Программа оздоровления детей и ее применение
Автор: Ступицкая Ирина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 1468 раз
Библиографическое описание:
Ступицкая, И. В. Программа оздоровления детей и ее применение / И. В. Ступицкая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2106/ (дата обращения: 15.11.2024).
«Здоровье» - это состояние полного физического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней или физических дефектов (ВОЗ).
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны, все мы несём историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.
За последние годы в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.
В нашем детском саду используется целенаправленная программа по оздоровлению детей.
Жизнь прекрасна и удивительна, когда человек здоров. Эта истина известна каждому. Поэтому растить детей физически крепкими, жизнерадостными - задача любого дошкольного учреждения, и всеми усилиями коллектив МДОБУ д /с № 7 старается решить эту проблему.
Тщательно изучив множество литературы, пересмотрев процесс обучения и воспитания, внесла коррективы в воспитательно-образовательный процесс, разработала систему сохранения и укрепления здоровья. Предоставила данный план работы на рассмотрение администрации, медицинскому работнику, родителям. В целом план был
Детский сад расположен в благоприятной экологической зоне города: удалён от трассы, вблизи действующих заводов, густо озеленён. И это позволяет использовать все доступные природные факторы. Один из компонентов, обуславливающий здоровье детей, – чистый воздух. При озеленении территории детского сада и участков не просто высаживаются деревья, но подбираются в соответствии с их целебными оздоровительными свойствами. "Каштановый щит" в аллее своей пышной кроной позволяет задерживать большой процент вредных веществ, пыли. В летний зной образуется тень и удерживает влагу корневой системой, чем увлажняет воздух летом. Хвойные породы деревьев: туя, ель, можжевельник - способны (особенно перед дождём) выделять летучие фитонциды, содержащие йод. Летом под хвойными деревьями влажно и прохладно. Есть у нас и липа, наполняющая ароматом воздух в период цветения, что благоприятно влияет на нервную систему детей. Листья липы хорошо очищают воздух от пыли и копоти. Отвар же сухих цветов липы - душистый целебный напиток, который с удовольствием употребляют дети. Во дворе детского сада растут разные деревья, помогающие оздоровлению детей:
берёзы, молодые клейкие листочки которые выделяют весной антибактериальные фитонциды;
клён, чьи листья содержат большое количество кислорода;
калина -в её ягодах есть и сахар и витамины, и растительные масла....
Чаи, отвары, кисели, добавки в пироги - всё это не только полезно, но и необходимо для профилактики простудных заболеваний.
В группах созданы условия для выращивания комнатных растений: хлорофитум, циперус, аспарагус, герань, клеодендрон. Эти растения выделяют фитонциды, которые поражают или задерживают рост и размножение вредных микроорганизмов. Усилиями сотрудников в здании сада создан зимний сад. Все комнатные растения улучшают водно-газовый обмен, уменьшают сухость в помещении, восполняя этим недостающие положительные ионы в воздухе. Параллельно ведётся работа по формированию осознанно - бережного отношения к растительному миру, прививается любовь к природе, воспитываются трудовые навыки по уходу за растениями.
В саду применяется фитотерапия, под руководством врача и медицинской сестры подбираются травы: - успокаивающие: мелиса, мята.
бактерицидные: ромашка, липа, шалфей.
для иммунной системы детей : шиповник, черёмуха. Применяем ароматизацию воздуха с душицей, шалфеем, эвкалиптом.
Вместе с детьми высаживаем и выращиваем круглый год ( летом - на огороде ,зимой - в группе) лук и чеснок. Лук и чеснок убивает вирусы, стимулирует пищеварение, улучшает сердечную деятельность. Вся данная работа даёт положительные результаты.
Оздоровительная работа приводится в соответствии с условиями воспитания и образа жизни семьи. Даются консультации: меньше смотреть телевизор и компьютер, чаще бывать на свежем воздухе в парке, не включать в рацион детей продукты, содержащие консерванты, искусственные красители, эмульгаторы. Предлагая необычные полезные рецепты: "мармелад из клюквы", "кисель из малины", "варенье из смородины", "малиновый джем", "студень из крыжовника", настои и отвары трав, доступные дома.
Творческое внедрение принципов здоровьесберегающего обучения позволило внести следующие коррективы в существующий воспитательно-образовательный процесс.
Создать систему обучения в режиме динамических поз на индивидуальных массажных ковриках.
Изменить тщательный режим зрительной работы в условиях ближнего зрения на режиме дальнего и частично ближнего.
Проводить специальные занятия по увеличению резерва зрения.
Использовать зрительно-координарный и сенсорно-координарные тренажи.
Увеличить зрительно – пространственную активность.
Использовать на занятиях экологическое панно.
Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшалось общее состояние, стимулировались активные точки и зоны, повышалась иммунная система, мобилизовалась внутренняя сила организма, являлась прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им всё это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.
Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к занятиям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. В конце года группа по оздоровлению детей была с самым низким процентом по заболеванию и самым высоким процентом по посещению бассейна, самым большим количеством детей первой группы здоровья. В своей работе с детьми использовала современные здоровьесберегающие технологии: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика коррегирующая. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж. Коррекционные технологии: сказкотерапия, технологии воздействия цветом.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.
Применение в работе МДОБУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, т.к. мы создавали условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от наших конкретных условий; опирались на статистический мониторинг здоровья детей, вносили необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечивали индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Это не предел в нашей работе в данном направлении. Будем искать новые возможности растить детей физически крепкими, использовать современные технологии, позволяющие укреплять здоровье детей.