Общие и специфические закономерности эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 07.07.2017

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Шкитина, Н. С. Общие и специфические закономерности эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя / Н. С. Шкитина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12760/ (дата обращения: 20.12.2024).



В рамках данного исследования нами выделяются внешние и внутренние закономерности. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образованности. К внутренним закономерностям относятся связи между его компонентами: целями, задачами, содержанием, методами, средствами, формами, то есть зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом.

Рассматривая эмпатийно-партисипативную подготовку с позиций педагогического процесса, теории дидактики и теории воспитания, а также учитывая ее специфические особенности, из общих закономерностей целостного педагогического процесса для нашего исследования важна закономерность развитияличности: темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, учебной среды, включенности в учебно-воспитательный процесс и применяемых средств и способов педагогического воздействия. Не менее значимы для эмпатийно-партисипативной подготовки следующие закономерности: закономерность управления — эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратной связи между педагогами и воспитуемыми; закономерность единства чувственного, логического и практического — интенсивность и качество чувственного восприятия, логическое осмысление воспринятого, практическое применение осмысленного.

Что касается закономерностей, относящихся к процессу обучения, для эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя особый интерес представляет закономерность динамики: величина всех последовательных изменений зависит от величины изменений на предыдущих этапах. Это значит, что процесс обучения как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми носит постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

Из закономерностей, относящихся к процессу воспитания, мы выделим следующие: действие объективных и субъективных условий; интенсивность процесса воспитания и самовоспитания; интенсивность воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника; интенсивность и качество общения между воспитанниками.

Кроме того, в процессе эмпатийно-партиспативной подготовки мы учитываем общие принципы: целенаправленности, системности, плановости, непрерывности, научности и др. В трактовку сущности данных принципов мы не вносим нового содержания и рассматриваем их в традиционном для педагогики понимании. Так, например, принцип научности состоит в построении процесса эмпатийно-партисипативной подготовки на основе современных научных требований к профессиональной подготовке будущего учителя; принцип целенаправленности заключается в ориентации всех компонентов процесса подготовки на достижение необходимого результата, а именно формирования эмпатийно-партисипативной компетентности; принцип плановости требует регламаентации эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя как постепенного выполнения запланированных задач по достижению поставленной цели.

В нашем исследовании мы выделили специфические закономерности, вытекающие из особенностей эмпатийно-партисипативной подготовки и из особенностей методологических подходов — системного, деятельностного и коммуникативно-партисипативного [1].

Раскрывая содержание эмпатийно-партисипативной подготовки и используя подход, предложенный Е. В. Яковлевым [2], мы выделяем атрибутивную закономерность, которая отражает природные качества исследуемого объекта, закономерность обусловленностиилиорганизационно-педагогическую, раскрывающую причинно-следственные связи изучаемого явления с факторами, оказывающими на них непосредственное влияние и являющимися объективно существующими и необходимыми, и закономерность эффективности, связанную с совершенствованием эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя и повышением ее эффективности.

Рассмотрим содержание выявленных нами закономерностей и соответствующих им принципов на примере атрибутивной закономерности более подробно.

Атрибутивная закономерность. Эффективное развертывание внутренних механизмов педагогической эмпатии и партиспативности зависит от внешних воздействий, характеризующихся наличием субъект-субъектных отношений и внутренним осознанием студентами саморегуляции собственной деятельности.

Согласно данной закономерности эмпатийная и партисипативная компетенции будут характеризоваться восприимчивостью к воздействиям по их совершенствованию, то есть их развитие, прежде всего, обеспечивается целенаправленными влияниями, объединяющими различные направления и виды эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя.

Кроме того, эмпатийно-партисипативная компетентность будущего учителя обусловливается интеграционными образовательными процессами. При этом внутривузовские интеграционные процессы предполагают междисциплинарное и межпредметное взаимодействие, установление связей между предметами гуманитарного цикла, а интеграционные процессы вне вуза — сотрудничество с социальными институтами, учреждениями, общественными организациями, а также интеграцию будущего учителя в сферу профессиональной деятельности.

Педагогическая эмпатия и партисипативность имеют непосредственное отношение к общечеловеческим ценностям и реализуются в рамках гуманистического направления современной культурно-исторической парадигмы. Следовательно, с данной атрибутивной закономерностью непосредственно связаны принципы гуманизации, природособразности и рефлексивности.

Принцип гуманизации базируется на постулатах гуманистической педагогики и психологии, в основе его лежит не только приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности, но и признается, что основная цель человеческого существования — самоактуализация. Современная образовательная парадигма основывается на отказе от авторитарности, директивности, предполагает смену субъект-объектных отношений субъект-субъектными.

С учетом вышеизложенного принцип гуманизации в рамках исследования реализуется в следующих положениях:

‒ направленность эмпатийно-партисипативной подготовки на выявление у студентов способностей и задатков, необходимых для формирования эмпатийно-партисипативной компетентности, создание условий для ее эффективного развития;

‒ создание психологически комфортной среды формирования эмпатийно-партисипативной компетентности;

‒ направленность эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя на развитие толерантности, альтруизма, сострадания, приоритет общечеловеческих ценностей;

‒ добровольность и заинтересованность в общении, которые основываются на том, что содержание общения представлено в виде предметов обсуждения, предметов интереса человека; только в этом случае возникают мотивы общения, потребности в учебном общении; партнеры по общению должны быть индивидуальностями, личностями, обменивающимися мыслями, идеями, интересами, чувствами, так как только при такой организации общения присутствует истинный продукт общения — интерпретация информации;

‒ свобода выбора — уважение прав и свобод личности обучаемого, уважение права человека быть собой, индивидуальностью, признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям; роль педагога заключается в развертывании перед обучаемым веера разнообразных жизненныхвыборов, а также в том, чтобы научить производить свободный осознанный выбор, за который обучаемый в дальнейшем будет нести ответственность, разумеется, у данного выбора существуют границы, очерченные культурой и определяемые ориентацией на общечеловеческие ценности и др.

Принцип природосообразности в рамках нашего исследования означает:

‒ создание максимально благоприятных условий для развертывания механизмов саморазвития и самосовершенствования будущего учителя, в том числе и в сфере его педагогической эмпатии и партисипативности;

‒ диалогизация общения, в основе которой лежит концепция диалогичного характера человеческой жизни, из которой следует, что необходимо усилить диалогичность в современном образовательном процессе, частью которого является эмпатийно-партисипативная подготовка будущего учителя, что, в свою очередь, предполагает: усиление диалогичности между всеми участниками эмпатийно-партисипативной подготовки; развитие внутреннего диалога для углубленного понимания и постижения самого себя; усиление диалогичности, критичности в постижении окружающего мира, который мы изучаем посредством включенности в какую-либо совместную деятельность с другими; формирование во время диалога не готовых знаний, умений и навыков, а культуры их формирования, изменения, трансформации и преобразования;

‒ суггестивность, характеризующаяся правильно организованным воспитательным внушением, отсутствием психологических барьеров, раскрытием психических резервов человека путем создания благоприятной психологической обстановки, способствующей повышенной активности личности и др.

Принцип рефлексивности. Трактуя в своем исследовании рефлексию как сложное интегративное качество личности, предопределяющее поиск оснований собственной деятельности в процессе профессионального становления, мы выделяем следующие положения рефлексивного принципа:

‒ направленность на формирование психологических и инструментальных основ рефлексии при организации эмпатийно-партисипативной подготовки;

‒ создание ситуаций при организации эмпатийно-партисипативной подготовки, стимулирующих выход студентов в рефлексивную позицию;

‒ фасилитация процесса развития рефлексии в ходе эмаптийно-партисипативной подготовки;

‒ актуализация субъектного опыта, что предполагает определение содержания эмпатийно-партисипативной подготовки исходя из предшествующего субъектного опыта студента (ценностно-смысловая часть) и предусмотрение возможности его преобразования; специальную педагогическую инструментовку содержания эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя, позволяющую обучающимся обнаруживать личностные смыслы получаемого знания; организацию эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя как совместной целенаправленной деятельности преподавателей и студентов на основании взаимообогащающего диалога, в основе которого — процесс актуализации субъектного и коллективного опыта;

‒ проективность, которая означает гибкое планирование своей собственной образовательной перспективы при организации эмпатийно-партисипативной подготовки, утверждение своей профессиональной позиции в данной деятельности; педагогическое содействие формулированию стратегических целей формирования эмпатийно-партисипативной компетентности на основе общечеловеческих ценностей и др.

Таким образом, учет как общих, так и специфическим закономерностей эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя сделает этот процесс более эффективным.

Литература:

  1. Шкитина Н. С. Коммуникативно-партисипативный подход к процессу социализации будущих учителей // Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ и Министерство образования и науки Челябинской области. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. — С. 137–140.
  2. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. — Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. — 316 с.
Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель, подготовка, атрибутивная закономерность, закономерность, педагогическая эмпатия, компетентность, педагогическое воздействие, принцип, процесс обучения, собственная деятельность.

Похожие статьи

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя

Нормативные и педагогические обоснования формирования познавательных универсальных учебных действий

Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Особенности, типология и показатели сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Педагогические основы развития социально-активной личности

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Похожие статьи

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя

Нормативные и педагогические обоснования формирования познавательных универсальных учебных действий

Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Особенности, типология и показатели сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Педагогические основы развития социально-активной личности

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы