Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козырева, О. А. Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре / О. А. Козырева, Е. О. Зинкова, Д. А. Пащенко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2145/ (дата обращения: 17.10.2024).

Самореализация как ценность и форма самовыражения и самоактуализации педагога и обучающегося в современном воспитательно-образовательном пространстве является показателем устойчивости и состоятельности системы педагогического взаимодействия, т.е. мастерство, оттачиваемое и шлифуемое в совместной деятельности, характеризует две связи полисубъектных отношений, качество коих напрямую зависит от продуктивности самостоятельной работы как педагога, так и обучающегося, а также гибкости, оптимальности и своевременности педагогического взаимодействия, реализуемого в соответствии с системой норм и правил государственно-регулируемых взаимоотношений, индивидуальных особенностей субъектов деятельности и общения, моделей отношений, социализации, самореализации и взаимодействия, сводимых педагогами к системе принципов, в нашем случае – системе принципов педагогического взаимодействия.
Особенность самореализации педагога по физической культуре обусловлена тем, что система педагогического взаимодействия строится на принципах, совокупность которых включает в себя как общепедагогические принципы, берущие своё начало со времен Я. А. Коменского – отца традиционной педагогики (классно-урочной системы обучения) и К. Д. Ушинского – отца нашей российской педагогики, так и специфические принципы, относящиеся к работе в условиях создания благоприятных возможностей самореализации обучающихся в культурно-исторической среде, особенность которой неразрывно связана с проблемами здоровьесбережения и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Под педагогическим взаимодействием мы понимаем совокупность действий всех категорий системы педагогической науки: воспитания, обучения, развития, образования, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, социализации, адаптации, формирования, просвещения, активизации и т.д.
Рассмотрим классификации систем принципов в современной педагогике. Одним из факторов, лежащих в основе такого рода классификаций, является – категория педагогики: принципы воспитания, обучения, развития, образования, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, социализации, адаптации, просвещения, управления, формирования, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия (педагогического, психологического, социального и пр.).
Другим фактором классификации систем принципов является отношение к ее структуре – линейные или линейно-построенные системы принципов, в которых ярко прослеживается линия-последовательность однородных прин­ципов, и нелинейная система принципов, в которых видна разветвленная структура модели, если привести аллегорическую модель, то это так называемые карманы, по которым мы раскладываем необходимые нам элементы в удобной для нас последовательности и порядке.
Выделяют следующую классификацию принципов управления педагогическими системами по степени управления поведением ребенка: гибкая и жесткая, по отношению к общечеловеческим ценностям: гуманная и антигуманная, по отношению к традициям и нормам общества: социальная и асоциальная, по степени принадлежности к источнику формирования ценностей, ценностных ориентаций и мотивации взаимодействия: антропоцентрическая, социоцентрическая, педоцентрическая, дидактицентрическая, религиозной педагогики, альтруистическая, гуманизма, личностно ориентированная и пр. [2].
Итак, выделим систему принципов педагогического взаимодействия в структуре работы педагога по физической культуре и обучающихся школ, лицеев, гимназий, техникумов, училищ, спузов и вузов:
I. Принцип научности, наглядности, доступности, прочности в реализации условий педагогического воздействия и взаимодействия.
II. Принцип последовательности, системности и систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия.
III. Принцип ценностно-смысловой направленности педагогического взаимодействия:
  • принцип формирования ценностных ориентаций и компетенций у субъектов воспитательно-образовательного пространства и духовно-антропологической, дидактико-гносеологической среды;
  • принцип единства целей и ценностей педагогического взаимодействия;
  • принцип учета индивидуальных особенностей субъектов педагогического взаимодействия;
  • принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фона в педагогическом взаимодействии;
  • принцип природосообразности и культуросообразности;
  • принцип единства требований в педагогическом коллективе;
  • принцип дисциплинированности и ответственности;
  • принцип гуманизации и гуманитаризации;
  • принцип здоровьесбережения в структуре педагогического взаимодействия;
  • принцип ситуативной социально и профессионально обусловленной результативности в структуре педагогической деятельности;
  • принцип аксиологизации и акмеологизации основ педагогического взаимодействия.
IV. Принцип диалектического формирования и развития самостоятельности воспитанника и формируемых, с точки зрения педагогики и психологии, структур личности:
  • принцип единства самовоспитания, саморазвития, самообучения, самообразования, самореализации, самоактуализации, самосовершенствования;
  • принцип перехода от обучения к самообучению;
  • принцип перехода от контроля к самоконтролю;
  • принцип формирования и развития творческого потенциала субъектов взаимодействия;
  • принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры педагогического взаимодействия;
  • принцип формирования и развития внутренней мотивации учения;
  • принцип формирования и развития адекватной, позитивной самооценки;
  • принцип стрессоустойчивости;
  • принцип оптимального выбора в структуре формирования двигательной активности и модели реализации наивысших достижений в спорте.
V. Принцип соблюдения мультисредового взаимодействия в системе организации полисубъектных отношений и выделения приоритетов в реализации идей гуманизма, демократии и толерантности:
  • принцип сотрудничества педагога и воспитанника;
  • принцип преемственности, централизма, продуктивности и оптимизации в управлении коллективом;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип состоятельности личности в деятельности и общении;
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип дихотомического сочетания историзма и инновативности;
  • принцип коллективного характера обучения и учета социального заказа в процессе педагогического взаимодействия;
  • принцип унифицированности, модификации, трансформации, реконструкции, ретрансляции социального опыта в соответствии с моделями управления качества организации и планирования педагогического взаимодействия;
  • принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления;
  • принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия.
Мультисреда – это единое биоэнергетическое поле, создаваемое природой и действием объектов и субъектов социального или воспитательно-образовательного пространства в ситуациях, связанных с деятельностью и общением в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, накладывающих свои гносеологические и методологические векторы на систему преобразования, жизнедеятельности и развития внутреннего (человек, индивид, субъект, личность) и внешнего (объекты и субъекты) генеза [1].
В таком контексте феноменология формирования КСР педагога – это объективная потребность времени в полисистемном рассмотрении формирования личности, опосредованная различными ипостасями профессионального и социального развития, где мультисредовая система отношений и социальных ролей предполагает, что ребенок в обществе через такие процессы, как воспитание и обучение с течением определенного промежутка времени становится взрослым в полном смысле этого слова. Здесь взрослый – это человек, который не только потребляет материальные блага, но в большей мере их создает в процессе своего труда, уникально отражающего внутренний мир и трансформирующего его в продукты деятельности, культуры, искусства, общения и прочих образований антропологического генеза.
Обучение как процесс, механизм, ценность, феномен, ступень, модель, структура, средство и пр. в ракурсе формирования КСР педагога есть ни что иное, как черта антропологического поля, влияющего на формирование личности изнутри, создавая условия для формирования разнообразных личностно и социально значимых потребностей, внутренней мотивации деятельности (игра, учение, труд), необходимого уровня притязаний, являясь изначально снаружи, оно практически не оставляет человека никогда, ведя его от рождения и до самой последней его точки, определяющей результаты его жизни по тем критериям, по которым общество измеряет себеподобных. Формирование КСР – это уникальная система мультисредой природы, где стимулы полисубъектного пространства (люди и группы людей) не однозначно, ситуативно, гетерохронно, синергетически высвечивают возможности объективного, индивидуального, субъектного и личностного в формировании внутреннего мира, где КСР является функционалом, описывающим возможности и создающим условия для формирования системы ценностей, ценностных ориен­таций, мировоззрения, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентности, профессионализма, устойчивости, самодостаточности, креативности и прочих нюансов психодидактического генеза, определяющихся в различных функциях, моделях, связях, механизмах и т.д., и т.п.
Психодидактика как наука изучает закономерности обучаемости различных категорий людей в различных условиях и системах ограничений, в таком контексте формирование КСР есть та матрица, которая описывает возможности и ограничения человека в процессах самообучения, самообразования, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения, самореализации с последующими мультисредовыми процессами – социализации, адаптации, взаимодействия.
КСР педагога в условиях современного мультисредового конгломерата полей и взаимоотношений есть единица его жизнеспособности в системе преобразований и трансформаций. Будучи антропологическим компонентом преобразования системы и единиц, КСР педагога является, с одной стороны, внутренним механизмом формирования и развития личности как уникальной системы, повторяющей в своем развитии все стороны, грани, качества и этапы развития человечества (генетические, эволюционные преобразования) и общества в целом (впервые выдвинуто в культурно-исторической теории Л. С. Выготским), а, с другой стороны, внешним – социально, культурологически, научно, религиозно и пр. обусловленным, где сама внешняя система – мультисреда создает условия для внутреннего формирования личности своими отношениями, связями, обязательствами, законами, принципами и т.д.
Итак, под условиями самореализации мы будем понимать совокупность положений, обеспечивающих развивающейся и формирующейся личности, возможность построения моделей и их апробацию в контексте идей гуманно-личностной педагогики, системно раскрывающей нюансы деятельностно-практической, гносеолого-герменевтической, аксиолого-акмеологической и прочих аспектах планирования и организации педагогического взаимодействия. Таким образом, можно сделать вывод, что система принципов педагогического взаимодействия представляет собой не что иное, как одно из условий самореализации педагога и обучающихся.


Литература:

1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 97 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.

5

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, III, классификация систем принципов, отношение, принцип, система принципов, физическая культура.

Похожие статьи

Система принципов социально-педагогического взаимодействия как механизм формирования и становления личности будущего педагога

Возможности моделирования в построении основ социально-педагогического взаимодействия педагогов по физической культуре

Педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования: важность постоянного обучения и саморазвития

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Методология обновления содержания программ дополнительного образования детей на основе применения культурологического подхода

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе

Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев

Похожие статьи

Система принципов социально-педагогического взаимодействия как механизм формирования и становления личности будущего педагога

Возможности моделирования в построении основ социально-педагогического взаимодействия педагогов по физической культуре

Педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования: важность постоянного обучения и саморазвития

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Методология обновления содержания программ дополнительного образования детей на основе применения культурологического подхода

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе

Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев