Экспресс-мониторинг профессиональной подготовки студентов старших курсов (на материалах КазГосЖенПУ)
Автор: Юсупова Индира Боранбаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 80 раз
Библиографическое описание:
Юсупова, И. Б. Экспресс-мониторинг профессиональной подготовки студентов старших курсов (на материалах КазГосЖенПУ) / И. Б. Юсупова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2166/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цель исследования - измерить качество полученного образования и уровень профессиональной подготовки студентов старших курсов Казахского государственного женского педагогического университета. Исследование мнений студентов старших курсов, обусловлено возможностью осуществить измерение в двух режимах - перспективном и ретроспективном. В первом случае, самооценка уровня профессиональных компетенций осуществляется относительно современных требований рынка труда. Во втором, ретроспективном, на последнем курсе личный образовательный опыт студентов выпускных курсов позволяет в той или иной мере понять логику и правила образовательного пространства.
Методика исследования. В рамках личной инициативы автором был разработан бланк-опросник, который содержал 10 вопросов, включая паспортичку. Информация собиралась методом раздаточного анкетирования. Ежегодный мониторинг охватывает около 270-300 студентов старших курсов. Выборка целевая, качественно-представленная. Степень надежности данных в пределах обыкновенной (3-10%).
Результаты исследования. Первоначальные ожидания значительной части опрошенных студентов в отношении качества обучения в Университете оправдались (диаграмма 1).
Диаграмма 1
В целом, более 80% от общего числа опрошенных так или иначе положительно настроены в отношении сложившихся форм и методов обучения в вузе (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Контрольный вопрос, характеризующий качество образования по основным составляющим, показал (таблица 1):
- почти 90% опрошенных в той или иной степени удовлетворены избранной специальностью;
- почти 85% - частично либо полностью удовлетворенны содержательной стороной обучения и качеством преподавания в целом;
- почти 80% - считают, что получаемые знания в той или иной мере соответствуют современным требованиям.
Таблица 1
Насколько Вы удовлетворены в настоящее время…, % |
Полностью удовлет. |
Частично удовлет |
Полностью неудовлет. |
Затрудняюсь ответить |
||||
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. |
|
1.Избранной специальностью |
45,7 |
47,6 |
41,6 |
39,6 |
7,6 |
9,4 |
5,1 |
3,3 |
2.Содержательностью обучения в университете |
26,7 |
23,5 |
60,5 |
60,4 |
6,2 |
11,4 |
6,7 |
4,7 |
3.Степенью направленности обучения на требования будущей работы |
27 |
26,3 |
52,6 |
52,9 |
13,8 |
14,7 |
6,6 |
5,8 |
4.Качеством преподавания, профессионализмом преподавателей вуза |
36,9 |
33,3 |
49,2 |
50 |
6,7 |
11,1 |
7,2 |
5,6 |
Диаграмма 3
Рассматривая сложившуюся ситуацию в динамике по годам, можно утверждать, что формальное отношение к образованию имеет тенденцию к распространению среди все большего числа студентов (таблица 2).
Таблица 2
Как Вы оцениваете степень оправданности Ваших общих затрат (личностных усилий, временных ресурсов, материальных средств) на обучение в университете? |
|
|
Силы, время и средства, вложенные в обучение в данном ВУЗе, оправдывают себя полностью |
26,9 |
25,6 |
Затраты на обучение в данном ВУЗе оправданы на 85-90 % |
31,3 |
26,1 |
|
10 |
10 |
|
22,4 |
16,7 |
|
5 |
7,3 |
Затрудняюсь ответить |
4,5 |
14,3 |
Выводы:
- наблюдаемое несоответствие относительно высоких показателей по оценке качества образования и формальное отношение студентов к получаемым знаниям в процессе обучения вызвано противоречивым воздействием организующих (учебных) и активизирующих (личностных) задач. Шаблонность и заорганизованность существующей системы образования, перегрузка педагогического персонала и многое другое входит в противоречие с изменениями, происходящими на уровне профессионального функционирования специалиста. Таким образом, несовершенство профессиональной подготовки вызывает снижение уровня ее значимости в глазах студентов;
- студенты компенсируют низкий уровень профессиональной компетентности посредством совмещения учебы и работы. По данному критерию выделяют следующие типы студентов: трудовая активность которых направлена на получение дополнительных доходов; студенты, ориентированных на раннюю профессионализацию. Последние, в свою очередь, делятся на тех, кто работает по специальности (профессионализация, обогащающая обучение) и тех, кто работает не совсем по своей специальности (изолированная профессионализация). Из года в год ценность обучения на рабочем месте для молодежи возрастает, а обучение в вузе по большей части приобретает формальный характер;
- подобное отношение со стороны студентов подкрепляется спецификой современной вузовской системы, которая допускает возможную неритмичность в учебе, фрагментарный характер получаемых знаний на фоне практически полного отсутствия активных форм в процессе обучения, принципов деятельностного подхода и т.д. С другой, неумением/нежеланием студентов самостоятельно осваивать вариативные типы мышления (латеральное, параллельное и пр.), техники работы с информацией (картирование, конспектирование и т.п.).
- как следствие, уровень профессиональной подготовленности студентов сказывается на профессиональной мотивации в ситуации преодоления производственных трудностей, получения профессионального опыта работы, в негативных установках относительно дальнейшего профессионального роста и заниженных требованиях в вопросе личного и профессионального самосовершенствования и т.д. В итоге, либо специалист профессионально деградирует, либо прилагает необходимые усилия и несет дополнительные затраты материальных и временных ресурсов на получение второго образования.
О качественно новом уровне профессиональной подготовки еще трудно говорить, и видимо, делать однозначные выводы относительно изменений, происходящих в нынешней системе высшего образования, можно будет только тогда, когда мы достигнем основной цели – подготовка высококвалифицированного специалиста свободно владеющего не только своей профессией, но и ориентированного в смежных отраслях деятельности, готового и способного эффективно работать, заинтересованного соответствовать всем требованиям современности.