Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Автор: Чернова Алёна Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 07.06.2017
Статья просмотрена: 8290 раз
Библиографическое описание:
Чернова, А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста / А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/ (дата обращения: 15.11.2024).
Все чаще выпускники образовательных школ теряются при выборе будущей профессии. Это может быть связано с тем, что в процессе дошкольного и школьного воспитания недостаточно внимания уделяется формированию у детей представления о труде и конкретно, о той или иной профессии.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у детей дошкольного возраста необходимо формировать правильное представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение, развивать положительное отношение к труду. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке сознательного отношения к созидательной деятельности, которая впоследствии становиться смыслом существования всего человечества.
Педагог при этом занимает далеко не последнюю роль. Именно в детском саду ребенок через игру, примеряя на себя роли взрослых в различных видах деятельности, впервые узнает о профессиях, учится наблюдать за работой взрослых, которые их окружают. Поэтому главной задачей педагога становится — направить деятельность ребенка на то, чтобы у него появилось желание и потребность в самостоятельном получении трудовых знаний умений и навыков.
Ребёнку младшего дошкольного возраста свойственен интерес к деятельности взрослых. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям освоить первые представления о труде как о способе создания и преобразования предметов, необходимых людям.
Знакомя детей младшего дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых, педагог, в первую очередь, знакомит детей с конкретными представлениями о труде взрослых, учит ценить его, стремиться возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно с этим, воспитатель стремиться решить задачу воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое значение: оно уточняет представления детей, развивает любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствует выработке положительного отношения, уважения к труду.
Чаще у детей младшего дошкольного возраста представление о труде формируется при помощи дидактических игр, о которых писала ещё Е. И. Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели — ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность».
При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых можно использовать следующие дидактические игры:
1) «Кто что делает?» (игра конкретизирует представления о профессиях);
2) «Кому что нужно для работы?» (игра уточняет название и назначение предметов, необходимых людям разных профессий);
3) «Четвёртый лишний» (игра учит классифицировать, обогащает словарь по всем грамматическим категориям);
4) «Помоги повару» (игра углубляет знания о способах и последовательности приготовления блюд);
5) «Почини грузовик» (игра закрепляет название частей грузовика, развивает речь.);
6) «Какая картинка лишняя?» (игра учит детей обобщать и классифицировать, активизирует глагольный словарь).
В среднем дошкольном возрасте перед воспитателем, в первую очередь, стоит задача по формированию у детей привычки к трудовому усилию. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений и систематическом вовлечении в труд всех детей. Педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков. При организации общего труда необходимо равномерно распределять работу между детьми, чтобы у них была возможность закончить работу приблизительно в одно и то же время. Если педагог замечает, что ребенок отстает от сверстников, то тут же помогает ему, тем самым воспитывает в детях взаимопомощь. В средней группе вводятся дежурства: с начала года — по столовой, со второй половины учебного года — по подготовке к занятиям.
Воспитание ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности может быть успешным только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий. На данном этапе педагог развивает волевые усилия у детей, что, несомненно, важно при будущем выборе профессии.
В старшем дошкольном возрасте задачей педагога становиться обобщение всех полученных знаний с помощью различных видов деятельности. У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания:
1. об отдельных трудовых процессах и их результатах;
2. о процессах, входящих в тот или иной вид труда.
С целью закрепления и уточнения знаний организуются викторины, дети продолжают играть в дидактические игры, рисуют свою будущую профессию, разучивают пословицы и поговорки о труде.
Читая детям художественную литературу, педагог развивает любовь к труду. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием.
Полезно читать детям и авторскую художественную литературу, например, в произведении «Кем быть?» В.Маяковского, «А что у вас?» С.Михалкова, показан процесс труда, в рассказах «Как печатали нашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А.Ивича и др., рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А.Членова, «Сквозь буран» И.Винокурова).
Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.
С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
При формировании представления о труде можно почитать детям следующую литературу:
- В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк»;
- С. Маршак «Почта»;
- С. Михалков «Дядя Степа»;
- Л. Воронкова «Маленький Соколик»;
- Я. Тайц «Послушный дождик»;
- С. Баруздин «Кто построил этот дом»;
- М. Большинцов «У самого синего моря»;
- М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»;
- И. Винокуров «Самолет летит»;
- М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»;
- Н. Саконская «Песенка о метро»;
- М. Исаковский «Вишня».
Дети старшего дошкольного возраста учатся замещать предметно-схематические модели схематической моделью. Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинки, обозначающей трудовой процесс.
В этом возрасте также усложняются знания детей о профессиях: теперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами, отдаленными от окружения детей, например, пожарный, учитель, ветеринар и др.
Показателями знаний о труде служат следующие компоненты:
1) наличие знаний о труде взрослых;
2) умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе;
3) умение анализировать собственную трудовую деятельность.
В ходе беседы с детьми старшей группы, был выявлен тот факт, что большинство детей поверхностно знают о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Почти никто не смог рассказать о последовательности выращивания овощей, пшеницы. Смутными были представления о быте сельских жителей, о связи тружеников города и села, об использовании техники в сельскохозяйственном труде. А как мы все знаем, это очень важная отрасль, которая нуждается в хороших специалистах. Важным компонентом в формировании представлений о труде является собственный опыт детей. Поэтому в летний период на участке были организованы сад, огород и поле, за которыми ребята могли самостоятельно ухаживать. Беседы с педагогом, личный опыт сделали свое дело. Уже в конце летнего периода, дети более четко понимали специфику работы в сельскохозяйственной отрасли.
Систематизация, обобщение знаний осуществляется в процессе бесед с детьми о труде. В разговоре с ребенком можно определить степень понимания той или иной профессии. Необходимо помнить, что детям нужно рассказывать обо всех профессиях, которые существуют в нашем мире.
Большую роль в формировании у детей представлений о труде занимают родители. Так как они являются источником знаний для ребенка. Поэтому, важно с пониманием относиться к тому, что ребенок интересуется работой мамы или папы. Правильное поведение взрослых в этой ситуации позволяет сформировать у них объективные знания о труде.
Для того чтобы заинтересовать ребенка в изучении данного вопроса, первоначально необходимо дать конкретные сведения о трудовых действиях и процессах, познакомить с материалами и оборудованием, с помощью которых возможно осуществлять трудовую деятельность. И конечно, ребенку необходимо увидеть конечный результат работы.
При формировании представлений о труде обязательно необходимо уделить внимание нравственному воспитанию дошкольников. Рассказать о значении труда человека, о важности любой работы и профессии. Особенно важно прививать любовь к труду, ведь труд — это основа благосостояния каждого человека и общества в целом.
Литература:
- Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с.
- Козлова С. А. Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». — М. 2000
- Нравственное и трудовое воспитание /под ред. Козловой С. А. — М. 2002 г.
- Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. Мозаика-Синтез, 2006.