Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»
Автор: Жестерев Степан Игоревич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 03.06.2017
Статья просмотрена: 130 раз
Библиографическое описание:
Жестерев, С. И. Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело» / С. И. Жестерев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 119-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12569/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современные образовательные стандарты высшего образования и закон “Об образовании в Российской Федерации” ставят перед системой высшего профессионального образования ряд требований:
- Индивидуализацию подготовки будущего бакалавра.
- Развитие навыков рефлексии у студентов.
- Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
- Активное участие студента в образовательном процессе.
- Конструирование студентом профессионально-личностного опыта.
- Саморазвитие студентов.
- Умение преподавателя сопровождать образовательный процесс.
Этим требованиями отвечает построение индивидуальных образовательных маршрутов. Концепция индивидуального образовательного маршрута основана на достижении личностно значимых результатах обучения. Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается дифференцированная образовательная программа, предоставляющая студенту право выбора и учитывающая требования основных работодателей и образовательные потребности, возможности и карьерные планы студента. Одним из условий построения индивидуального образовательного маршрута является создание модульной образовательной программы, которую разрабатывают с помощью внутрипредметных и междисциплинарных связях дисциплин. Цель модульной образовательной программы заключается в формировании компетенций, а средством их формирования компетентностно-ориентированные задания. Таким образом, проблема разработки компетентностно-ориентированных заданий в идеологии индивидуального образовательного маршрута становится актуальной.
Рассмотрим процедуру составления компентетностно ориентированных заданий в идеологии индивидуального образовательного маршрута:
- Подготовительный этап связан с созданием матричной дисциплинарной и междисциплинарной сети, с целью выявить ключевые модули дисциплин. После этого преподаватель осуществляет вводный контроль по дисциплине с целью выявления уровня знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций.
- Мотивационный этап заключается в определении целей прохождения индивидуального образовательного маршрута. Цели, задачи и предполагаемые результаты выполнения компетентностно-ориентированного задания формулируют, основываясь на целях прохождения индивидуального образовательного маршрута. По целям прохождения индивидуального образовательного маршрута студентов можно разделить на три группы:
А. Студенты, у которых цель стать образованными людьми. Студенты этой группы отличаются низкой профессиональной направленностью и высоким личностным самоопределением. Они не стремятся получить как можно больше знаний, а лишь те, которые им необходимы. Поэтому студентам этой группы предлагается выполнять предметные и межпредметные компетентностно-ориентированные задания.
Б. Студенты, у которых цель стать профессионалами своего дела. Студенты этой группы имеют среднюю профессиональную направленность. Они стремятся освоить только профессиональные дисциплины, поэтому им предлагается выполнять межпредметные и практические компетентностно-ориентированные задания. Это делается для того, чтобы привить интерес у студентов к своей дисциплине, продемонстрировать межпредметные связи своей дисциплины и специальности бакалавра.
В. Студенты, которых цель стать исследователями. Студенты этой группы имеют высокую профессиональную направленность и им предлагаются практические компетентностно-ориентированные задания.
3. Содержательный этап связан с выбором компетентностно-ориентированного задания, в котором преподаватель моделирует личностно значимую профессиональную или жизненную ситуацию, формулирует задание и выбирает источник информации, исходя из целей прохождения индивидуального образовательного маршрута.
4. Деятельностный этап связан с выполнением задания, способного организовать самостоятельную работу студентов.
5. Рефлексивный этап связан с анализом преподавателем и студентом выполнения компетентностно-ориентированного задания, поэтому инструмент проверки должен быть доступным студенту и преподаватель объясняет систему оценивания студенту. После выполнения студент дает обратную связь преподавателю. Ключи тестовых заданий, модельный ответ и аналитическая шкала могут быть инструментами проверки.
Рассмотрим компетентностно-ориентированные задания на примере дисциплины “Геология нефти и газа”. Во время обучения дисциплине “Геология нефти и газа” у студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело” формируются следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции:
- Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2)
- Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
- Способность составлять и оформлять научной-техническую и служебную документацию (ОП-5).
- Способность применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику (ПК-1).
Основными модулями по дисциплине “Геология нефти и газа” являются:
- Природные горючие ископаемые.
- Проблемы происхождения нефти и газа.
- Осадочные горные породы. Породы- коллекторы и породы- покрышки.
- Миграция углеводородов. Формирование залежей.
- Природные резервуары, ловушки, залежи.
- Закономерности в формировании и размещении залежей нефти и газа в земной коре.
- Поиски и разведка нефти и газа.
Примеры компетентностно-ориентированных заданий для студентов, у которых цель стать образованными людьми, указаны в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Предметное компетентностно-ориентированное задание по дисциплине “Геология нефти игаза”
Характеристика задания |
Цель сформировать ОП-5, ПК-1, О Задачи: научить описывать различные горные породы Предполагаемые результаты заключаются в том, что студент будет: Знать классификацию горных пород, порядок выполнения определения горных пород, правила составления таблиц для описания горных пород. Уметь определять, классифицировать и описывать горные породы. Владеть навыками составления таблиц. Быть способным по описанию горной породы дать её название, правильно составить таблицу для классификации горных пород. |
Стимул |
Представьте, что Вы нашли горную породу. |
Задачная формилировка |
Сделать макроскопическое описание горной породы |
Источник информации |
Лежащая горная порода возле Вас. |
Бланк для выполнения задания |
1. Название породы 2. Цвет 3. Структура 4. Текстура 5. Состав породы (Для обломочных пород отдельно состав обломков и цемента) 6. Крепость породы 7. Пористость 8. Включения 9. Вторичные изменения 10. Прочие признаки |
Инструмент проверки |
Таблица 2
Межпредметное компетентностно-ориентированное задание по дисциплине “Геология нефти игаза”
Характеристика задания |
Цель сформировать ПК-1 ОПК-2 Задачи: научить студента определять задачи основных этапов геологоразведочных работ. Предполагаемые результаты заключаются в том, что студент будет: Знать основные задачи и этапы геологоразведочных работ Уметь соотносить задачи с этапами геологоразведочных работ Владеть Быть способным определять задачи этапы геологоразведочных работ |
Стимул |
Проверьте Ваши знания пред зачетом |
Задачная формулировка |
Соотнесите основные задачи с основными этапами геологоразведочных работ |
Источник информации |
1. Выявление литого-стратеграфических комплексов, структурных этажей, ярусов, Определение характера основных этапов геотектонического развития, тектоническое районирование. 2. Выявление в разрезе нефтегазоносных и нефтегазоперспективных комплексов коллекторов и покрышек и Определение их геолого-геофизических свойств. 3.Установление основных характеристик месторождений для определения их промышленной значимости. 4.Выделение нефтегазоперспективных комплексов и зон возможного нефтегазонакопления, нефтегазогеологическое районирование. 5. Выделение наиболее крупных ловушек 6.Разделение месторождений на промышленные и непромышленные 7. Количественная оценка перспектив нефтезагоносности. 8. Выбор районов и установление очередности проведения в них поисковых работ. 9.Подсчет запасов залежей |
Бланк для выполнения задания |
Региональный этап Поисковый этап Разведочный этап |
Инструмент проверки |
Региональный 1,4,7 Поисковый 2,5,8 Разведочный 3,6,9. |
Примеры компетентностно-ориентированных заданий для студентов, у которых цель стать профессионалами своего дела, указаны в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Межпредметное компетентностно-ориентированное задание по дисциплине “Геология нефти игаза”
Характеристика задания |
Цель сформировать ОПК-2, ПК-1, ОП-5 Задачи: научить построению залежей и геологических разрезов. Предполагаемые результаты заключатся в том, что студент будет: Знать, как строить геологические разрезы и залежи. Уметь строить геологические разрезы и залежи, правильно понимать информацию, которая содержится в геологических разрезах и структурных картах, определять тип залежи. Владеть навыками построения геологических разрезов и ловушек. Быть способным строить геологические разрезы и залежи по данным, правильно понимать информацию, которая содержится в геологических разрезах и структурных картах. |
Стимул |
Представьте, что Вы работаете геологом. |
Задачная формулировка |
Построить залежь и геологический разрез. На разрезе изобразить контур и состав залежи, линии экранов, породы-коллекторы и породы-покрышки и другие детали определяющие данный тип ловушки. Дать полное название залежи. |
Источник информации |
Структурная карта |
Бланк для выполнения задания |
|
Инструмент проверки |
Таблица 4
Практическое компетентностно-ориентированное задание по дисциплине “Геология нефти игаза”
Характеристика задания |
Цель сформировать ОПК-2, ПК-1, ОП-5 Задачи: научить студента классифицировать нефть. Предполагаемые результаты заключаются в том, что студент будет: Знать классификацию нефти и компонентный состав нефти. Уметь по данным классифицировать нефть. Владеть навыками правильного понимания содержания документации. Быть способным классифицировать нефть, правильно понимать содержание документации. |
Стимул |
Представьте, что Вы работаете лаборантом в нефтегазодобывающем производстве. |
Задачная формулировка |
Вам дали описание пробы нефти. Ваша задача классифицировать эту пробу нефти и составить тригонограмму. |
Источник информации |
Нефть плотности 0,865 г/см3 вязкости 18,7 сСт содержит в себе 9,5 % смол, 2,4 % асфальтенов, 8,55 % парафина и 0,2 % серы. |
Бланк для выполнения задания |
1 По плотности эта проба нефти 1.1 очень легкая, 1.2 легкая, 1.3 средняя, 1.4 тяжелая, 1.5 очень тяжелая. 2 По вязкости 2.1 маловязкая, 2.2 средневязкая нефть, 2.3 высоковязкая 3 По содержанию смол 3.1 малосмолистая, 3.2 среднесмолистая, 3.3 высокосмолистая 4 По содержанию асфальтенов 4.1 малоасфальтенистая, 4.2 среднеасфальтенистая, 4.3 высоко асфальтенистая 5 По содержанию парафинов 5.1 малопарафинистые 5.2 среднепарафиновые 5.3 высокопарафиновые 6 По содержанию серы 6.1 малосернистая 6.2 сернистая 6.3 высокосернистая |
Инструмент проверки |
1.3; 2.2; 3.2; 4.2; 5.3; 6.1 |
Пример компетентностно-ориентированного задания для студентов будущих ученых указан в таблице 5.
Таблица 5
Практическое компетентностно-ориентированное задание по дисциплине “Геология нефти игаза”
Характеристика задания |
Цель сформировать ОПК-2, ОП-5, ПК-1 Задачи: Научить построению геологического разреза Предполагаемые результаты заключаются в том, что студент будет: Знать. как строить геологический разрез. Уметь строить геологические разрезы, правильно понимать информацию геологических разрезов. Владеть навыками построения геологических разрезов. Быть способным строить геологические разрезы по данным, правильно понимать информацию, которая содержится в геологических разрезах. |
Стимул |
Представьте, что Вы работаете геологом в нефтегазодобывающем производстве. |
Задачная формулировка |
Вам дали геологическое описание разреза Сургановного месторождения. Ваша задача построить геологический разрез не изученного месторождения Земфиры. Оба месторождения находятся на одной структуре. Изогипса не изученного месторождения -3900 м. |
Источник информации |
Общая мощность разреза, вскрытого скважиной 2 составляет 4170 м. Каменноугольная система разреза представлена известняками с прослоями глинистых пород. Мощность 720 м. Нижнепермские отложения представлены известняками, мергелями и аргиллитами. Мощность 2750 м. Отложения верхней перми представлены неравномерно чередующимися песчаниками, алевролитами и глинами. По всей толще содержатся прослои углистых аргиллитов и углей. Мощность 650 м. Мощность четвертичных отложений 50 м. |
Бланк для выполнения задания |
|
Инструмент проверки |
Для всех групп студентов также можно использовать аргументированное эссе. Аргументированное эссе лучше всего подходит для формирования компетенции способность к самоорганизации и самообразованию. Примером тем таких эссе могут быть современное состояние газоконденсатных месторождений республики Коми. В эссе бакалавр демонстрирует не только умение анализировать текст, но и свою профессиональную направленность.
Таким образом, в идеологии индивидуального образовательного маршрута можно выделить следующие требования к составлению компетентностно-ориентированных заданий:
- Создание матричной дисциплинарной сети, с целью выявления ключевых модулей дисциплины, по которым будут составляться предметные компетентностно-ориентированные задания.
- Создание матричной междисциплинарной сети, с помощью которой можно увидеть ключевые модули дисциплин для разработки межпредметных компетентностно-ориентированных заданий.
- Для практических профессиональных компетентностно-ориентированных заданий необходимое взаимодействие с основными работодателями, а также использование профессионального и житейского опыта студентов.
- Основываясь на психолого-педагогической диагностике студентов, составлять компетентностно-ориентированные задания.
- Личностная значимость для студента формулировки и/или полученного решения компетентностно-ориентированного задания.
- Формирование личностно-профессиональных качеств и/или присвоение нового знания, а также их демонстрирование являются целью решения компетентностно-ориентированных заданий.
- Условие задания выступает в качестве проблемной ситуации.
- Компетентностно-ориентированные задания должны носить деятельностный характер, способный организовать самостоятельную работу студентов.
- Использование различных источников информации компетентностно-ориентированных заданий.
- Вариативность решений компетентностно-ориентированных заданий.
- Вариативность оценивания преподавателем.
- Возможность самооценки результатов выполнения студентом.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 226 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата)".
- Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования [Текст]: учебное пособие/ Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В. и др. — СПб: НИУ ИТМО, 2014.– 98 с.
- Калугина О. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции посредством компетентностно-ориентированных заданий (из опыта преподавания в неязыковом вузе). [Текст]/ О. А. Калугина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. No 10 (52): в 2-х ч. Ч. II. С. 103–106
Похожие статьи
Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин
В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнона...
Похожие статьи
Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин
В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнона...