Формирование языковой и коммуникативной культуры младших школьников
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Мальцева Наталья Николаевна, Губарева Елена Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 24.06.2017
Статья просмотрена: 228 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Формирование языковой и коммуникативной культуры младших школьников / В. Н. Хаустова, Н. Н. Мальцева, Е. Г. Губарева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12665/ (дата обращения: 15.11.2024).
Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Поэтому проблема формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы стала наиболее актуальной.
В настоящее время со всей остротой встала проблема, связанная с формированием языковой и коммуникативной культуры. Существует два типа коммуникации. При первом варианте идет трансляция информации от одного человека к другому: адресант передает сообщение адресату, а сам остается неизменным в ходе этого акта. Такой тип коммуникации характерен, в частности, для традиционной педагогической деятельности и чреват родом интеллектуального иждивенчества, при котором адресат не желает самостоятельно добывать информацию, а ожидает ее трансляции в готовом и удобном для себя виде. Второй тип коммуникации заключается в самостоятельном поиске информации и ее применении. В результате происходит самосовершенствование личности, ее обогащение за счет информации, которую она добывает сама и использует как род строительного материала для себя же. «Передавая» информацию самому себе, человек внутренне перестраивает свою сущность. Такой тип коммуникации очень важен для формирования личности.
Мы общаемся всюду: дома, в гостях, на работе, в магазине, в транспорте, с родственниками и друзьями, со знакомыми и незнакомыми. Практически для всех людей важно общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену и не отскакивали от нее горохом, чтобы их слушали и слышали.
А легко ли ребенок вступает в контакт с собеседником? Всегда ли человек бывает вежлив с окружающими? Умеет ли осознанно, естественно, грамотно использовать речевые средства? Вопросы общения, культуры речи волновали нас всегда. Мы вели курс риторики под редакцией Т. А. Ладыженской, разработали систему упражнений для формирования культуры и техники речи, которую применяем не только на уроках русского языка и чтения, но на уроках информатики, кружковой работе.
Система развивающего обучения Л. В. Занкова. Выбор этот не случаен. Содержание программы, система обучения русскому языку и литературному чтению позволяет нам не только продолжить работу над этой проблемой, но и дает новый, интересный материал.
Например, в учебник «Азбука» (Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец) введен «театр». Чем интересна эта форма работы с детьми? Театр — это игра. Игра — одна из ведущих видов деятельности у младшего школьника, что привлекает внимание детей, вызывает у них живой интерес. Через инсценирование литературных произведений, жизненных ситуаций решаются такие задачи как адаптация к новым условиям жизни, приобретение опыта общения, овладение навыками выразительного чтения.
Несколько слов об организации «театра». В каждом театре спектакль ставит режиссер. Именно он решает, кто из актеров будет играть ту или иную роль. Вначале роль режиссера присваивается учителем, а затем, по мере накопления опыта театрализации, ее можно поручить кому-либо из учеников. Интересно, когда одну и ту же сценку показывают несколько групп «актеров». Тогда есть возможность обсудить представленные варианты, глубже понять ситуацию.
Какие задания предлагает «театр»?
Это могут быть инсценировки эпизодов из известных сказок, где с помощью мимики, жестов, интонации необходимо передать характер героя. Здесь предоставляется детям возможность выступить в несвойственных для них ролях: лидерам — в роли мышки или зайчика, а ведомым — в роли петуха или лисицы. Есть задания, выполняя которые, дети приобретают опыт общения со знакомыми и незнакомыми, с приятелями, пожилыми людьми, инвалидами, опыт ведения правильного телефонного разговора, поведения в общественных местах.
Такую форму работы как «театр» можно использовать на разных этапах урока. Например, урок, посвященный этой теме, в виде праздника. Основа содержания урока — сюжет русской народной сказки «Теремок». Накануне мы посетили Старооскольский театр, где шла премьера этой сказки. После просмотра дети не только обменялись своими впечатлениями, но и обсудили средства устной речи, которые помогли актерам ярко раскрыть характер, внутренний мир героев. Детям настолько понравился спектакль, что решили сделать для них сюрприз и пригласили одного из актеров на урок. Так завязалась дружба с артистами. Теперь мы стараемся не пропускать ни одной премьеры. У ребят появилась возможность больше узнать о театре, о непростой профессии актера, поучиться выразительной, эмоциональной речи. Расширение рамок общения учитель — ученик, ученик — ученик общением учитель — ученик — актер помогло вызвать интерес к речи как важнейшему средству человеческого общения.
Обучение русскому языку не ограничивается рамками урока. Обязательно дополнение урока специально организованной (вместе с детьми) языковой средой. Под образовательно-языковой средой понимается весь корпус текстов, возникающих и имеющих хождение в стенах школы (школьные законы, газеты, доклады, сценарии праздников и т. п.). Речь идёт о структуризации и организации этой среды с целью максимального воздействия на речевое развитие ребёнка. При реализации коммуникативного подхода специально организованная среда является необходимым условием и средством речевого развития.
В своей работе по формированию коммуникативных умений и навыков ориентируемся на социальный заказ нашего общества. А в современном обществе востребованы, прежде всего, люди творческие, умные, коммуникабельные. Итак, коммуникативная ориентированность является стержнем, пронизывающим весь процесс обучения. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию внеязыкового окружения, недостаточно насытить урок коммуникативными упражнениями. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирование и формулирование этих мыслей; чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия.
Литература:
- Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников// Начальная школа.- 2003.-№ 10.-с. 41–45.
- Жиренко, О. Е.,Лапина, Е. В.,Яровенко В. А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, В. А. Яровенко. — Переиздание: Воронеж ВОИПКиПРО,2008.-88с.
- Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителя/ М. И Махмутов.- М.: Просвещение,1987. -118с.
- Рамзаева, Т. Г. Языковое образование и его реализация в программе по русскому языку (2–4 классы одиннадцатилетней школы). Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/Т. Г. Рамзаева.- СПб.: Спец. лит. 1996.