Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов
Автор: Гончар Светлана Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 6972 раза
Библиографическое описание:
Гончар, С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов / С. Н. Гончар. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2163/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время психологическая наука переносит акцент с проблем слабости индивида на развитие потенциала личности и нахождение внутреннего ресурса, позволяющего ему быть подлинным субъектом жизнедеятельности. Современному обществу требуются высокоэффективные люди, способные правильно оценить и собственные возможности, и результаты своей деятельности (в том числе профессиональной). Субъективное отношение к выполняемой деятельности реализуется в обращенности человека к своим внутренним резервам, потенциалам развития, возможностям выбора средств действий и построения определенной стратегии деятельности, поведения и жизни в целом. А это определяется самоэффективностью личности.
В современных работах, посвященных становлению профессионального самосознания будущих психологов, основное внимание уделяется изучению его когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов, тогда как для организации успешной деятельности, для достижения высоких результатов необходимо еще одно качество, а именно - самоэффективность.
Проблема самоэффективности завоевала огромную популярность среди зарубежных психологов (А.Бандура, Л.Хьелл, Д.Зиглер, Дж.Капрара, Д.Сервон). В отечественной психологии происходит процесс теоретического осмысления данного феномена и его эмпирическая разработка (Р.Л. Кричевский, М.В.Чистова, Т.М.Маланьина, Т.О.Гордеева).
Понятие о самоэффективности было введено Альбертом Бандурой в 70-е годы не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по изменению личности. С помощью этого понятия А. Бандура оценивал способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей наилучшим образом. А. Бандура отмечал, что даже при наличии скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике [1].
Р.Л. Кричевский определяет самоэффективиость как «...убежденность людей в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ресурсы, поведенческие усилия на осуществление контроля за событиями, оказывающими влияние на их жизнь» [4].
Согласно Т.О. Гордеевой, самоэффективность – это «вера субъекта в свою способность справиться с определенной деятельностью» [3].
Обобщив теоретические материалы, Гайдар К.М. уточнила определение самоэффективности следующим образом: самоэффективность — это сочетание представлений человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих деятельности, общении и его уверенность в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта [2].
Группой американских психологов во главе с М. Шеером и Дж. Маддуксом [5] были выделены такие виды самоэффективиости, как самоэффективность в сфере деятельности и в сфере общения. Рассмотрим эти виды самоэффективности:
Самоэффективность в деятельности - это представления и уверенность человека в том, что свои знания, умения, навыки, опыт, выработанные ранее в конкретном виде деятельности, он сможет применить в аналогичной деятельности в будущем и добьется при этом успеха.
Самоэффективность в общении — это сочетание представлений человека о том, что он компетентен в общении, и его уверенности в том, что он сможет быть успешным коммуникатором, конструктивно решающим коммуникативные задачи.
С целью изучения уровня самоэффективности будущих педагогов-психологов, нами была проведена методика М. Шеера и Дж. Маддукса [5]. Данная методика позволяет выявить уровень сомоэффективности личности, предоставляет возможность получить информацию о самооценке личности, о степени ее самореализации.
В исследовании приняло участие 93 студента I – IV курсов специальности «Педагогика и психология». Анализ результатов показал, что у студентов преобладает средний уровень самоэффективности как в деятельности (68%), так и в общении (45%). Это говорит о том, что студенты, в целом, осознают у себя наличие необходимых профессионально важных качеств, но еще не до конца уверены в том, что смогут правильно использовать эти качества при выполнении функций психолога. То, что преобладает среди респондентов средний уровень самоэффективности, закономерно, так как главным условием ее развития является осуществляемая успешная профессиональная деятельность. А студенты в процессе вузовского обучения только готовятся к ее выполнению. Высокий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 27% студентов и в сфере общения – 19% студентов. Для таких студентов характерно осознание своих профессиональных качеств и способности их актуализировать в своей деятельности. И низкий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 5% студентов и в сфере общения и 36% испытуемых. Данные результаты говорят о том, что респонденты слабо осознают у себя профессионально важные качества и не уверены в том, что смогут воспользоваться ими как функциональным средством в будущей профессиональной деятельности. Иллюстрацией этого положения является гистограмма уровней самоэффективности будущих педагогов-психологов.
Гистограмма 1.
Нами был проведен анализ уровней развития самоэффективности у студентов в зависимости от курса обучения. Данные показывают, то динамика развития самоэффективности студентов в период обучения в вузе носит нелинейный характер, т.е. эта динамика не совпадает от младших курсов к старшим с последовательным повышением уровня самоэффективности от низкого к высокому. Снижение уровня самоэффективности фиксируется в период кризисов профессионального становления будущих педагогов-психологов, совпадающих по времени с обучением на первом и третьем курсах. Иллюстрацией этого положения являются гистограммы 2 и 3 уровней самоэффективности будущих педагогов-психологов.
Гистограмма 2.
Гистограмма 3.
Мы считаем, что необходимо особое внимание уделять развитию самоэффективности у студентов-первокурсников, т.к. в процессе адаптации к обучению в вузе они, как отмечает Л.Д. Столяренко [6], испытывают множество проблем, а именно: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. Для того, чтобы удачно справиться с возникшими проблемами, первокурсник должен обладать достаточным уровнем развития самоэффективности.
А. Бандура убежден, что самоэффективность можно развивать — как естественным образом в ходе жизни и накопления человеком опыта успешных действий или наблюдения за успехом других, так и путем специально организованного психологического обучения. С целью повышения уровня самоэффективности студентов-первокурсников на этапе адаптации к вузовскому обучению нами был проведен курс «Жизненная навигация», разработанный профессором, доктором психологических наук А. С. Огневым. В ходе данного курса студенты осуществляют поиск решений профессиональных и личных проблем и учатся быть готовыми нести за них ответственность; осуществляют самооценку работы; используют на практике знания психологических и педагогических теорий, связанных с областью профессиональной деятельности. Анализ полученных данных показал динамику развития самоэффективности, иллюстрацией этого служит гистограмма 4.
Гистограмма 4.
С целью проверки эффективности курса «Жизненная навигация», нами был проведен расчет по t-критерию Стьюдента. Полученные эмпирические значения в сфере деятельности и в сфере общения равны t (3.1) и t (4.9) соответственно, и находятся в зоне значимости. Таким образом, эффективность курса «Жизненная навигация» подтверждена.
Поскольку самоэффективность студентов является одной из важнейших составляющих их профессионального самосознания и для ее эффективного развития требуется субъектная активность самих студентов, в качестве рекомендаций можно посоветовать будущим педагогам-психологам формировать у себя потребность в саморазвитии и самопроектировании профессионального становления, активно включаться в освоение профессиональной деятельности уже на этапе вузовского обучения, заниматься самодиагностикой, раскрывая свои личностные и профессиональные ресурсы с последующим построением программы профессионального самовоспитания.
Литература:
Бандура А. Теория социального научения / Альберт Бандура. — СПб. : Евразия, 2000. - 320 с.
Гайдар К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / К.М. Гайдар // Психология — XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К.М. Гайдар. - Воронеж: ВГУ, 2007. - С. 4-14.
Гордеева Т.О. Тендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2006. - № 3. - С. 78 -85.
Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологичсский подход к исследованию личности / Р.Л. Кричевский // Акмеология. - 2001. - № 1. — С. 47-52.
Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. – Воронеж, 1997 – 121 с.
Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003