Стратегические идеи содержательного аспекта универсальных творческих действий студентов как направление проектирования работы над курсом «Окружающий мир» в начальной школе
Автор: Подоляк Дарья Олеговна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 73 раза
Библиографическое описание:
Подоляк, Д. О. Стратегические идеи содержательного аспекта универсальных творческих действий студентов как направление проектирования работы над курсом «Окружающий мир» в начальной школе / Д. О. Подоляк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2123/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важнейшими задачами обучения в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность обучения в основной школе; развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения предметных задач; создание психолого-педагогических условий для личностного прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сферах саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природу и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Проблемой века Д. Б. Богоявленская объявляет творчество, которое противостоит избыточной информации, являясь конфликтом времени. Разрушенный эмоциональный баланс рождает неспособность ребенка слышать и чувствовать прекрасное. Только «слово как деятельность познания выводит ум за пределы объективности и соприкасается с миром <…> Будучи психофизиологическим, слово не дымом разлетается в мире, но сводит нас лицом к лицу с реальностью и, следовательно, прикасаясь к самому предмету, оно столь же может быть к его, предмета, откровению в нас, как и нас – ему и перед ним». Об идее посреднической функции слова (знака) между человеком и миром, субъектом и объектом пишут многие ученые, характеризуя пространство событий, где «организм и мир встречаются в знаке». Обращенность к личности – главная черта современных образовательных систем, которые, по образному выражению Л. А. Степашко, «ветвятся», «перешагивают» границы, обеспечивая развитие набирающих силу тенденций непрерывного образования. С этих позиций курс «Окружающий мир» в начальной школе в качестве главной цели ставит формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой [4, с. 182]..
В педагогической науке и практике получила признание концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования в условиях метапредметного подхода. Благоприятный контекст в этом плане представляет учебный предмет «Окружающий мир». «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоенного социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» (А. Г. Асмолов).
Решение этой задачи ставит вопрос о готовности студентов как будущих учителей начальной школы к проектированию универсальных творческих действий младших школьников на основе выработки собственной системы творческой деятельности.
Рассматривая вопрос универсальных творческих действий, в первую очередь хотелось бы ознакомится с определениями универсальности и творчества. По мнению М. Эпштейна, универсальность – это категория, обозначающая многосторонность, присущую отдельному явлению, способность единичного поворачиваться разными гранями. Это не общее, присущее многим предметам, но многое, присущее одному предмету.
Творчество, само по себе – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Современному человеку не нужен статичный, «замороженный» мир. Люди должны с уверенностью смотреть в завтрашний день, в лицо грядущим переменам и уметь жить импровизируя [1, с.123]. Мысль человека объединяет прошлое, настоящее и будущее, свободно перемещаясь между ними.
В наше время важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главными задачами современной школы становятся раскрытие способностей каждого ученика.
В общем значении творческий человек – это созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное.
В связи с этим можно сказать, что универсальные творческие действия – это действия, выходящие за границу требований ситуации. Говоря об универсальных творческих действиях, мы имеем ввиду то, что ребенок будет уметь применять и преобразовывать свои знания, и вносить что-то новое, свое.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка. Начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу все отношения учащихся с внешним миром определяется его новой позицией – позицией школьника. Именно в это время учитель должен научить ребенка смотреть на мир творчески, не ограничиваясь заданной ситуацией, уметь получать новые знания доступными ему способами, никогда не переставать учиться и всегда пополнять багаж знаний. Младший школьный возраст – это возраст, когда дети готовы к открытию мира. Они хотят учиться активно, интересно. Учитель, в свою очередь, должен стремиться создавать все необходимые условия, чтобы на уроке рождались открытия.
По мнению специалистов в образовании и философов-мыслителей, современная школа должна формировать, в частности, следующие свойства: адаптивность к вызовам сегодняшнего времени, бесстрашие к ответственности выбора, самодвижение (в условиях команды), креативность в решении задач, обретение системы ценностей (в том числе в диалогическом общении с другими культурами и взглядами), смыслопонимание, эмоциональную развитость, воображение и умение самостоятельно судить о фактах, явлениях, событиях; готовность к смене ролей в ситуациях приоритета социальных целей и т.д.
Между тем констатируется следующее: не создана система постоянного совершенствования творческого опыта младших школьников. Не создана сколько-нибудь внятная организационно-педагогическая система становления и совершенствования опыта творческой деятельности младших школьников. Хотя, начальная школа – это наиболее благоприятное время для развития творческого потенциала учащихся.
Педагоги привыкли ориентироваться на возрастные особенности детей разных ступеней образования. Но практика показывает, что характеристика детей одного возраста неодинаковы. И эта разница создает отрицательный опыт образования. В то же время все дети от природы творческие (творчество – родовое качество человека). И элементы творческого опыта каждого ребенка могут служить тем объединяющим началом, которое предотвратит возможное «выпадение» ребенка из общей системы. Итак, это общее – обращенность к творчеству, пусть на разных уровнях. Это основа, на которой может быть выстроена система моделирования совершенствования творческого опыта [2, с. 166-171.].
Все это определяет важность выделения именно универсальных творческих действий. На наш взгляд, это могут быть следующие действия:
действия в зоне творческого развития как самостоятельный выход ученика за пределы «зоны ближайшего развития»;
действия «творческого подражания» и «подражательного творчества»;
действия по «переносу» идей в собственное творческо-смысловое пространство;
исследовательские действия;
действия становления творческого начала в образовательном пространстве как «полюс возрастного движения», в котором выращивается субъект (И. Д. Фрумин);
действия саморазвития и самообразования, направленные на постоянное пополнение знаний в условиях творческого поиска;
действия по самоорганизации образовательного творческого процесса в рамках индивидуальной траектории собственного движения;
действия, направленные на «освобождение» ученика от заданных правил и образцов деятельности;
действия, направленные на поиск и выделение необходимой информации из всего информационного пространства;
действия поиска наиболее эффективных и творческих способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
действия самостоятельного создания алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действия, направленные на учет и предвидение разных возможностей мнения других.
Таким образом, можно сказать, что универсальные действия мобильны, креативны, ориентированы на преодоление фрагментарных знаний в силу метапредметного характера, что позволяет в условиях личного пространства принимать решения в сложных жизненных ситуациях. Личное пространство – это пространство, где, согласно Мартину Буберу, личность говорит «Я есть индивидуальность», «Я таков». Все основные педагогические подходы, как свидетельствуют исследования, ориентированы на движение субъекта в образовательном пространстве. Поиски своего «места» в системе человеческих отношений и действий направлены на выделение своего личного пространства, на «необходимость найти свою нишу», которая позволила бы адекватно раскрыть и реализовать индивидуальные способности и устремления (Н. Чанилова, В. Шкель) [2, с. 166-171.].
Раскрывая вопрос о сфере проявления педагогического творчества студентов, будущих учителей начальных классов, мы исходим из того, что педагог – это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств. Подтверждением этому является многообразие функций учителя, стремящегося сделать свою деятельность творческой:
проведение уроков в школе;
владение разнообразными профессионально-необходимыми практическими навыками;
организационно-методическое обеспечение своей профессиональной деятельности, включающие разработку практических, контрольно-оценочных заданий и т.д.;
поиск и разработки новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;
умение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;
индивидуальная работа с учащимися;
работа с родителями учеников;
реализация воспитательных функций в процессе индивидуальной и групповой работы с учащимися, а также неформальное общение с ними;
непрерывное профессиональное и личностное развитие, включающее повышение своего общекультурного уровня и умение управлять своим психическим состоянием;
повышение педагогической компетентности и профессиональности;
применение ранее созданного педагогического опыта в новых условиях;
совершенствование известного в соответствии с новыми задачами;
умение видеть ближнюю и дальнюю перспективы;
Однако, говоря о многообразии сферы применения творчества в деятельности учителя начальных классов целесообразно выделить и индивидуальные признаки проявления творчества, такие как:
вариативность мышления – умение развивать идею и видеть набор вариантов в ее решении;
аналитические умения педагога – умения выявлять ранее не познанные закономерности обучения и воспитания;
методологическая культура педагога – умение вести экспериментальную, исследовательскую работу;
умение обосновывать интуитивные и заранее подготовленные решения [3, с.18-19].
Делая вывод можно сказать, что переход на новые стандарты образования, где ключевыми аспектами является развитие универсальных учебных действий (действий личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) не может обойтись без универсальных творческих действий. В работе над курсом «Окружающий мир» очень важно уделять внимание развитию творческого потенциала учащихся, готовить их быстро развивающемуся будущему, ожидающего людей креативных, мобильных, творческих, не боящихся перемен.
Литература:
Ахметова М. Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. Новосибирск: Наука, 2005. 308 с.
Ахметова М. Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников // Сибирский педагогический журнал, 2009 - №3. с. 166-171.
Пидкасистый П. И., Воробьева Н. А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. М.: Педагогическое общество России, 2007. 192с.
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. 317с. – (Стандарты второго поколения).