127-137.
4. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. — М.: Изд-во МПГУ, 1997.