Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)

Статья просмотрена: 6972 раза

Библиографическое описание:

Гончар, С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов / С. Н. Гончар. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2163/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время психологическая наука переносит акцент с проблем слабости индивида на развитие потенциала личности и нахождение внутреннего ресурса, позволяющего ему быть подлинным субъектом жизнедеятельности. Современному обществу требуются высокоэффективные люди, способные правильно оценить и собственные возможности, и результаты своей деятельности (в том числе профессиональной). Субъективное отношение к выполняемой деятельности реализуется в обращенности человека к своим внутренним резервам, потенциалам развития, возможностям выбора средств действий и построения определенной стратегии деятельности, поведения и жизни в целом. А это определяется самоэффективностью личности.

В современных работах, посвященных становлению профессионального самосознания будущих психологов, основное внимание уделяется изучению его когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов, тогда как для организации успешной деятельности, для достижения высоких результатов необходимо еще одно качество, а именно - самоэффективность.

Проблема самоэффективности завоевала огромную популярность среди зарубежных психологов (А.Бандура, Л.Хьелл, Д.Зиглер, Дж.Капрара, Д.Сервон). В отечественной психологии происходит процесс теоретического осмысления данного феномена и его эмпирическая разработка (Р.Л. Кричевский, М.В.Чистова, Т.М.Маланьина, Т.О.Гордеева).

Понятие о самоэффективности было введено Альбертом Бандурой в 70-е годы не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по изменению личности. С помощью этого понятия А. Бандура оценивал способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей наилучшим образом. А. Бандура отмечал, что даже при наличии скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике [1].

Р.Л. Кричевский определяет самоэффективиость как «...убежденность лю­дей в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ре­сурсы, поведенческие усилия на осуществление контроля за событиями, ока­зывающими влияние на их жизнь» [4].

Согласно Т.О. Гордеевой, самоэффективность – это «вера субъекта в свою способность справиться с опре­деленной деятельностью» [3].

Обобщив теоретические материалы, Гайдар К.М. уточнила определение самоэффективности сле­дующим образом: самоэффективность — это сочетание представлений чело­века о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуще­ствлении предстоящих деятельности, общении и его уверенность в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объектив­ного и субъективного эффекта [2].

Группой американских психологов во главе с М. Шеером и Дж. Маддуксом [5] были выделены такие виды самоэффективиости, как самоэффективность в сфере деятельности и в сфере общения. Рассмотрим эти виды самоэффективности:

Самоэффективность в деятельности - это представления и уверенность человека в том, что свои знания, умения, навыки, опыт, выработанные ранее в конкретном виде деятельности, он сможет применить в аналогичной дея­тельности в будущем и добьется при этом успеха.

Самоэффективность в общении — это сочетание представлений человека о том, что он компетентен в общении, и его уверенности в том, что он сможет быть успешным коммуникатором, конструктивно решающим коммуникативные задачи.

С целью изучения уровня самоэффективности будущих педагогов-психологов, нами была проведена методика М. Шеера и Дж. Маддукса [5]. Данная методика позволяет выявить уровень сомоэффективности личности, предоставляет возможность получить информацию о самооценке личности, о степени ее самореализации.

В исследовании приняло участие 93 студента I – IV курсов специальности «Педагогика и психология». Анализ результатов показал, что у студентов преобладает средний уровень самоэффективности как в деятельности (68%), так и в общении (45%). Это говорит о том, что студенты, в целом, осознают у себя наличие необходимых профессионально важных качеств, но еще не до конца уверены в том, что смогут правильно использовать эти качества при выполнении функций психолога. То, что преобладает среди респондентов средний уровень самоэффективности, закономерно, так как главным условием ее развития является осуществляемая успешная профессиональная деятельность. А студенты в процессе вузовского обучения только готовятся к ее выполнению. Высокий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 27% студентов и в сфере общения – 19% студентов. Для таких студентов характерно осознание своих профессиональных качеств и способности их актуализировать в своей деятельности. И низкий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 5% студентов и в сфере общения и 36% испытуемых. Данные результаты говорят о том, что респонденты слабо осознают у себя профессионально важные качества и не уверены в том, что смогут воспользоваться ими как функциональным средством в будущей профессиональной деятельности. Иллюстрацией этого положения является гистограмма уровней самоэффективности будущих педагогов-психологов.

Гистограмма 1.

Нами был проведен анализ уровней развития самоэффективности у студентов в зависимости от курса обучения. Данные показывают, то динамика развития самоэффективности студентов в период обучения в вузе носит нелинейный характер, т.е. эта динамика не совпадает от младших курсов к старшим с последовательным повышением уровня самоэффективности от низкого к высокому. Снижение уровня самоэффективности фиксируется в период кризисов профессионального становления будущих педагогов-психологов, совпадающих по времени с обучением на первом и третьем курсах. Иллюстрацией этого положения являются гистограммы 2 и 3 уровней самоэффективности будущих педагогов-психологов.



Гистограмма 2.

Гистограмма 3.

Мы считаем, что необходимо особое внимание уделять развитию самоэффективности у студентов-первокурсников, т.к. в процессе адаптации к обучению в вузе они, как отмечает Л.Д. Столяренко [6], испытывают множество проблем, а именно: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. Для того, чтобы удачно справиться с возникшими проблемами, первокурсник должен обладать достаточным уровнем развития самоэффективности.

А. Бандура убежден, что самоэффективность можно развивать — как ес­тественным образом в ходе жизни и накопления человеком опыта успешных действий или наблюдения за успехом других, так и путем специально орга­низованного психологического обучения. С целью повышения уровня самоэффективности студентов-первокурсников на этапе адаптации к вузовскому обучению нами был проведен курс «Жизненная навигация», разработанный профессором, доктором психологических наук А. С. Огневым. В ходе данного курса студенты осуществляют поиск решений профессиональных и личных проблем и учатся быть готовыми нести за них ответственность; осуществляют самооценку работы; используют на практике знания психологических и педагогических теорий, связанных с областью профессиональной деятельности. Анализ полученных данных показал динамику развития самоэффективности, иллюстрацией этого служит гистограмма 4.

Гистограмма 4.

С целью проверки эффективности курса «Жизненная навигация», нами был проведен расчет по t-критерию Стьюдента. Полученные эмпирические значения в сфере деятельности и в сфере общения равны t (3.1) и t (4.9) соответственно, и находятся в зоне значимости. Таким образом, эффективность курса «Жизненная навигация» подтверждена.

Поскольку самоэффективность студентов является одной из важнейших составляющих их профессионального самосознания и для ее эффективного развития требуется субъектная активность самих студентов, в качестве рекомендаций можно посоветовать будущим педагогам-психологам формировать у себя потребность в саморазвитии и самопроектиро­вании профессионального становления, активно включаться в освоение профессиональной деятельности уже на этапе вузовского обучения, заниматься самодиагностикой, раскрывая свои личностные и про­фессиональные ресурсы с последующим построением программы профес­сионального самовоспитания.

Литература:

  1. Бандура А. Теория социального научения / Альберт Бандура. — СПб. : Евразия, 2000. - 320 с.

  2. Гайдар К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / К.М. Гайдар // Психология — XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К.М. Гайдар. - Воронеж: ВГУ, 2007. - С. 4-14.

  3. Гордеева Т.О. Тендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подро­стков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психоло­гия. - 2006. - № 3. - С. 78 -85.

  4. Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологичсский подход к исследованию личности / Р.Л. Кричевский // Акмеология. - 2001. - № 1. — С. 47-52.

  5. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. – Воронеж, 1997 – 121 с.

  6. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003

Основные термины (генерируются автоматически): студент, сфера общения, вузовское обучение, Жизненная навигация, самоэффективность, том, уровень самоэффективности, профессиональная деятельность, сочетание представлений человека, сфера деятельности.

Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов

Психологическая грамотность и компетентность современного педагога

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Интеллектуальное развитие будущих специалистов социальной сферы

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога

Креативность как основа инновационной педагогической деятельности

Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов

Психологическая грамотность и компетентность современного педагога

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Интеллектуальное развитие будущих специалистов социальной сферы

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога

Креативность как основа инновационной педагогической деятельности