Педагогические условия и конструкторские компетенции учителя в процессе разработки мультимедиа урока | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)

Статья просмотрена: 1898 раз

Библиографическое описание:

Губина, Т. Н. Педагогические условия и конструкторские компетенции учителя в процессе разработки мультимедиа урока / Т. Н. Губина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 329-334. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2208/ (дата обращения: 15.11.2024).

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала на уроках можно назвать создание мультимедийных презентаций. Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Мультимедиа уроки, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Многофункциональность компьютера и информационных технологий позволяют удовлетворить множество познавательных потребностей ученика.

Следовательно, современный учитель сегодня должен владеть соответствующими конструкторскими компетенциями. Формирование таких компетенций в профессиональной деятельности педагога предполагает наличие определенных педагогических условий, способствующих его эффективности.

Известно, что любая система может успешно функционировать и развиваться при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский), поэтому необходимо выявить условия, соответствующие педагогической системе формирования конструкторских компетенций у учителя при создании мультимедиа урока.

Уточним понятие «педагогические условия». В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.

Ещё Л.С. Выготский утверждал, что необходимо "заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще "не созрели" для самостоятельного функционирования" [3]

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональных интересов и конструкторских компетенций учителя при создании и использовании мультимедиа уроков, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе мы встречаемся с различными точками зрения. Наиболее обоснованными, на мой взгляд, являются определения данные Н.М. Борытко и В.И. Андреевым.

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2]

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат "целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения … целей" [1]

Выявление и создание педагогических условий, которые существенно влияют на процесс учения и формирование положительных установок на приобретение профессиональных конструкторских знаний, умений и навыков, основывается на факторах, влияющих на формирование профессиональных интересов педагогов в использовании мультимедиа компонентов на уроке. В их число входят: 1) совершенствование организации учебного процесса; 2) повышение учебной мотивации учащихся; 3) возможность всестороннего изучения материала. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, предполагает необходимость педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого обучающегося. Под педагогическими условиями понимаем взаимосвязанную совокупность факторов, принципов и различных воспитывающих мер, способствующих личностному росту обучающихся. Учебно-воспитательную деятельность рассматриваем как гарант субъектной позиции обучающегося и педагога. На наш взгляд, выход учебно-воспитательной системы на более качественный уровень – уровень саморазвития, который будет способствовать повышению эффективности творческого развития и саморазвития личности обучающихся, создание свободной, непринужденной учебной обстановки.

То есть под педагогическими условиями понимаются такие зависимости, которые обеспечивают с необходимой и достаточной полнотой отбор специфического содержания форм и методов обучения и воспитания для решения конкретной педагогической задачи. Все это возможно только для педагогов, работающих над собой, повышающих свой потенциал.

Исходя, из вышеизложенного, в качестве педагогического условия можно выделить повышение профессиональной компетентности педагогов, увеличение их личного творческого потенциала.

Ведущие тенденции развития страны связаны с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей мерой свободы и ответственности. Именно они явились основой модернизации образования.

Согласно концепции модернизации школьного образования необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся;

  • сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьника. Сформировать у них практические навыки самообразования;

  • обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий;

  • усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса;

  • усилить социально-гуманитарный, ценностно-ориентированный потенциал содержания общего образования.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.

В узком смысле слова педагогическая технология-это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде – это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных компьютерных технологий. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В образовательных учреждениях, где разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства. Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности. Происходит постепенное осознание потребности в обеспечении учащихся не только профессиональными навыками, но и в общем развитии обучающихся, формировании их информационной культуры. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому нужно рассматривать поиск путей овладения современными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности процесса обучения в школе. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа. Под термином мультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению, как педагогических целей обучения, так и целей развития.

Актуальным для преподавания в общеобразовательной школе становится широкое использование мультимедийных средств обучения. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе.

Повышение эффективности учебного процесса происходит за счёт следующего:

  • восприятие учащегося активизируется за счёт использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;

  • запас изобразительного и видеоматериала не ограничен более заранее приобретёнными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами. Существенно большой объём материала может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведён в формате, видимом всеми учащимися;

  • во время выступления не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске. Учитель не поворачивается время от времени к доске и таким образом не теряет контакт с аудиторией.

Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый материал. При создании слайдов, возможно, использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения содержания урока. С помощью анимации активизируется внимание учащихся на главных моментах в изучаемом материале. Также можно применять мультимедиа проектор в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке .

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании. Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет.

Таким образом, педагогическим условием является повышение профессиональной компетентности педагогов при использовании информационных и коммуникационных технологий на уроке и овладение современными педагогическими технологиями.

Среди педагогических инноваций, опробованных в российских школах, большинство прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Их актуальность не вызывает сомнений. Общество, которое заботится о человеке, гарантирует себе процветание, ибо творцом прогресса является личность. Эта личность должна быть не только свободной, но и мыслящей. Общество информационных технологий заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный комплекс;

  • изменение роли ученика из пассивного слушателя в активного участника;

  • решение разнообразных проблем, требующих проявления коммуникативных умений.

Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности.

За последние годы обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Поэтому на первый план выдвигается личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание. Цель личностно – ориентированного обучения заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями учащегося. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка.

Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику.

При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. Интернет ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации при создании мультимедиа уроков.

На сегодняшний день немало школ изучает, как можно лучше всего использовать Интернет для себя, а современный учитель старается найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широчайшую информацию школьникам о его предмете.

Но при этом необходимо помнить, что использование ИКТ на уроках должно быть не самоцелью, а во благо самого процесса обучения и обучающихся.

Сегодня перед школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Таким образом, каждый учитель, используя информационно – коммуникативные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя – работа, а для его учеников – обучение станут радостнее и увлекательнее.

Не следует забывать об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью. Необходимо уметь не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех – лучшее лекарство от усталости на уроке.

И в то же время мы нельзя забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.

Поэтому, можно отметить следующее педагогическое условие овладение учителем приемами и методами использования мультимедиа как средство реализации здоровьесберегающих технологий.

Немало важным является и то, что заранее готовясь к уроку, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением. В процессе изложения урока преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися. Эффективность применения интерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля.

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

Создание любого мультимедиа урока сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана разработки и конструкторской компетенции учителя.

Рассмотрим существующие определения данных терминов в справочной литературе и работах ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании.

В словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется как: 1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав [4, c.282].

А по словарю Д.Н. Ушакова … «компетенция» это: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2.Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право) [6]

А.И. Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. [5, с. 268].

А.В. Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [7, с.86]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

В документе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

С.Е. Шишов, В.А. Кальней отмечают, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным – не означает быть ученым или образованным. Предполагается, что настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью «мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт» в личной биографии, вписывающийся в общую историю [8, с.254].

Кроме того, по их мнению, нужно различать компетенцию и умение. Умение – это действие (doing) специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности (a capability), более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция – это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.

Следовательно, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Рассмотрим понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «конструкторская». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых информационно-коммуникационных технологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Термин "конструирование” происходит от латинского слова, обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Это вид продуктивной деятельности, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия.

Конструирование представляет собой процесс разработки конструкции учебного материала с использованием определенным образом связанных стандартных и изобретенных элементов. Конструкторские умения можно разделить на две основные группы: 1) конструкторские умения, имеющие творческий, продуктивный характер; 2) профессионально-технические умения владения техническими средствами.

Конструкторские умения представляют собой сложные интеллектуальные и практические умения. В качестве основных компонентов интеллектуальные умения включают техническое мышление, направленность интересов к технической деятельности, знания и умения, сформированные на высоком уровне обобщенности, способных к далекому переносу, эвристическая деятельность. Источником творческого отношения к деятельности является посильная для решения проблемная ситуация.

Конструкторская компетентность понимается мною как личностная, интегративная, формируемая характеристика способности и готовности учителя, проявляющаяся в создании мультимедиа компонентов урока, на основе владения специальными конструкторскими знаниями и умениями, использования современных технологий и средств конструирования, обоснованного выбора и оптимизации в случае многовариантности решений; учета быстрого изменения технологий.

В этих предложениях отражены основные элементы, необходимые для формирования конструкторской компетенции.


Литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С.124.

  2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.

  3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.55

  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.

  5. Турчинов, А.И.. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 272 с.

  6. Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т.1 ∕ Под ред. Д.И.Ушакова. – М., 1935.- 284 с.

  7. 7.Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.

  8. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): умение, компетенция, учебный материал, учебный процесс, знание, возможность, действие, образовательный процесс, педагогическое условие, процесс обучения.

Похожие статьи

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

К вопросу формирования профессиональных компетенций будущего дизайнера среды в проектной деятельности

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Продуктивные педагогические технологии в процессе освоения учебной дисциплины

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Место и роль интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции выпускников вузов

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Похожие статьи

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

К вопросу формирования профессиональных компетенций будущего дизайнера среды в проектной деятельности

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Продуктивные педагогические технологии в процессе освоения учебной дисциплины

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Место и роль интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции выпускников вузов

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов