Потребность в стратегии внедрения современных технологий обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гущина, Т. Н. Потребность в стратегии внедрения современных технологий обучения / Т. Н. Гущина, Е. И. Пархоменко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 257-258. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2201/ (дата обращения: 19.12.2024).

Стремительный рост новых информационных и коммуникационных технологий породил ряд проблем, затрагивающих обучение, но в то же время создал и новые возможности, связанные с тем, что общества, которые в новом информационном мире смогут преуспеть, будут нуждаться в образованных и хорошо обученных людях. Они могут обеспечить большую гибкость обучения, что для большинства современных вузов составляет проблему. Современные технологии могут расширить опыт учебной деятельности, создав предпосылки для лучшего формирования метакогнитивных умений, развития навыков самостоятельного обучения. При этом значения прямых контактов между студентом и преподавателем и между самими обучающимися остается неизменным. Студенты – не просто клиенты (с точки зрения рынка образовательных услуг), но члены ученого общества. Подтверждается вывод о том, что пока вузы в полном объеме не знают потребностей студентов и преподавателей в новых образовательных технологиях. И хотя возможности междисциплинарных инноваций осознаются, главные трудности находятся в сфере их инициации и явной противоречивости новых тенденций в обучении и традиционного дисциплинарного деления знаний. Можно считать, что на современном этапе в новых технологиях инновационные процессы в обучении учитываются слабо.

Что касается стратегии, то свою задачу вузы видят в сохранении конкурентных позиций на рынке образовательных услуг, для чего необходимо еще более повысить эффективность программ обучения, за счет использования современных технологий в целях повышения и подтверждения качества образования.

Быстрое распространение современных технологий (телекоммуникационных, компьютерных, телевизионных и аудиовизуальных), наряду с сокращением издержек, связанных с пользованием мощными информационно-коммуникационными сетями, уже изменили характер и практику функционирования разного рода организаций; универсальные прикладные программы новых технологий все шире входят в образование и обучение. Отсюда возникает необходимость глубокого анализа проблем их использования в многообразных видах деятельности преподавателя и студента. ВУЗ оказался перед необходимостью разработки собственной стратегии использования новых технологий в широко понимаемом учебном процессе. Новые технологии являются условием инноваций, важность которых с точки зрения менеджмента первостепенна.

Стратегическое планирование, связанное с внедрением в практику вузовского образования современных технологий обучения, предполагает определение всего многообразия интересов( порой взаимоисключающих) всех участников – индивидуальных и групповых – этого процесса. Именно поэтому важно согласовать общую стратегию со стратегией специальными, включающими, в частности, библиотечные и информационные системы, технологическую инфраструктуру; академический менеджмент, информационное обеспечение студентов( содержательное и сервисное); подбор персонала, содействие его развитию, поддержка; разработка, производство и внедрение электронных средств обучения.

Совершенствование информационных и коммуникационных технологий – один из наиболее очевидных факторов, оказывающих внешнее воздействие на перемены в вузе. В число факторов, вынуждающих вузы менять свой облик, можно включить:

  • снижение объемов финансирования;

  • требование со стороны правительства и общества усилить ответственность высшей школы;

  • необходимость достижения большего соответствия требованиям жизни;

  • растущая конкуренция как внутри самого сектора высшего образования, так и вне его ( с другими организациями).

Основу деятельности вузов всегда составляет:

  • получение нового знания и сопровождение существующего, основаниями чего служит исследовательская работа и обучение;

  • содействие социальному и экономическому прогрессу, особенно в региональном и локальном разрезах;

  • содействие культурному развитию;

  • и, самое важное, обучение, реализуемое вузом, опыт самих студентов.

Базисные характеристики вузовского образования должны быть связаны с развитием у студентов навыков предпринимательской деятельности, способности мыслить критически, аналитически, творчески, с формированием умения учиться, чтобы обрести качества, необходимые для непрерывного образования. Сегодня очевиден факт роста многообразия учебных заведений, сориентированных на одну из возможных образовательных и социальных ниш. Сказанное можно рассматривать как с точки зрения противостояния тенденциям, связанным с усилением внешнего давления на вузы, требованиям перемен в их практике, растущей неопределенностью будущего, так и, одновременно, с точки зрения расширения возможностей, определяющих пути включения новых технологий в обучение. Сетевые решения в области образования дают большие возможности для дистанционного обучения. В настоящее время наиболее широкое распространение получила информационная сеть Internet. Потенциал Internet как средства образования огромен. В нем существует возможность организации on-line конференций, то есть возможность общения людей находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Это позволяет проводить занятия с аудиторией, разбросанной на значительном расстоянии. Средства мультимедиа позволяют внести динамику и наглядность в процесс обучения. Издание обучающих пакетов на электронных носителях должна идти параллельно с изданием обычных методических указаний и учебников. Издание таких учебников незаменимо в технических дисциплинах, где описать технологические процессы оказывается намного труднее, чем показать их. Кроме того, издание таких учебников возможно более быстрыми темпами, чем издание полиграфическими методами. Такие учебники имеют большую информационную емкость и малые затраты на их издание. Средства автоматизированного контроля знаний уже сейчас с успехом применяются во многих учебных заведениях. Однако, до настоящего времени, остаются недостаточно реализованными уникальные (с точки зрения совершенствования образовательного процесса) возможности новых информационных технологий. Одной из таких областей является создание и использование автоматизированных систем комплексного тестирования (рейтингового) контроля знаний.

Вхождение в «нишу» потребует разработки полноценной академической и финансовой стратегии, интегральной компонентой которой станет стратегия инкорпорирования информационных и коммуникационных технологий. Основная цель стратегии должна состоять в достижении высокого уровня единообразия, как аппаратных средств, так и средств программного обеспечения. Развитие современных информационных технологий и появление высокоскоростных каналов связи сделало актуальной задачу использования технологий в обучении и научных исследованиях.

Таким образом, дальнейшее развитие высшего образования и образования в целом невозможно без широчайшего применения новых информационных технологий. От скорости внедрения этих технологий зависит скорость вхождения в общемировое образовательное пространство. Носителем новейших технологий в образовательной сфере может выступать только подготовленный преподавательский состав. Развитие современных технических средств намного опережает, к сожалению, возможности их использования в процессе передачи знаний, поэтому подготовка и переподготовка кадров должна идти опережающими темпами. Только в этом случае возможно сокращение разрыва между появлением нового технического средства, информационной технологии и их массового, эффективного применения.

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, обучение, вузовское образование, высшее образование, значительное расстояние, издание.