Университетский период как ключевое звено процесса становления профессиональной биографии учителя математики
Автор: Гусева Марина Андреевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 308 раз
Библиографическое описание:
Гусева, М. А. Университетский период как ключевое звено процесса становления профессиональной биографии учителя математики / М. А. Гусева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1889/ (дата обращения: 19.12.2024).
Подготовка педагогических кадров является одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации. Переход на новый образовательный стандарт − один из последовательных шагов модернизации образовательной системы, направленный на улучшение качества подготовки специалистов в российских вузах. Введенный федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) второго поколения определяет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Профессиональная подготовка, осуществляемая в образовательном процессе высшего учебного заведения по новым образовательным программам, играет определяющую роль в профессиональной биографии будущего педагога. Профессиональная биография учителя математики представляется как закономерное отражение процесса профессионального становления личности, охватывающего продолжительный период жизни человека.
Проблема профессионального становления личности получила широкое освещение во многих фундаментальных и прикладных исследованиях психологов и педагогов (В.Н. Банников, И.С. Батракова, Ю.П. Вавилов, С.Г. Вершловский, Н.А. Дука, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Игнатова, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, С.Ю. Полуйкова, А.П. Тряпицына, Л.М. Фридман, Н.В. Чекалева, А.И. Щербаков и др.). Корни понятия «профессиональное становление» уходят в философско-психологические исследования «становления личности».
Э.Ф. Зеер определяет «становление» как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию. По мнению ученого, «становление личности» имеет два взаимосвязанных измерения: (1) вертикальное — отражает изменение места человека в социуме; (2) горизонтальное — представляет собой временное измерение как определенную последовательность стадий личностного развития с характерным для каждой стадии ограничением возможных способов реализации, осуществления себя [1, С.78].
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров рассматривают «становление» как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию [2, С.32].
Педагогическая сущность процесса «становления личности» в образовательном процессе была определена В.В. Игнатовой как «непрерывный процесс накопления и проявления «потенциального» в личности (единство возможного и осуществленного, потенциального и актуального), способствующий расширению и углублению ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой и обеспеченный наследственными, психологическими, социальными и педагогическими факторами» [3, С.25-30].
Под профессиональным становлением педагога Л.М. Митина понимает «активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности» [4, С.21].
Размышляя о становлении профессиональной биографии учителя математики, важно отметить роль университетов в этом процессе. Университет как высшее учебное заведение, осуществляющее профессиональную подготовку педагогических кадров, закладывает фундамент для будущего профессионального развития, формирует не только систему общекультурных, общепрофессиональных и узкоспециальных (педагогических) компетенций, но и образ педагогической профессии как будущей профессиональной деятельности студентов. Именно в университете будущим педагогам предоставляются средства и возможности для профессионального самоопределения.
Университетский период как один их ключевых в процессе становления профессиональной биографии будущего педагога был впервые предложен представителями новгородской педагогической школы (А.Л. Гавриков, О.М. Зайченко, О.С. Орлов, М.Н. Певзнер и др.), рассматривающей процесс профессионального развития личности через призму контекстно-биографического подхода. Становление профессиональной биографии педагога в данной концепции представляется как непрерывный процесс развития профессионального опыта, включающий внутреннее социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно-методическое сопровождение, определение целей профессионального развития на каждом этапе профессиональной биографии, обеспечение соответствия этим целям содержания и технологий профессиональной подготовки и профессионального самосовершенствования [5, С.76].
«Спираль» профессионального становления педагога по А.Л. Гаврикову, М.Н. Певзнеру включает три периода: доуниверситетский, университетский и постуниверситетский (Рис.1), на каждом из которых педагог осваивает определенный уровень профессионального мастерства, обогащает «копилку» профессионального опыта за счет взаимосвязанной деятельности по формированию, проектированию, дескрипции, эвалюации, реконструкции и развития полученного опыта.
Рис.1. Процессуальные характеристики становления
профессиональной биографии педагога по А.Л. Гаврикову, М.Н. Певзнеру
Согласно данной концепции, поступление в образовательное учреждение, реализующее подготовку студентов по профессиональным образовательным программам (университет, институт и др.), — вступление на путь профессионального образования — подразумевает вхождение обучающихся в профессиональное образовательное пространство, формирование образа будущей профессиональной деятельности, соотнесение собственных образовательных потребностей с предлагаемыми образовательными программами [5, С.78-79].
В университетский период важную роль в профессиональном становлении будущего педагога занимает профессиональное самоопределение. Целью этого процесса выступает формирование представлений индивида о себе как о профессионале, находящемся на определенном, достигнутом уровне профессионального развития. Профессиональное самоопределение связано с поиском путей личностной и профессиональной творческой самореализации, соотнесением личностного потенциала с моделью специалиста-педагога.
Профессиональные достижения, полученные будущим учителем математики в университетский период, ведут к перестройке как профессионального самосознания, так и всей структуры личности. Самооценка правильности выбора оказывает влияние на определение будущим педагогом той или иной специализации, принятие решения о необходимости получения дополнительных квалификаций. Профессиональное самоопределение будущего учителя математики задает направленность индивидуальным процессам творческой самореализации, ведущим к ликвидации образовавшегося расхождения между профессиональными образами Я-актуального и Я-идеального.
В университетский период перед будущим учителем математики предстает задача проектирования собственной профессиональной биографии. Её решение опирается на соотношение актуального и идеального профессиональных образов и предполагает выработку индивидуального стиля деятельности, определение возможных вариантов продолжения образования и трудоустройства. Конструирование перспектив профессионального становления и развития в педагогической профессии во многом определяется профессиональными достижениями будущих педагогов на этапах практики — учебной, педагогической ознакомительной, педагогической в сфере основного образования, педагогической в сфере дополнительного образования.
Современный контекст развития образовательных учреждений, их демократизация и автономизация, накладывают на педагога различные функции. Школа испытывает потребность в специалистах, которые могут разрабатывать программы развития школы, включающие программы качества, определять критерии качества, исходя из нормативных и маркетинговых целей образовательных учреждений, квалифицированно использовать тестовый и иной диагностический инструментарий для измерения достижений учащихся и т.п. Университеты, гибко реагируя на потребности рынка труда, предоставляют возможность освоения дополнительных компетенций своим студентам, сочетающих как педагогические, так и другие, в том числе, управленческие функции. Это дает возможность выстраивать профессиональную биографию в соответствии со склонностями, способностями и интересами будущего педагога.
Реализация проекта собственной профессиональной биографии студентом (выпускником) вуза начинается во время профессиональной адаптации и вхождения в самостоятельную профессиональную деятельность. Результативность этой деятельности зависит не только от личностных качеств, социальных и биологических факторов, но и от системы профессиональных ценностно-мотивационных ориентиров личности, которые формируются во время участия будущего педагога в образовательном процессе вуза.
«Движущей силой» развития профессиональной биографии на всех его этапах в ракурсе контекстно-биографического подхода выступает механизм самоорганизации. Под профессиональной самоорганизацией здесь понимается осознанная работа педагога над собой в целях совершенствования системы интеллектуальных, эмоциональных и морально-волевых черт характера в деятельности, направленной на разрешение профессионально значимых задач [5, С.79].
Таким образом, университетский период представляется ключевым звеном в процессе становления профессиональной биографии будущего учителя математики. На этом этапе формируется образ педагогической профессии, происходит дифференциация актуального и идеального профессиональных образов личности, создается проект профессиональной биографии и закладывается основа для его успешной реализации. Результативность осуществления индивидуального проекта профессиональной биографии педагога напрямую зависит от системы профессиональных ценностно-мотивационных ориентиров личности, которые формируются во время участия будущего педагога в образовательном процессе вуза.
Литература:
Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э. Ф. Зеер. — М. : Академия, 2006.
Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., Педагогический поиск, 2000.
Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе [Текст]/отв. ред. В.В.Игнатова, О.А.Шушерина.-Томск:Изд-во ТГУ, 2005.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений [Текст]/Л.М.Митина –М.:Академия, 2004.
Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход: Монография /Под ред. А.Л.Гаврикова, М.Н.Певзнера. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.