Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
Автор: Тонкова Юлия Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 8274 раза
Библиографическое описание:
Тонкова, Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму / Ю. М. Тонкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2174/ (дата обращения: 19.12.2024).
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…». Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. [4, с. 23]
Такие авторы, как М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова, М.М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения, испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание элементов письма, нередко встречается «зеркальное» письмо. Дети не различают «лево», «право», «лист», «страница», «строка», они не укладывается в общий темп работы.
При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты такие компоненты письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими. [2, с. 98],
Двигательный навык, по мнению В.А. Силивон, включает:
развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;
сформированность зрительно-двигательных образов и представлений.
развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.
Графический навык предполагает:
умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности. [1, с. 104],
Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка. При оценке графических умений следует помнить, что графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. [3, с. 7], Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке.
По мнению М.М. Безруких, В.А. Силивон – письмо, это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук, одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Письмо представляет собой ритмичный процесс и требует выполнения ритмичных тонко координированных движений руки. [5, с. 28],
Анализ результатов диагностики детей старшей группы по разделу «Подготовка к грамоте» (программа «Развитие», Л.А. Венгер) показал, что у 43,8% воспитанников слабо развиты умения штриховки по нанесенному контуру, умение проводить прямые, замкнутые прерывистые линии. Вследствие этого, определили основное направление работы – развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Осознавая важность работы с детьми, определили алгоритм деятельности, включающий в себя организацию предметно – развивающей среды в группе. Нами активно используется в свободной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности нетрадиционный материал по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук, формированию графического навыка письма. Работа по подготовке руки к письму носит систематический и комплексный характер, осуществляется в следующих направлениях:
развитие мелкой моторики руки;
тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций;
обучение ориентировки на листе бумаги;
формирование графических навыков.
Во время индивидуальной, совместной работы с детьми, активно пропагандируем, выполняем вместе с детьми, контролируем, анализируем упражнения и задания. Система работы позволяет добиться положительных результатов.
Все виды деятельности по подготовки руки ребёнка к письму привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат.
Для подготовки руки к письму успешно используем:
1.Игры с мячиками. Собираем коллекцию мячей разного размера и сделанных из разного материала. Катаем мячик, перекладываем, ощупываем, отмечаем, чем они отличаются.
2. Игры с бигудями
- использовать как массажёр, катая их между ладошками;
- липучие бигуди цепляем друг за друга – получается конструктор;
- из мягких, гнущихся бигудей можно выложить буквы, цифры, фигуры.
3. Игры с перчатками. Пришиваем на перчатку липучку для ткани, так чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным.
4. Сухой бассейн. Изготовить сухой бассейн можно из крупы (фасоли, гороха), бобов, макаронных изделий, пластиковых пробок, киндер-сюрпризов, мячиков, колпачков от фломастеров и даже от пакетов из-под майонеза и клея. Наполняем большую емкость, и ребенок опускает руки. Находим там маленькие игрушки, конструктор.
5. Игры с катушками от ниток
- катаем катушки в ладошках;
- наматывание нитки на катушку.
6. Игры с носочками
- наполняем носочки или мешочки разной крупой (для развития тактильных ощущений);
- пришиваем большие бусины на носочки, и получается массажёр, одеваем на руку и водим по ладошке (спинке) ребёнка.
7. Игры с зубными щётками. Можно использовать как простые зубные щётки, так щётки для новорожденных детей. Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, а затем медленно опускаемся к его основанию. Далее растираем и ладошку.
8. Игры с пуговицами, бусинами
- можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы;
- «Лыжники» - вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаться по столу имитируя ходьбу лыжника.
- создаём коллекцию бусинок. Собираем бусы
9. Игры с резиночками (для волос или для денежных купюр) – растягиваем резиночку по типу «гармошки».
10. Игры со шнурками. Для этой игры предлагаем детям разноцветные яркие шнурки. Ребенок сам придумывает, что он будет выкладывать из них (это может быть животное, фигуры, буквы и цифры).
11. Игры с аквариумным грунтом. Берем, исследуем предмет. Играем в совместной деятельности со взрослым.
- катаем грунт между ладонями;
- «кривая дорожка» – выкладываем дорожку, линию проводим пальчиком.
12. Волчок. Ребенок крутит волчок, массируя пальчики.
13. *Игры со счетными палочками. Выкладывание интересных картинок из палочек всегда доставляет удовольствие дошколятам.
*Игры с клеточным полем «Письмо». Ребёнку необходимо выложить рисунок из счётных палочек на игровом (клеточном) поле в клетку. Затем этот рисунок перенести на тетрадный лист.
14. Игры с клеточным полем.
Упражнение «Муха». Найти центр тетрадного листа, правый верхний угол, левый нижний и т.д. «Муха» летает по игровому полю, задача ребёнка определить место нахождения мухи.
Упражнение «Поиски». Ребёнок распределяет на игровом клеточном поле крышки, мелких животных. Затем другой ребёнок отгадывает, где расположена крышка, мелкое животное. При правильном ответе выкладывает правильное расположение крышки на своём игровом клеточном поле.
15. Игры с кольцами (от скотча) «Поворот». Ребёнок смотрит на кольцо и выбирает, куда будет сделан поворот. Затем рисует рисунок в тетради в ту или иную сторону.
Таким образом, в результате работы установлено большое значение использования нетрадиционного материала для подготовки руки детей дошкольного возраста к письму. Использование упражнений позволяет:
– овладеть технической стороной письма и элементарными графическими умениями;
– совершенствовать мышление и другие психологические процессы, тесно связанные с мелкой моторикой;
– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма, в целом – становление базовых навыков и умений.
Литература:
1. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: методическое пособие/С.Е. Гаврина, Н.Л Кутявина, И.Г. Топоркова. – Ярославль: Академия развития, 2001. 240 с.
2. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]: пособие /М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: Детство-пресс 1998. 160 с.
3. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. Вузов/ ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
4. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков [Текст]: учебное пособие/ С.О. Филиппова. – СПб.: Питер,1999. 287 с.
5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]: методическое пособие/В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995.48 с.