Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы
Автор: Пардаева Зульфия Джураевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 08.06.2017
Статья просмотрена: 451 раз
Библиографическое описание:
Пардаева, З. Д. Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы / З. Д. Пардаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12555/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются современные подходы к повышению квалификации педагогических кадров в образовательной системе Республики Узбекистан; раскрыты пути внедрения зарубежных образовательных технологий в программу повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы, рассмотрено проектирование и планирование итогового квалификационного проекта (micro-teaching) слушателя курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по направлению «Филология и обучение языкам» (русский язык и литература).
Ключевые слова: квалификация, кадры, вопросы, преподаватели, повышение, образовательная система, русский язык и литература
Повышение профессиональной компетенции преподавателей является актуальной проблемой современной образовательной системы, так как компетенция представляет собой сумму знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют совершать различные действия, обусловленные конкретными мотивами и целями, поставленными, в том числе, и самим преподавателем.
Педагогическая компетенция преподавателя русского языка и литературы формируется в процессе деятельности, усовершенствуя профессиональных навыков, он использует в образовательном процессе технологические подходы. Процесс повышения квалификации при данной деятельности — «это приобретение современных знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей в самостоятельной совершенной педагогической, учебно-познавательной, социальной и культурно-досуговой сферах деятельности».
Организация системы повышения квалификации педагогических кадров требует пристального внимания в условиях кардинальных преобразований, в свете Постановления первого Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10.12.2012 года и Указа первого Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» от 12.06.2015 года. Стратегия обновления содержания образования ставит изучение русского языка и литературы в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение русским языком необходимо каждому специалисту для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения социализации в современной поликультурной среде. Требования к современному преподавателю русского языка и литературы предполагают мобильность, поддерживаемую совершенным знанием не только преподаваемого языка, но и последних достижений и инноваций по преподаваемой дисциплине, а также современных методов организации учебного процесса.
Одной из важнейших задач реформирования системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы является коренное обновление квалификационных требований с учетом передового международного опыта. Данные изменения направлены на интеграцию науки, образования и практики, что является ключевым фактором обеспечения качества подготовки квалифицированных специалистов.
В этом отношении заслуживает особого внимания проводимое реформирование в нашей республике. Исходя из опыта проходившей обучение в Республиканском научно-практическом Центре развития инновационных методик обучения иностранным языкам при Узбекском государственном университете мировых языков, хочется рассказать о структуре работы по организацию повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы.
Республиканский научно-практический Центр развития инновационных методик обучения иностранным языкам при Узбекском государственном университете мировых языков организует обучение для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации в региональных и отраслевых центрах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших учебных заведений Республики Узбекистан.
В период повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы по направлению «Филология и обучение языкам» (русский язык и литература) были проведены занятия по модулям: «Вопросы образования в произведениях Президента Республики Узбекистан», «Передовые зарубежные опыты применения инновационных технологий при обучении иностранным языкам», «Технология принятия решения и системный анализ управления процессом высшего образования», «инновационные образовательные технологии и педагогическая компетенция», «Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранным языкам», «Электронная педагогика и проектирование личной профессиональной информационной площади педагога», «Интенсивные методы изучения практического иностранного языка», «Системный и стилистический анализы обучения иностранным языкам», «методические аспекты русской палеографии», «русский язык в инолингвокультурной среде»,«современный литературный процесс» (русская литература), «современный литературный процесс» (зарубежная литература).
Каждый слушатель курса был обеспечен учебным планом, в котором были распределены учебные часы по модулям. По завершению модуля слушатели сдали ассессменты.
Повышение квалификации педагогических кадров и изучение вопросов профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы осуществилось в Центре исходя из сущности и структуры педагогической деятельности, а также связанной с ними продуктивностью — одним из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Усовершенствование этих важных феноменов для преподавателей русского языка и литературы в процессе обучения осуществилось в целях развития личного педагогического мастерства, формирования знаний, умений и навыков в соответствии педагогической компетентностью. В процессе обучения, сдачи ассессментов каждый слушатель показал, что творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство (К. Чуковский), как творчество композитора и художника, учёного и поэта.
Общеизвестно, что, по сути, педагогическая деятельность носит творческий характер. Какова же взаимосвязь профессионализма и творчества в деятельности педагога? Может, эти понятия вообще синонимичны? Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых материальных или духовных ценностей. Критерий новизны может иметь как объективное содержание, так и субъективное. Однако при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме, выходящее за пределы решения возникшей задачи известными способами. Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством. Однако данные понятия не синонимичны: профессионально грамотные действия не являются непременно результатом творчества педагога.
Творчество в педагогической деятельности часто рассматривается как доминанта, не оставляющая места репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Как правило, репродуктивная деятельность признается лишь в качестве нежелательного, но необходимого перехода к творчеству. Недооценивается репродуктивность, так как в педагогической деятельности она имеет многоуровневую структуру: от неуверенного пересказа знаний до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Репродуктивность как способность и перестроить собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах проявилась как по Кейс технологии, технологии ситуаций и в деятельности каждого слушателя.
Цель повышения квалификации педагогических кадров и профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы — подготовка мастера педагогического труда, высококомпетентного в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалиста, умеющего репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, умения и навыки.
При составлении учебного плана для курсов повышения квалификации акцентировалось внимание на формулировании «технологических» выводов из психолого-педагогических исследований: как действовать в сложившейся ситуации; какой метод (обучения, воспитания) избрать, какой способ (общения, воздействия) целесообразен в данных условиях; в чем состоит его ограниченность [1, с. 9].
Так, как уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности (педагогической, социально-психологической, дифференциально-психологической), а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. Профессиональное мастерство тесно взаимодействует с творчеством. Истинное педагогическое творчество, которое проявилось в самостоятельных работах слушателей, соответствовало объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности.
Творческая активность слушателей нашего потока показала, насколько эффективно применение инновационных технологий при преподавании русского языка и литературы. Это подтверждается тем, что создание новой системы из известных элементов — уже проявление творчества. Построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода. Существует два вида результатов педагогической деятельности. Один из них относится к функциональным продуктам деятельности (уроку, занятию, методу, методике). Другой (и главный) предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности обучающихся). Иначе говоря, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам обучающийся, развитие его личности, способностей и компетентности. Поскольку каждый обучающийся объективно неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является непременно креативной, уже по самому строгому критерию.
Следует отметить личностно ориентированный подход организации повышения квалификации педагогических кадров. Это проявилось и при обучении модулям, и в разработке современного практико-ориентированного итогового квалификационного проекта для системы переподготовки и повышения педагогических кадров. Итоговый квалификационный проект призван осуществить решение следующих задач:
− внедрение полученных теоретических знаний в практический процесс организации занятий по русскому языку и литературе;
− повышение уровня учебной и научно-методической работы в образовательных учреждениях;
− формирование образовательной среды, основанной на интенсификации образовательного процесса в преподавании русского языка и литературы с использованием активных форм и методов обучения, современных информационно-коммуникативных технологий.
Методические рекомендации по разработке итогового квалификационного проекта для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших учебных заведений Республики Узбекистан включают в себя конкретные шаги для построения, написания и подготовки итогового квалификационного проекта и критерии его оценки, которые помогли в процессе выполнения итогового квалификационного проекта.
Слушатели, при выполнении итогового квалификационного проекта синтезировали такие методологические подходы, как системный, деятельностный, личностно ориентированный, креативный, технологический и информационный.
Разрабатывая теоретическую и практическую часть проекта, слушатели структурировали функциональные компоненты педагогической модели: гностический; проектировочный; конструктивный; организаторский, коммуникативный, креативный, технологический, информационный.
В итоговом квалификационном проекте обосновав актуальность выбранной научной темы, уточнив цель исследования и его практическую значимость, проводив анализ результатов исследования и перспективу дальнейшего развития выбранной темы, слушатели показали пути практического применения теоретических положений работы, произвели соответствующие выводы и дали объективную оценку полученным результатам.
Выполнение итогового квалификационного проекта показало уровень овладения теоретическими и практическими знаниями, усвоенными за период обучения, а также степень профессиональной компетентности преподавателей русского языка и литературы проходивших курс повышения квалификации.
Литература:
- Ахмедова Л. Т., Лагай Е. А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. — Ташкент, «Фан ва технология», 2016. 325 с.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. — Москва, 1995. 124 с.
Ключевые слова
квалификация, вопросы, образовательная система, кадры, повышение, преподаватели, русский язык и литератураПохожие статьи
Коммуникативно-ориентированные методики обучения английскому языку
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в высшей школе. Также исследуются филологические аспекты подготовки педагога в современных условиях и по...
Повышение качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения в высших технических учебных заведениях
В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены резул...
Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре
В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы подготовки современного педагога в свете требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО 3+. Автор рассматривает один из важнейших аспектов подготовки нового педагога по...
Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности
В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...
Система подготовки и переподготовки педагогических кадров — важное направление развития современной системы дошкольного образования
В статье поднимается вопрос подготовки будущих специалистов для работы с детьми дошкольного возраста, а также их переподготовкой в процессе педагогической деятельности — это требование времени, которые предъявляет практика дошкольного образования к с...
Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности
В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...
Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры
Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы раз...
Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)
Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...
Похожие статьи
Коммуникативно-ориентированные методики обучения английскому языку
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в высшей школе. Также исследуются филологические аспекты подготовки педагога в современных условиях и по...
Повышение качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения в высших технических учебных заведениях
В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены резул...
Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре
В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы подготовки современного педагога в свете требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО 3+. Автор рассматривает один из важнейших аспектов подготовки нового педагога по...
Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности
В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...
Система подготовки и переподготовки педагогических кадров — важное направление развития современной системы дошкольного образования
В статье поднимается вопрос подготовки будущих специалистов для работы с детьми дошкольного возраста, а также их переподготовкой в процессе педагогической деятельности — это требование времени, которые предъявляет практика дошкольного образования к с...
Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности
В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...
Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры
Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы раз...
Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)
Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...