Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования
Автор: Сергеева Эльвира Рафиковна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 27.06.2017
Статья просмотрена: 1539 раз
Библиографическое описание:
Сергеева, Э. Р. Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования / Э. Р. Сергеева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12709/ (дата обращения: 15.11.2024).
В условиях стремительного развития технологий и интеллектуализации труда, происходящих в мире социально-экономических и общественно-политических процессов, знания превращаются в один из стратегических ресурсов государства, а качественное образование становится важнейшим общественным капиталом. Именно поэтому в последнее десятилетие развитые страны придают укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала первостепенное значение. Это обуславливается и тем, что прогресс и развитие общества способны обеспечить люди неординарно мыслящие, способные нестандартно решать проблемы, формулировать новые перспективные цели и задачи. В связи с этим работа по выявлению, развитию и реализации потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных детей становится государственной задачей.
В практике работы начальной школы все больше внимание уделяется педагогической инноватике, личностно-ориентированному, системно-деятельностному подходам в образовании. Модернизация, развитие учреждения затрагивает целевые, содержательные, организационные, технологические, управленческие и др. характеристики образовательной системы учреждения с учетом требований основных нормативных документов, определяющих деятельность начального общего образования детей, основных современных тенденций его развития.
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
Организация проектов вначальной школе — интересное и востребованное направление. Однако педагоги часто смешивают понятия «проектирование», «проектный метод» и «проектная деятельность». Проект — это прообраз, план какого-либо объекта, процесса; проектирование — это сам процесс создания проекта его участниками; понятие «проектный метод» — это способ, путь обучения. Таким образом, под «проектным методом можно понимать способ обучения через организацию проектов. Проектная деятельность — это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта».
Проектная деятельность обеспечивает формирование у детей субъектной позиции деятеля, что соответствует требованиям нового ФГОС НОО.
В Примерной основной образовательной программе отмечается, что выпускник начальной школы получит возможность «понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги)".
Я, как педагог начальных классов, в работе с детьми ориентируюсь на индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Если рассматривать педагогическую деятельность педагога с позиции управления учебной деятельностью учащихся, то подход взаимодействия педагога и учащегося можно смоделировать с позиции теории управления.
Мы знаем и часто говорим, что педагог — это управленец. Вот эту тему мне и хотелось бы сегодня затронуть.
Управление образованием в режиме развития имеет различные виды:
‒ по субъекту управления,
‒ по ориентации управления,
‒ по его интегрированности,
‒ по типу реагирования на изменения, которые требуют решения.
Из этого вытекает следующая типизация управления:
Классификация педагогического управления:
- Административного типа или корпоративного типа.
- Целевое или ценностное управление (ориентировано на процесс или результат).
- Управление может быть несистемным (автономным), если оно направлено на отдельный объект, или системного типа.
- Управление бывает реактивного (управление по отклонениям) или опережающего (основанного на прогнозировании) типа.
С учетом рассмотренной классификации объектом нашего моделирования является корпоративное, ценностное, системное, опережающее управление на уровне педагога и учащегося.
Рассмотрим все уровни:
Корпоративное управление — это процесс формирования целей учебной деятельности, куда включаются учащиеся.
Ценностное управление — это наличие у педагога и учащихся общих целей деятельности. Цели задают преимущественно учебный и средовый аспекты. Цели общеприняты и согласованы между собой. Их основой является система ценностей, разделяемых учащимися (к ценностям мы относим: воспитание, изучение культурного наследия, традиций, охрану здоровья). При наличии их управление перестает быть целевым, оно становится ценностным. В отличие от целевого управления ценностное в значительной мере является внутренним управлением или самоуправлением.
Третий уровень управления — это системность,она заключается в соответствии его целостности и полноты, параметрам управляемого объекта — учебной деятельности учащихся и по уровню сложности не может быть ниже объекта управления. Поэтому одним из главных требований к управлению на уровне педагога является требование полноты и завершенности цикла управленческой деятельности.
Четвертый уровень — системообразующимфактором всех компонентов управления является его цель. Цель представляет собой основание и главный фактор влияния для всех этапов управленческого цикла и содержания управления и, прежде всего, — для прогнозирования учебной деятельности: ее результатов, параметров и условий. Цель выступает в качестве нормы для оценки конечных результатов учебной деятельности учащихся. Цель предполагает совершенствование процесса принятия решений субъектами управления с делегированием прав, обязанностей и полномочий от педагога к воспитанникам.
Управлению опережающий характер придает прогнозируемость учебной деятельности.
На практике прогнозирование реализуется через проектирование. Русский язык и литература как учебные предметы — плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю — решать вышеперечисленные проблемы.
Предлагаются такие задания, как сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”. Дается учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.
Внедрение метода проектов начала с детьми с 1-го года обучения.
Проект стал развиваться поэтапно:
‒ подготовительный этап — предварительное формирование отношения к делу, развитие интереса детей и т. д.;
‒ психологический настрой — определение значимости дела. А именно, появляется проблема, которая требует своего разрешения.
‒ выдвижение задач;
‒ планирование.
‒ выполнение.
Проектирование представляет собой способ моделирования опережающих форм объекта управления с использованием нравственных оснований.
Основными направлениями проектирования представляются организация структуры и стиля взаимодействий.
Составляющие процесса и содержания управления представляют собой относительно самостоятельные элементы, взаимосвязь и взаимозависимость которых и придают системный характер управлению. Недооценка или отсутствие связи управления между педагогом и учащимися делает управление автономным.
Управленческую деятельность педагога можно рассматривать на основании шести функциональных стадий:
‒ мотивационно-целевой;
‒ информационно-аналитической;
‒ планово-прогностической;
‒ организационно-исполнительской;
‒ контрольно-оценочной
и регулятивно-коррекционной.
Система информационно-аналитической деятельности представляет собой основной инструмент управления.
Информационно-аналитическая функциональная стадия — это информационная основа для всех других стадий управленческого цикла.
Основными информационными блоками являются результаты, параметры и условия, как управления, так и учебной деятельности учащихся. Анализ информации на подуровне педагога проводится в форме педагогического анализа, направленного на выявление состояния, тенденции изменения состояния и наличия ресурсов для изменения учебной деятельности учащихся, на выявление результатов.
Планово-прогностическая стадия определяет программу достижения целей в рамках управленческого цикла. Технологически стадия следует за мотивационно-целевой и предшествует организационно-исполнительской стадии.
Сущность планово-прогностической деятельности заключается в совместном прогнозировании и текущем планировании.
Ученик |
Учитель |
Определяет цель деятельности |
Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности |
Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует |
Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения |
Содействует прогнозированию результатов |
Активен |
Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности |
Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность |
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Контрольно-оценочная функциональная стадия предполагает получение информации, оценку собственной управленческой деятельности и результатов обучения. Ведущим методом в рамках контрольно-оценочной деятельности является педагогический мониторинг. Его объект — результаты учебной деятельности и средства, используемые для их достижения.
Современная компетентность воспитанника предполагает овладение метазнаниями методологического характера и самоуправлением своей деятельностью в объединении на рефлексивной основе.
Грамотное управление деятельностью с использованием инновационных процессов на занятиях дает хорошие результаты.
Проанализировав свой и опыт коллег, работающих в этом направлении, напрашивается вывод, что метод проектов, как никакой другой, способен развить творческие способности учащихся лучше, а главное — научить видеть проблемы и решать их. Творческий проект предполагает максимально свободный и традиционный подход к оформлению результатов. Этот проект, центром которого является творческий продукт — результат самореализции учащегося.
Цель выполнения проектов — развитие самостоятельности учащихся, их творческих способностей, формирование навыков и умений.
Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе, ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален, формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому эффективен, формирует опыт деятельности, и поэтому незаменим.
Психологический мониторинг показывает, что проектный метод обучения помогает нашим ученикам развивать такие качества личности, как способность работать в группе, творчески подходить к делу, быть ответственным, инициативным, быстро запоминать, вычленять главное, уметь увидеть проблему и найти пути ее решения.
Литература:
- Зубарева Н. С. «Правильные занятия» и инновации в образовании // Методист. — 2004. — № 3. — с. 51.
- Кленова Н. В. Инновационное поле дополнительного образования. Аналитический обзор. // Внешкольник. — 2001. — № 4. — с. 14.
- Ковалева У. Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 120–124.
- Красношлыкова О. Г. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения: Информационно-методическоие материалы).// Завуч. — 2002. — № 7. — с. 89.
- Молчанов С. Проектирование инновационной методической работы в образовательном учреждении// Воспитание школьников. — 2008. — № 4. — с. 3–7.
- Пугачева Н. Б. К вопросу об инновационном проектировании. // Школьные технологии. — 2003 — № 3. — с. 110.
- Хуторской А. В. Типологии педагогических нововведений: Классификация педагогических инноваций // Школьные технологии. — 2005. — № 5. — с. 1
- Шарпан И. С. Инновационная деятельность как важнейший фактор развития профессионализма педагогов. // Методист. — 2006. — № 8. — с. 50–51.