Принципы комплексного использования электронных средств учебного назначения по математике
Авторы: Тангиров Хуррам Эргашевич, Маматкулова Умида Эшмирзаевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 03.06.2017
Статья просмотрена: 88 раз
Библиографическое описание:
Тангиров, Х. Э. Принципы комплексного использования электронных средств учебного назначения по математике / Х. Э. Тангиров, У. Э. Маматкулова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12540/ (дата обращения: 15.11.2024).
Отбор компонентов различных электронных средств учебного назначения (ЭСУН) по математике, предназначенных для использования в процессе обучения, следует осуществлять с учетом педагогико-эргономических требований к ним. К педагогическим требованиям относятся следующие: соответствие содержания электронного средства учебного назначения целям и задачам, определяемым принятой в средней общеобразовательной школе программой обучения и уровнем начальных знаний учащихся по математике; соответствие дидактическим принципам обучения; обеспечение возможности автоматизации процессов диагностирования знаний, умений учащихся с последующим исправлением недостатков и восполнением обнаруженных пробелов в знаниях; обеспечение возможности многократного повторения учебных фрагментов, возвращения к предыдущим заданиям; наличие инструментальных программных средств для создания учителем авторских уроков, создания и тиражирования различных вариантов тестов для автоматизированного контроля и самоконтроля учащихся. К эргономическим требованиям относятся следующие: соответствие учебного содержания ЭСУН возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; обеспечение возможности регулировать индивидуальный темп работы учащихся, предоставляя различный режим работы и варианты заданий; обеспечение средствами компьютерной визуализации эмоциональной привлекательности учебного материала, направленной на создание условий для дополнительной мотивации и стимулирования учащихся к самостоятельному приобретению знаний; соответствие установленным нормам изображения и качеству звука [2, с. 54–55]. Таким образом, ввиду недостаточной реализации всех возможностей информационных технологий (ИТ) в отдельном ЭСУН, следует отметить целесообразность использования их отдельных компонентов, обеспечивающих: возможность наглядного представления на экране учебной информации; автоматизацию вычислительной и поисковой деятельности; автоматизацию контроля полученных знаний, умений и самоконтроля учащихся; автоматизацию подбора различных вариантов учебных заданий и оказание оперативной помощи в условиях незамедлительной обратной связи.
В Указе «О Государственной общенациональной Программе развития школьного образования на 2004–2009 годы» ставит на повестку дня наряду с укреплением материально — технической базы школ создание электронных учебников, основанных на современных информационных технологиях, и его применение в процессе обучения. Электронные средства обучения даёт возможность повысить качество учебного процесса, облегчить труд учителя, повысить уровень знаний учеников, пользоваться компьютерной техникой в процессе обучения. Учитывая всё это, начали создавать электронные учебники по физике, математике, информатике, географии и др. для общеобразовательных школ. В этом процессе должны принимать участие учитель, психолог, специалист по контролю результатов — анализов (тестолог), дизайнер, веб-мастер, программист. При решении таких проблем создание электронных средств обучения в определенной мере является направляющим к цели путём. В том числе, мы создали электронных средств обучения по основе учебника алгебры (7–9 классах) для общеобразовательных школ [4].
Рассмотрим принципы комплексного использования ЭСУН по математике [2].
- Принцип визуализации. Учебный материал усваивается гораздо лучше, когда используется «многоканальность» восприятия, т. е. слуховое восприятие дополняется зрительным. При этом необходимо учитывать различные механизмы восприятия и мышления учащихся. Бабанский Ю. К. отметил, что природе развивающего обучения в большей мере соответствует динамическая наглядность [1]. Роберт И. В. определяет преимущества компьютерной визуализации учебной информации: наглядное представление на экране объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; представление процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости — в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса [3, с. 185]. Поэтому в процессе обучения математике следует использовать ЭСУН для возможности визуализации учебного материала. Например, при изучении темы «Доли и дроби», ученик, задавая числовые значения числителя и знаменателя, получает возможность наблюдать на экране появление на круге или квадрате в заданном цвете «готовые» дроби.
- Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя. Использование ЭСУН при обучении математике способствует развитию творческих способностей учащихся за счет осуществления исследовательской и творческой деятельности с математическими моделями изучаемых объектов и процессов, представленных на экране и активизируют творческую деятельность обучаемого в условиях автоматизации поиска учебной информации. Реализация рассматриваемого принципа обеспечивает совпадение в познавательной деятельности учащегося мотива и цели обучения, насыщает деятельность ученика творческими и эмоциональными элементами. Используя ЭСУН, учитель должен иметь возможность организации различной деятельности учащихся на уроке: репродуктивной, создание проблемной ситуации, экспериментально-исследовательской и т. д. Комплексное использование ЭСУН расширяет возможности для творческого развития учащихся, развивает повышенный интерес к изучаемому материалу, позволяет увеличить объем учебного материала, его вариативности и наглядного представления на экране.
- Принцип активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся. В условиях комплексного использования ЭСУН на уроках математики учителю необходимо конструировать учебные ситуации таким образом, чтобы учащиеся в процессе самостоятельной деятельности могли «добывать» необходимую учебную информацию за счет возможности осуществления поисковой деятельности. Активизации самостоятельной деятельности учащегося способствует возможность выбора индивидуального темпа учебной деятельности в условиях обеспечения интерактивного диалога, а также возможность автоматизированного подбора различных вариантов учебных заданий и оказания оперативной помощи учащимся в условиях незамедлительной обратной связи. Таким образом, при комплексном использовании ЭСУН обучающая деятельность учителя должна иметь определенную тенденцию к минимизации, а самостоятельная учебная деятельность учащихся — тенденцию к оптимизации.
- Принцип систематичности использования ЭСУН предполагает необходимость систематической и планомерной реализации на уроках математики возможностей ИТ в процессе: поиска учащимися учебного материала; автоматизации контроля результатов учебной деятельности; компьютерной визуализации представления учебной информации; выполнения тренировочных упражнений при построении на экране графиков и диаграмм различных зависимостей; осуществления вычислительных операций; формирования и развития пространственного воображения и т. д.
- Принцип взаимосвязанности предполагает возможность сочетания различных компонентов электронного средства учебного назначения для реализации определенных методических целей. Целесообразно взаимосвязанное сочетание различных ЭСУН по математике для использования в процессе поиска учащимися учебного материала; автоматизации контроля результатов учебной деятельности; компьютерной визуализации представления учебной информации; выполнения тренировочных упражнений при построении на экране графиков и диаграмм различных зависимостей.
- Принцип вкрапления игровых ситуаций. При комплексном использовании компонентов ЭСУН возможно проведение разнообразных познавательных игр, направленных на повышение мотивации учебной деятельности учащихся. В процессе познавательной игры творческая деятельность учащихся заключается в поиске решения поставленной задачи на основе имеющихся знаний. Проекты, решения, идеи, выработанные в ходе игры, глубже воспринимаются учащимися за счет наличия альтернатив, оптимальности решений, их реалистичности и реализуемости. В игре происходит встреча и взаимодействие участников — носителей различных, порой прямо противоположных, интересов. В процессе принятия индивидуальных и совместных решений с партнером по интеллектуальной игре в условиях обратной связи вырабатывается некая модель оптимального решения, и одновременно апробируются ведущие к нему пути. Интеллектуальная игра, независимо от ее конкретной формы и поставленной организаторами цели, реализует функции самообучения и самоорганизации и носит импровизационный характер: возникающие ситуации часто непредсказуемы, а любое решение, принимаемое участником игры, основано на его собственной трактовке происходящего. Каждая познавательная игра, несмотря на все различия целей, правил, имеет информационную структуру, обусловливающую способы коммуникации между ее участниками.
- Принцип психологической комфортности предполагает наличие дружественного интерфейса, направленный на сохранение здоровья ребенка и создания комфортных условий для осуществления учебной деятельности.
Таким образом, выявлена целесообразность применения в процессе обучения математике компонентов различных ЭСУН, отобранных с учетом педагогико-эргономических требований и принципов их комплексного использования.
Литература:
- Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Никонова Н. В. Методические подходы к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в средней общеобразовательной школе (на примере обучения математике в 5–6 классах). Дисс.... канд. пед. наук. — М., 2007. — 156 с.
- Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.
- Тангиров Х. Э., Хаитова Н. Ф. Использование электронных средств обучения при изучении курса «Алгебра» // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2013. — № 4 (51). — С. 34–38.