Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей дошкольников
Авторы: Раскова Галина Владимировна, Власова Татьяна Алексеевна, Анохина Ольга Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 9991 раз
Библиографическое описание:
Раскова, Г. В. Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей дошкольников / Г. В. Раскова, Т. А. Власова, О. В. Анохина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2205/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.
Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в совершенстве владеть этим едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Это уже давно доказали индийские йоги, которые могут обходиться без дыхания значительно дольше, чем обычные люди. С помощью дыхания можно вводить организм в состояние возбуждения (как это делается в боевых искусствах Востока) и максимального расслабления (йоги способны вводить себя в состояние клинической смерти).
Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. В настоящее время наиболее популярными являются: парадоксальное дыхание по А.Н. Стрельниковой, поверхностное дыхание по К.П. Бутейко, редкое и глубокое дыхание по системе йогов, метод Фролова (тренажер Фролова).
Считается возможным обучение детей произвольной регуляции дыхания по словесной инструкции уже с периода начала осмысливаемых движений. Высокая степень обучаемости дыхательной системы позволяет использовать обучение регуляции дыхания при оздоровлении и в целях профилактики с раннего возраста.
Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка.
При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у детей в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы — недостаточны.
Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. При системной работе над развитием дыхательного аппарата у детей наблюдается относительно больший прирост легочной вентиляции. Увеличение газообмена при мышечной работе достигает некоторого предела, известного в физиологии дыхания как величина максимального потребления кислорода, определяющего функциональные возможности дыхания, лимитирующие объем производимой работы. Максимальное потребление кислорода увеличивается по мере роста ребенка. В то же время у детей возможность длительно сохранять потребление кислорода на максимальном уровне, ограничена и увеличивается с возрастом и в зависимости от занятий.
Под влиянием систематических занятий дыхательными упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания — жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость; возрастает коэффициент использования кислорода из вентилируемого воздуха.
Произвольное изменение дыхания во время выполнения упражнений осуществляется по механизму условного рефлекса и вырабатывается на основе словесных раздражителей, по показу в игровой форме, применяется в связи с нормализующим действием мышечной работы на нервную систему, аппарат внешнего дыхания. Оказывая положительное влияние, упражнения способствуют изменению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости, уменьшение отечности слизистой оболочки верхних дыхательных путей.
В занятиях физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные упражнения.
Общетонизирующие упражнения усиливают дыхание. Для активизации функции дыхательного аппарата применяются упражнения умеренной и большой интенсивности. В тех случаях, когда активизация дыхания не показана, используются упражнения малой интенсивности.
Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы. Упражнения для пояса верхних конечностей активизируют кровообращение в легких; создается так называемая «рабочая гиперемия», которая способствует ликвидации воспалительного процесса, уменьшению застойных явлений в легких, предотвращению развития пневмосклероза.
Дыхательные упражнения относятся к специальным. Они совершенствуют механизм дыхания и координацию дыхания и движения.
Во время вдоха под воздействием дыхательных мышц грудная клетка расширяется. Однако вентиляция легких при этом осуществляется неравномерно: больше всего воздуха поступает в те части легкого, которые прилегают к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагме; хуже вентилируются верхушки легких и отделы около корня легкого.
Неравномерность вентиляции легких проявляется в еще большей степени при заболеваниях органов дыхания. Для улучшения вентиляции в различных участках легких очень важен выбор исходного положения. Если плохо вентилируются верхушки легких, применяются статические дыхательные упражнения (дыхание без дополнительных движений рук и туловища) в исходном положении руки на пояс, увеличение вентиляции задних отделов легких обеспечивается усилением диафрагмального дыхания. С целью активизации дыхания в боковых отделах легких используется исходное положение, лежа на противоположном боку.
Выбор исходного положения зависит также от того, какое действие физических упражнений является необходимым в данный период профилактики заболевания. Для облегчения формирования компенсаторных реакций используется исходное положение, при котором улучшается вентиляция здоровых отделов легких (например, лежа на больном боку). С целью ускорения процессов нормализации функции применяется исходное положение, при котором облегчается дыхание в больных отделах легких.
При применении дыхательных упражнений следует помнить, что вдох — процесс активный. Он происходит за счет сокращения дыхательной мускулатуры. Спокойный выдох осуществляется при расслаблении дыхательных мышц под действием силы тяжести грудной клетки, усиленный выдох — при активном сокращении дыхательных мышц и за счет эластических свойств легочной ткани.
Для усиления вдоха или выдоха или увеличения вентиляции в определенном участке легких дыхательные упражнения сочетаются с движениями конечностями или туловищем (динамические дыхательные упражнения).
При заболеваниях органов дыхания чаще всего нарушается выдох. В связи с этим дыхательные упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, с удлинением фазы выдоха.
При помощи дыхательных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания. Для этой цели применяются упражнения в произвольном урежении дыхания.
При показаниях к усилению вдоха или выдоха во время выполнения дыхательных упражнений произвольно изменяется соотношение по времени между этими актами. Так, для усиления выдоха увеличивается его продолжительность.
Дополнительное сопротивление (вдох через суженные губы, через трубку, надувание резиновых камер и т. п.) уменьшает частоту дыхания, увеличивает его глубину и активизирует работу дыхательных мышц.
Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, наклоном туловища вперед, подъемом ног вперед и т. п.
Дыхательные упражнения с произношением звуков на выдохе способствуют снятию бронхиального спазма.
При использовании дыхательных упражнений в физической культуре следует учитывать уровень развития ребенка. От этого зависит подбор средств, например активных, пассивных или рефлекторных гимнастических упражнений и т. д. В занятиях с детьми дошкольного возраста широко применяют имитацию, подражание знакомым образам птиц и зверей, игровой метод проведения занятий, подвижные игры. В связи с продолжающимся в течение всего периода детства морфологическим созреванием и функциональным совершенствованием дыхательного аппарата очень большое значение имеют дыхательные упражнения. Нагрузка в занятиях должна увеличиваться очень постепенно.
Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект. Только правильное выполнение будет эффективным: дыхательные упражнения с удлиненным и ступенчато-удлиненным выдохом, дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, шипящих и свистящих звуков, вызывающих дрожание голосовой щели и бронхиального дерева (физиологический вибрационный массаж, приводящий к снижению тонуса гладкой мускулатуры), дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе, упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные, упражнения, корригирующие упражнения. Необходимо проводить подбор упражнений с учетом возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимостью физических нагрузок.
В работе с детьми дошкольного возраста широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Пояснения, относительно смысла упражнений, приемов их выполнения или правил игры лучше воспринимаются и запоминаются детьми, если предъявляются в форме стихотворений, коротких рифмовок. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.
Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка. Помощь в подборе музыкального репертуара для сопровождения дыхательных игр и упражнений может оказать музыкальный руководитель.
Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.
Взаимосвязь музыки, слова и движения прекрасно представлена в хороводах.
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей, дошкольного возраста, предполагает решение следующих задач:
Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Развивать фонационный (озвученный) выдох.
Развивать речевое дыхание.
Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.
Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.
Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников.
Виды этой работы:
Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.
Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке – 5 минут.
Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.
Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
Психологические тренинги.
Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
температура воздуха должна быть на уровне 18-20° С;
одежда не должна стеснять движений;
не заниматься сразу после приема пищи;
не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.
Учитывая ведущее значение дыхания в жизнеобеспечении, актуальность биологической потребности в дыхании, максимальную доступность функции внешнего дыхания для произвольной регуляции с раннего возраста, широкий диапазон адаптации дыхательной системы можно рассматривать дыхательную гимнастику как основу реабилитации и профилактики, повышение резервных возможностей, уровня здоровья уже с дошкольного возраста.