Основные направления и формы внеурочной деятельности по математике в средней школе в условиях введения ФГОС ООО (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 08.06.2017

Статья просмотрена: 6615 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Е. А. Основные направления и формы внеурочной деятельности по математике в средней школе в условиях введения ФГОС ООО (из опыта работы) / Е. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12585/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходит в любой момент их деятельности. Но в условиях внедрения ФГОС внеурочная деятельность по предмету приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

На современном этапе в средней школе наблюдается снижение интереса учащихся к учебным предметам физико-математического цикла, что влечет за собой ухудшение успеваемости и снижает общий уровень развития детей. А так как основными целями внеурочной работы по математике являются: формирование у учащихся качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе, развитие интереса к математике, развитие творческих способностей, расширение математического кругозора школьников, и другие. То именно внеурочная работа по математике может служить одним из факторов повышения уровня математического образования и образования вообще,

Проанализировав требования стандартов к внеурочной деятельности, можно сделать ряд выводов относительно внеурочной работы по математике:

‒ внеурочная деятельность должна дополнять основную образовательную программу школы наравне с программами по учебным предметам и

‒ во внеурочной деятельности можно использовать разработанные ранее методики внеклассной работы по математике, если вводить в программу планируемые результаты ее освоения;

‒ планируемые результаты освоения программы должны включать в себя одно или несколько направлений: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную (общая и предметная) и общепользовательскую ИКТ — компетентность обучающихся, опыт проектной деятельности, основы читательской компетенции, навыки работы с информацией;

‒ достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения.

Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике. Выделим три вида: работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т. е. дополнительные занятия по математике; работа с учащимися проявляющими интерес к математике или одаренными детьми; работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.

Внеклассная работа должна подчиняться следующим принципам: принцип развивающего обучения, принцип научности, принцип наглядности, принцип личной заинтересованности учащегося, принцип добровольного участия, принцип сотрудничества.

В средней школе часто используют следующие формы внеклассной работы: математический кружок, факультатив; олимпиады, конкурсы, викторины; математические дискуссии; неделя математики; школьная и классная математическая печать; изготовление математических моделей; математические экскурсии.

Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой-либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т. д.

Основным видом внеурочной работы по математике в школе являются факультативные занятия по математике и кружки. Это одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий.

Уже при организации математического кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятии, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.

К организации работы математического кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях математического кружка учитель должен создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Главной же целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

Программа основного курса математики вместе с программой факультативных занятий по математике для средней школы составляют программу повышенного уровня по математике.

Оценить итоги кружковой и факультативной работы в школе можно по результатам всевозможных олимпиад и конкурсов.

Главная ценность олимпиад состоит не только в выявлении победителей и награждении особо одаренных учащихся, но и в общем подъеме их математической культуры, интеллектуального уровня и заинтересованности в предмете. Поэтому целесообразно организовывать большое количество соревнований по математике, участвовать в дистанционных конкурсах, чтобы ребенок смог увидеть разнообразие математических игр и почувствовать свой, пусть маленький, но успех. Здоровое соперничество в соревнованиях, нежелание уступить друг другу способствуют тому, что они читают больше дополнительной литературы, активнее участвуют во внеклассной работе.

Одной из форм внеурочной деятельности является школьная математическая печать, которая дает педагогу возможность прививать интерес учащихся к математике, развивать творческие способности учащихся.

Можно выделить несколько основных видов математической печати, которые используют в средней школе: математические газета и стенгазета, математический стенд, журнал математического кружка. Кроме того, используются также и другие формы математической печати, такие как: «Уголок математики» в классном уголке, математическая фотогазета, монтажи фотографий и рисунков, математические альбомы.

Содержание газеты должно быть разнообразным. Например: математическая жизнь в нашей школе (наш кружок, недостатки в его работе, что было на заседании кружка, о математическом вечере предшествующем или предстоящем, связь с другими кружками и др.); математическая жизнь в нашей стране (математические олимпиады и турниры, достижения школьников, выдающиеся математики и их открытия и др.); краткое изложение некоторых математических вопросов (можно в нескольких номерах газеты помещать целую серию заметок, связанных общностью темы); биографии выдающихся математиков; заметки по истории математики небиографического характера; геометрические иллюзии, занимательные задачи, софизмы, парадоксы, арифметические ребусы, математические стихотворения; математический юмор и многое другое.

Но наиболее эффективное средство формирования ключевых компетенций школьника и одна из распространенных на сегодняшний момент форм внеурочной деятельности — проектная деятельность.

В федеральных государственных стандартах проектной деятельности уделяется особое внимание.

Проект — это самостоятельная творческая завершенная работа ребенка, выполненная под руководством взрослого. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т. п.

Алгоритм работы над творческим проектом включает в себя следующие этапы:

  1. Определение темы. Мотивация, целеполагание, получение базовых данных, формирование группы.
  2. Планирование.
  3. Теоретическая подготовка.
  4. Исследование.
  5. Анализ результатов и оформление проекта.
  6. Защита проекта. Конференция. Выставка и соревнования.
  7. Оценка и коррекция

Работа над проектом это достаточно сложный, трудоемкий процесс, мы это видим по алгоритму.

Еще одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики, которая проводится с целью активизации внеурочной деятельности. Разнообразные формы проведения этих мероприятий возбуждают и поддерживают у учеников интерес к предмету и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний.

Обычно в школах проходит «Неделя математического цикла». В некоторых школах это целый месяц, в течение которого проводятся: КВНы, Брейн-ринги, игры «Что? Где? Когда?», викторины и т. д., ежегодный конкурс презентаций по математике, выставки стенгазет, выставка геометрических моделей, выполненных своими руками и многое другое. Это дает учащимся возможность проявить свой талант, смекалку, мышление, оценить себя и других.

Наиболее увлекательной формой внеурочной деятельности в школе является организация математического школьного лагеря.

В России математические школы (лагеря) получили достаточно широкое распространение, но направлены они больше на развитие математически одаренных школьников. Однако в многих городах математических лагерей крайне мало и школе приходится справляться своими силами.

Содержание занятий в лагере не обязательно должно быть только математической направленности (это математическая викторина, занимательная математика, занятие кружка и т. д.). Это могут быть и «Уроки интеллектуального творчества», «Психологический тренинг» (тренировка памяти, внимания, наблюдательности, формирование лидерских качеств личности), а так же спортивные соревнования, экскурсии в учебные заведения, посещение кружков робототехники, просмотры научно-популярных фильмов, и многое другое. Во время работы лагеря можно проводить защиту проектов, творческую мастерская и в большом количестве (ежедневно) конкурсы, игры, соревнования, в том числе не только математические: «Интеллектуальный марафон», «Математическая карусель», «Математический Брейн-ринг», «Математическая перестрелка», «Логический лабиринт», «Математическое ориентирование», «Математический бой», и многое другое.

Все внеклассные занятия по математике строятся так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Необходимо используется естественная любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к своему предмету.

Внеклассные занятия играют большую роль в совершенствовании математического образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объем и сложность изучаемого материала.

Внеклассная работа по математике помогает учащимся на уровне сдавать итоговую аттестацию и позволяет выпускникам реализовать свои способности, расширять знания об окружающем мире, приобретать коммуникативные навыки, организаторские умения, способствует формированию положительной мотивации к продолжению образования.

Помните, что знания, мудрость, творчество, неравнодушие учителя, его доверие и взаимопонимание с учащимися — это слагаемые успеха внеурочной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеурочная работа, математик, математический кружок, школа, занятие, предмет, проектная деятельность, учащийся.

Похожие статьи

Условия успешной реализации исследовательской деятельности школьников по биологии на основе ФГОС основного общего образования

Возможности использования программного продукта «Психология в школе» для психологической диагностики результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках реализации ФГОС

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы)

Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа)

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

Профессиональная компетентность учителя физики с позиции ФГОС ООО и ФГОС С (П) ОО

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Возможности внеурочной деятельности по английскому языку как средство реализации ФГОС нового поколения в условиях интеллектуальной лингвистической школы

Похожие статьи

Условия успешной реализации исследовательской деятельности школьников по биологии на основе ФГОС основного общего образования

Возможности использования программного продукта «Психология в школе» для психологической диагностики результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках реализации ФГОС

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы)

Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа)

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

Профессиональная компетентность учителя физики с позиции ФГОС ООО и ФГОС С (П) ОО

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Возможности внеурочной деятельности по английскому языку как средство реализации ФГОС нового поколения в условиях интеллектуальной лингвистической школы