Игра — основное средство формирования позитивного отношения к труду взрослых
Авторы: Салачева Юлия Олеговна, Фадеева Алина Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 07.06.2017
Статья просмотрена: 442 раза
Библиографическое описание:
Салачева, Ю. О. Игра — основное средство формирования позитивного отношения к труду взрослых / Ю. О. Салачева, А. С. Фадеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12564/ (дата обращения: 15.11.2024).
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Знакомство с профессиями взрослых происходит у дошкольников и развивается по мере взросления, через сюжетно-ролевые игры, сначала дети играют в бытовые сюжеты, те что видят вокруг себя. В «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». Среди этих игр большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми, дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
Также с детьми используются игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни: школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, село, армия).
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
Помимо простых и знакомых сюжетов связанных с трудом взрослых, есть такие, которые сложно понять городскому ребенку, например, профессии агропромышленного комплекса, для многих детей появление молока или произрастание пшеницы и прочих культур, является очень сложным в представлении вопросом., и объяснить это на картинках или в сюжетно-ролевых играх, без предварительной подготовки достаточно сложно. Для устранения этой проблемы нами был создан проект мини-фермы. В рамках года экологии двигатели на ферме использовались водяные, солнечные и на соляном растворе. При создании фермы, дети проявили инициативу в получении базовых знаний о солнечных батареях, о водяной мельнице, к проекту приобщили взрослых, и уже знакомые профессии электрика, сантехника, строителя, открылись для ребят, но уже не в рамках города, а в отдельно взятом уголке деревенской жизни. Ребята обогатили речевой словарь, разбираясь в коммуникациях сливов и закачки воды, с чем они не сталкиваются в повседневной жизни. Общаясь с электриком, получили азы знаний об электрической цепи, выяснили, что электричество возникает путем взаимодействия химических элементов, а не берется из розетки. Постройку фермы мальчишки начали с нуля, первым был выбран хозяин фермы: он ходил по разным «инстанциям», оформляя документы в банке — сюжетно-ролевая игра «Берем кредит в Банке», в кадастровой палате — «Заключаем сделку купли-продажи земли». Инициатива ребенка проявлялась в выборе персонажа, характера своего персонажа, и манере его поведения. В этих знакомых играх ребенок решал важные профессиональные вопросы и подготавливал себе базу для новой игры. «Строители» строят дом по проекту «дизайнера» и «архитектора». «Юный фермер» учился определять нужное количество дерева и камня с помощью конструктора и линейки, задавал вопросы, учился моделированию, каждый день погружаясь в нюансы агропромышленного комплекса. Сталкиваясь с новой профессией, дошкольники находили ее отражение в уже знакомых профессиях и потому изучали и знакомились, расширяли свои знания с интересом и удовольствием. Каждый день в созданной ферме появлялся новый элемент, что подкрепляло интерес и задействовало инициативу детей. Узнавая для чего на ферме новый загон для лошадей или комбайн, дети уточняли свои представления о новых профессиях комбайнера или ветеринара. Ребята узнавали сами и делились своими знаниями с другими детьми, привлекая их в свою игру. Дети объясняли: «Комбайнер — это водитель огромной машины комбайна, который собирает пшеницу, рядом с ним водитель КАМАЗа, который грузит пшеницу в кузов и отвозит в бункер». Дети работают совместно друг с другом, параллельно друг с другом выполняют свои роли, сменяя друг друга поддерживают бесперебойную работу комбайнера. Для дошкольников в игре открывается важность взаимодействия работы водителя КАМАЗа и водителя комбайна. По картинкам или рассказу воспитателя дошкольник, выросший в городе, не сможет понять важность работы бесперебойного конвейера, без погружения в эту среду. Знакомая профессия врача превращается в ветеринара, интерес дошкольника поддерживается приобретением новых знаний о животных, проживающих на ферме и о той помощи, которую квалифицированный ветеринар может оказать. С помощью взрослых дошкольники просмотрели несколько передач о работе ветеринаров на ферме и знания, полученные из передач, с удовольствием применяли при организации игр, лечили животных, устраивали выставки, ухаживали за детенышами животных. Сюжеты, увиденные детьми, прочно заняли свои мета в сюжетах игр на ферме. В процессе создания макета фермы дети познакомились с такими профессиями как птичник, зоотехник, оператор. Ферма разрабатывалась современная, ее возможно разместить в отдаленных уголках страны, и она будет способна обеспечить себя всем необходимым. Также современная ферма оснащена всеми возможностями современной компьютеризации. Поэтому оператор компьютерных гаджетов и системный администратор — тоже одна из необходимых профессий на ферме будущего. Таким образом, дети познакомились с далекими от городских реалий профессиями, путем погружения в фермерскую жизнь, решая проблемы, которые могут возникать при создании и жизнедеятельности фермы. Проект имел очень высокие показатели для развития самостоятельности мышления дошкольников. Дети проработали огромный пласт информации, нашли применение знаниям, полученным в предыдущие периоды, научились решать сопутствующие проблемы, почувствовали себя частью современного мира взрослых, почувствовали удовольствие от достижения своих целей и реализации идей.
Кроме того, участие в проекте помогло детям научиться публично выступать, свободно чувствовать себя перед аудиторией взрослых и детей. Теперь можно с уверенностью сказать, что в будущем дети будут способны свободно высказывать свое мнение перед аудиторией, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, действовать самостоятельно, без подсказки, свободно выражать свои чувства, ставить перед собой задачи и решать их самостоятельно.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. А ничто так не мотивирует ребенка на действия как успех.
Главной особенностью сюжетно-ролевых игр является соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилам вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Предполагаю, что задача каждого ребенка — стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше. Каждый ребенок — уникальная личность, развивается индивидуально.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания — все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.
Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Посредством освоения сюжетно — ролевых игр, инициативность дошкольника переходит в самостоятельность. Если инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, то самостоятельность ребенка — это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс, который дает возможность к адаптации в окружающем его мире.
Развитию позитивного отношения к труду взрослых и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста способствуют также дидактические игры, направленные на ознакомление с профессиями взрослых, со способами действий работников соответствующих профессий. Данные задачи помогает решать авторская игра Фадеевой Алины Сергеевны «Изображариум».
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание всесторонне развитого, высоконравственного человека. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. От того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.
Одним из благоприятных периодов для развития творческих способностей является старший дошкольный возраст. В этот период у детей уже достаточно развиты познавательная активность, впечатлительность, интуиция, а также яркость, конкретность представленных образов и лёгкость манипулирования ими.
Для развития наблюдательности, внимательности, способности строить логические цепочки, ассоциативного, креативного мышления, обучения взаимодействовать в коллективе автор предлагает авторскую дидактическую игру «Изображариум».
Игра развивает творческие способности с помощью эмоций, мимики, жестов. Игра «Изображариум» интеллектуальная, она расширяет словарный запас, развивает ассоциативное мышление, актёрское мастерство, повышает чёткость невербального общения, кроме этого она позволяет весело проводить время с друзьями.
Карточная игра «Изображариум» предназначена для двух и более детей от 5 лет. Она содержит набор карточек с изображением профессий, доступные ребенку для объяснения и понимания. Задача игроков — объяснять профессию на карточках с помощью мимики и жестов. Остальные участники игры стараются угадать, что изображает их товарищ. Игра ведется на время!
Игра имеет 5 карточек усложнений и 3 карточки упрощений, что позволяет вызывать дополнительный интерес детей и вводить новый сюжет игры.
Дети с удовольствием участвуют в игре. Сами организовываются на неё и играют без участия взрослых. В процессе игры обогащаются и расширяются знания о профессиях.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития представлений детей о профессиях взрослых имеет игра, которая является основным видам деятельности дошкольников.
Литература:
- Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с.
- Козлова С. А. Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». — М. 2000
- Нравственное и трудовое воспитание /под ред. Козловой С. А. — М. 2002 г.
- Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. Мозаика-Синтез, 2006.