Совершенствование навыков чтения ребенка в условиях семьи (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Науменко, Н. А. Совершенствование навыков чтения ребенка в условиях семьи (из опыта работы) / Н. А. Науменко, В. Н. Хаустова, И. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12664/ (дата обращения: 16.11.2024).



Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга — и воспитатель, учитель, и друг. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Дети младшего школьного звена находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

К упражнениям по совершенствованию навыков чтения относятся:

1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

“Игра в прятки”: родитель-ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”: родитель в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ребенку больше помогает такой вид работы, как “чтение за диктором”. Диктором может быть родитель. Большую пользу приносит и хоровое чтение. При чтении важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Гораздо лучше, если домашняя тренировка проводится тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитывает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадрик — опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много образовательных программ для детей младшего школьного возраста.

Надо стремиться достигнуть скорости 80–90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса — 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаем следующие рекомендации:

  1. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
  2. При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
  3. Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
  4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
  5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
  6. Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
  7. Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
  8. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух — полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
  9. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
  10. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
  11. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
  12. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чтение, скорость чтения, упражнение, вид чтения, интерес, книга, минута, осознанное чтение, родитель.

Похожие статьи

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Совершенствование методики преподавания математики в средней школе на основе информационных технологий

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Совершенствование методики преподавания математики в средней школе на основе информационных технологий

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)