Модульное обучение как педагогическая технология
Авторы: Санакулова Зилола Абдухакимовна, Соибназарова Мукаддас Норпулатовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 03.06.2017
Статья просмотрена: 6822 раза
Библиографическое описание:
Санакулова, З. А. Модульное обучение как педагогическая технология / З. А. Санакулова, М. Н. Соибназарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12557/ (дата обращения: 15.11.2024).
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации.
Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю. 1869 г. в Гарвардском университете была внедрена образовательная программа, которая разрешала студентам самостоятельно выбирать учебные дисциплины. Уже к началу XX ст. во всех высших учебных заведениях США действовала элективная схема, по которой студенты по собственному усмотрению избирали курсы для того, чтобы достичь определенного академического уровня. Новый подход к организации образовательного процесса основывался на философии «обучения, в центре, которого стоит тот, кто учится». Образовательная деятельность рассматривалась как целостный процесс, который длится всю жизнь, не ограничиваясь лишь ВУЗом. Поэтому назначение университета заключалось в развитии творческого и интеллектуального потенциала студента, а не в передаче общего количества знаний, которые разрешат ему осуществлять определенные виды деятельности, студент способный сам определить, какие знания и навыки будут полезны для его будущей жизни.
В 1896 г. при Чикагском университете была создана первая школа-лаборатория, основателем которой, стал выдающийся американский философ и педагог Дж. Дьюи. Он подверг критике традиционный подход к обучению, который основывался на заучивании, и выдвинул идею «обучения через действие». Сущность такого образования заключалась в «конструировании» учебного процесса через взаимное «открытие знаний» как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Концепция индивидуализированного обучения была реализована в 1898 г. в США и вошла в историю как «батавия-план». Целью этой работы были исследования этапов становления теории модульного обучения, технологии и методики модульного обучения, а также анализ условий применения модульной педагогической технологии. Время ученика, отведенное для обучения, было распределено на два периода: коллективные занятия с учителем в первой половине дня и индивидуальные занятия с ассистентом учителем — во второй половине дня. Это дало рост показателей качества обучения. В 1916 X.Паркхерст на базе одной из общеобразовательных школ г. Дальтона подвергла испытанию новую образовательную модель, которая получила название «дальтон-план». Сущность этой модели заключалась в обеспечении ученику возможности по собственному усмотрению выбирать цель и режим посещения занятий каждого учебного предмета. В специально оборудованных кабинетах-лабораториях школьники в благоприятное для каждого из них время получали индивидуальные задачи. В процессе выполнения этих задач дети пользовались необходимыми учебниками и оборудованием, получали консультации у преподавателей, которым отводилась роль организаторов самостоятельной познавательной деятельности учеников. Для оценивания учебных достижений учеников использовалась рейтинговая система.
Под влиянием идей К.Ушинского, П.Каптерева и других русских и иностранных педагогов в 20-х гг. XX ст. в образовании начинают внедряться методы активного обучения. Объединяя элементы «дальтон-плана» и метода проектов, учителя-новаторы разработали новую модель обучения, которая получила название «бригадно-лабораторный метод». В 30-х гг. начинается критика индивидуализированного обучения Дж. Дьюи. Знание учеников, приобретенные эвристическим методом, оказывались поверхностными и фрагментарными. Альтернативой эвристическому обучению, которое превышало роль проблемно-поискового метода и преуменьшало роль репродуктивного педагогического подхода, стало программированное обучение, основоположником которого был Б.Скиннер. В 1958 году он предложил концепцию программированного обучения, сущность которой заключалась в поэтапном освоении простых операций, которые ученик повторял до тех пор, пока не выполнял их безошибочно. В 60-х гт. Ф.Келлер предложил интегрированную образовательную модель, которая объединила концепцию программированного обучения по педагогическим системам 20-х гг. Она получила название «план Келлера» и стала основой для формирования модульной педагогической технологии. Курс учебной дисциплины по «плану Келлера» распределялся на несколько тематических разделов, которые студенты изучали самостоятельно. Лекционный материал имел большей частью обзорный характер, а потому посещение лекций было не обязательным. К каждому разделу готовился специальный пакет, который содержал методические указания относительно изучения тем и материалы для самопроверки и контроля. Таким образом, студенты имели свободу выбора темпов и видов обучения. Перейти же к изучению следующего раздела, возможно, было только при условии усвоения предыдущих тем.
Модульное обучение в современном его виде было предложено американскими педагогами С. Расселом и С. Постлетуейт. В основу этой педагогической технологии был положен принцип автономных содержательных единиц, названных «микрокурсами». Особенность «микрокурсов» состояла в способности свободно объединяться между собой в пределах одной или нескольких учебных программ. Впервые упомянутая методика была реализована в университете имени Д.Пердью, а со временем получила распространение в других учебных заведениях США. На ее основе появились новые модификации, которые, обобщив педагогический опыт их внедрения, сформулировали единое понятие — «модуль», что дало название модульной технологии обучения.
Модульное обучение в России стало известно в 80-х годах благодаря исследованию Юцявичене П. А. он понимал под модулем «целевой функционал» в котором учебное содержание и технологи овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. В основе отечественной модульной системы организации учебного процесса (И. Я. Лернер, Е. В. Сковин) лежит укрупнение блоков теоретического материала, его опережающее изучение, движение ученика по схеме «всеобщее — общее — единичное» с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в циклы деятельности. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению (О. В. Киричук, В. М. Монахов, А. В. Фурман).
Близки к такому мнению и В. М. Гараев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко, которые выделяют «интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме».
Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении модулей — законченных блоков информации. Неотъемлемой частью модульной технологии признан рейтинговый контроль.
Литература:
1. Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высш. шк. — 1987. — № 8.
2. Голощёкина Л. П., Збаровский B. C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. — СПб.: ЮНИТИ-ДАНА, 1993.
3. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 1997.