Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)

Статья просмотрена: 2707 раз

Библиографическое описание:

Слобожанина, В. Л. Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар / В. Л. Слобожанина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2102/ (дата обращения: 16.11.2024).

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. Каждый молодой человек строит планы на будущее. Это будущее представляется ему благополучным и успешным. Но в современных условиях конкуренции и ужесточения требований, предъявляемых рынком труда, выпускники российских школ оказываются не готовыми к адаптации в новых социально-экономических условиях.

Очень важно научить сегодняшних школьников, как относиться к окружающему миру и воспринимать опыт окружающих людей, дать им понять, что образование и высокая квалификация сами по себе ещё не гарантируют получения и сохранения работы, а так же продвижения по службе и удачной карьеры. Важно, чтобы учащиеся представляли, как влияют на популярность и перспективность той или иной профессии такие факторы, как социально-экономическая ситуация, спрос на рынке труда, престиж профессии, прогноз занятости по профессиональным областям и специальностям, условия труда, средняя зарплата и прочее. Эти аспекты сегодня очень актуальны и рассматриваются достаточно подробно в различных информационных и образовательных источниках.

В феврале 2010 года, излагая содержание национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», президент РФ Д.А. Медведев отметил, что в 21 веке «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Д.А. Медведев подчеркнул, что дети будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на его начальной, основной и старшей ступенях. Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении... Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности [3].

Изучая список вакансий, заявленных в ГУ «Качканарский ЦЗ» на 21 февраля 2012 г., мы видим, что город остро нуждается в специалистах технических профессий. В свою очередь образовательное учреждение может оказать содействие в решении данной проблемы с помощью представленной модели.

Для этого установлена следующая цель: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Для реализации цели определены следующие задачи:

1.Сформировать у старшеклассников коммуникативную, информационную и социально – трудовую компетентность;

2. Развить у школьников креативность, способность к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимую для профессиональной мобильности;

3. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;

4. Сформировать у учащихся потребность и навыки самодиагностики склонностей и способностей, в целях эффективного самоопределения в профессии с учетом собственной индивидуальности;

5. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».

Критерии и показатели реализации цели и задач модели:

1. Степень информированности учащихся о профессии и путях ее получения;

2. Наличие потребности в обоснованном выборе профессии;

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда;

4. Степень самопознания школьника;

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

В воспитательной системе школы существует значимый компонент – профессиональная ориентация учащихся.

Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работе с учащимися [4].

Данную модель представим схематично:


Начиная с 7 класса педагогическому коллективу необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся, выстраивая ее по данным в схеме направлениям.

- Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля.

Информирование осуществляется через социально-педагогических партнеров (родители, Качканарский Центр занятости, предприятия города, Качканарский горнопромышленный колледж).

Социальное партнерство – социально-психологическое явление, сущность которого заключается в интеграции деятельности и обеспечении удовлетворения потребностей партнеров по взаимодействию посредством стратегии движения к согласию, сотрудничества, развития всех субъектов данного процесса [2].

Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ [1].

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.

- Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций.

- Элективный курс «Моя будущая профессия» 9 класс направлен на формирование практико-ориентированных компетенций учащихся и их профессиональной ориентации в связи с личными желаниями и наклонностями в условиях современных и перспективных требований на рынке труда.

- Профподготовка осуществляется через включение в учебный план образовательной области «Технология».

- Психологическое сопровождение осуществляется через коррекционные занятия с педагогом-психологом школы 1 час в неделю.

При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать возрастные особенности школьников. Обучение на основной и старшей ступени должно быть организовано по-разному.

Ключевую позицию в организации работы по профориентации должно занимать психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе. Это поможет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

7 класс

1 полугодие – входная диагностика (необходимо узнать, на каком уровне профессионально ориентирован ученик);

2 полугодие – систематическое проведение игр в рамках классных часов (см. приложение 2).

Введение образовательной области технология с использованием раздельного обучения.

8 класс

Тематические классные часы с использованием проектных технологий (основываясь на курс 7 класса школьник выбирает понравившуюся ему профессию и создает мультимедийную презентацию или коллаж, с последующей защитой);

Экскурсии на рабочие места родителей класса;

Встречи с интересными людьми (Ветераны труда, родители учащихся, социальные партнеры).

9 класс

Введение в учебный план элективного курса «Моя будущая профессия»;

Посещение дней открытых дверей Качканарского горнопромышленного колледжа;

Консультирование специалистов Качканарского центра занятости о современном рынке труда.

Если в образовательном процессе создать условия, направленные на формирования профессиональной ориентации учащихся, то выпускники школы приобретут практико-ориентированные знания, которые сформируют социально-экономические компетенции, необходимые для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Предполагаемые результаты:

1.Сформированность знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

2.Сформированность у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

3.Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

4.Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению и мобильности;

5. Обозначение выпускниками дальнейшего образовательного пути.


Литература:

  1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Электронный ресурс]: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). Режим доступа: http://www.rusla.ru/rsba/politic/files/5-KDNV.doc

  2. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] / В. И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

  3. Проект Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

  4. Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.

Основные термины (генерируются автоматически): возрастная особенность школьников, учащийся, профессиональная ориентация учащихся, рынок труда, элективный курс, будущая профессия, школа, центр занятости, учебный план, старшая ступень, способность, современный рынок труда, профориентационная работа, профессия, профессиональная ориентация, образовательная область, обоснованный выбор профессии, Моя будущая профессия, класс, дальнейшее обучение.

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи на примере Центра здоровой молодежи (г. Воронеж)

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета СПО Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ на основе самообразования

Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссуза

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 25 на уровне начального общего образования

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи на примере Центра здоровой молодежи (г. Воронеж)

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета СПО Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ на основе самообразования

Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссуза

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 25 на уровне начального общего образования