Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»
Автор: Омельченко Елизавета Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 340 раз
Библиографическое описание:
Омельченко, Е. А. Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии» / Е. А. Омельченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2212/ (дата обращения: 15.11.2024).
Постоянная работа в педагогическом ВУЗе показывает, что на протяжении довольно большого промежутка времени многие студенты, получившие педагогическое образование, не идут работать по специальности, или, поработав 1-2 года, уходят в другие сферы деятельности. Можно перечислять разные причины этого явления. Одной из них являются разные мотивы поступления в ВУЗ. Одни поступают потому, что их баллы по ЕГЭ достаточны, но абитуриенты могут плохо представлять специфику педагогической деятельности, несмотря на то, что много лет провели в системе образования. Другие выбрали место учебы из-за удобного расположения учебного заведения, что далеко не всегда приводит в педагогический ВУЗ людей, которые будут в дальнейшем работать в образовании. Третьим были интересны изучаемые учебные предметы (например, математика, история, филология и др.). Четвертые плохо представляли, куда вообще можно пойти учиться (часто это абитуриенты из сельской местности) и выбрали самое знакомое – педагогический ВУЗ, т. к. сами постоянно (с детского сада) пребывали в образовании. Пятые пошли учиться за компанию с друзьями, знакомыми, мало раздумывая о будущей профессиональной деятельности.
Таких «отрицательных» мотивов можно называть еще много. Все они не способствуют ориентации тех, кто поступает в ВУЗ на будущую профессиональную деятельность в сфере образования.Нужно отметить, что за годы обучения в ВУЗе мотивацияобучающихся может измениться. Студент способен понять, что сделал правильный выбор профессии, что унего получается быть педагогом. Но здесь часто вступают в действие другие сдерживающие от принятия решения работать в образовании факторы. Например, низкий престиж педагогической профессии в нашем обществе, низкая оплата труда, большие психологические нагрузки на педагога, особенно работающего в школе и др.
В итоге из группы студентов в двадцать человек, закончивших педагогический ВУЗ, идут работать в сферу образования примерно от одного до пяти человек (конечно, для разных педагогических ВУЗов и разных специальностей эта цифра может быть больше). Однако часто и эти молодые специалисты идут в образование не столько по призванию, сколько потому, что «больше некуда было идти» (без сомнения, бывает и по-другому, когда выпускник осознанно сделал свой выбор и стремится к педагогической деятельности).
Такое положение вещей приводит к ситуации, когда в системе дошкольного и школьного образования работает все больше людей, которые «не смогли устроиться где-то еще». Они формально выполняют свои обязанности, причем далеко не всегда на высоком уровне. Это, в свою очередь, ведет за собой все большее снижение уровня образованности выпускников школ. Эта проблема, с нашей точки зрения, может быть, по крайней мере, частично решена, если в систему образования пойдет больше хороших, грамотных, умных, успешных в учебе выпускников педагогических ВУЗов. Для этого мы считаем необходимым создавать в обучении студентов-бакалавров педагогики такие условия, в которых у них складывались бы «твердые» внутренние установки на работу в образовании. Причем, все вышеназванные внешние причины не могли бы оказывать на них существенного влияния.
Думается, что одним из средств создания этих условий явится введение в учебный план бакалавров педагогики курса по выбору «Педагогика самовыражения в профессии».Дело в том, что потребность в самовыражении, т. е. в передаче другим того, что ценно, значимо для человека, является сущностной характеристикой каждого из нас. Поэтому, если в профессиональной деятельности человек получает возможность выразить, проявить себя, раскрыть свои способности, он будет стремиться к тому, чтобы в ней оставаться, понимая, что именно она дает то, что сложно найти в других сферах профессиональной деятельности.
Если с этой точки зрения рассматривать систему образования, то далеко не всегда студенты-бакалавры педагогики могут самостоятельно увидеть возможности для самовыражения в профессии. Ведь в ней существует большое количество ограничений, накладываемых педагогической деятельностью на самопроявления как обучающихся, так и педагогов. Они связаны для последних с необходимостью соблюдать трудовую дисциплину, следовать нормам образовательного законодательства, придерживаться принципов педагогической этики, педагогического такта.
Иными словами, педагог может проявлять себя только в определенных границах, задаваемых требованиями извне. При этом начинающей педагог, с одной стороны, еще не всегда может следовать этим требованиям в силу малого опыта практической педагогической деятельности, а с другой – требования могут не соответствовать внутренним установкам человека по отношению к самому себе. Поэтому уже в период получения высшего педагогического образования студентам-бакалаврам нужна активная помощь преподавателей в том, чтобы показать, как выразить себя в педагогической деятельности. Сделать это можно, например, в рамках названного выше курса.Мы считаем, что лучше всего его вводить бакалаврам третьего или четвертого года обучения, т. к. именно в этот период происходит их окончательное определение со сферой приложения своих профессиональных усилий.
В содержание разработанного нами курса входит три блока вопросов:
Самовыражение педагога в профессиональной деятельности.
Культура самовыражения педагога в профессиональной деятельности.
Практические занятия.
Первые два блока вопросов знакомят студентов-бакалавров педагогики с тем, что такое самовыражение, культура самовыражения, для чего они нужны педагогу, дают представление о возможностях педагогической деятельности, позволяющих человеку наиболее полно выразить, проявить, реализовать себя. Причем, т. к. речь идет о деятельности людей, постоянно находящихся в центре внимания других субъектов образования, то самовыражение первых должно быть ориентировано на тех, с кем педагог работает – дошкольников, школьников, студентов. Здесь имеется в виду, что педагог знает их психологические особенности, умеет выстраивать с ними взаимодействие с учетом их индивидуальных особенностей. В самовыражении педагог умеет корректно предъявлять свои ценности, предпочтения в профессии, т. е. делает это так, чтобы, с одной стороны, это было удобно, полезно ему самому, а с другой – воспитывало, развивало, обучало других участников педагогического процесса. В данном случае мы имеем в виду необходимость акцентировать внимание студентов на наличии у них культуры самовыражения в педагогической деятельности.
В ходе освоения первых двух блоков вопросов студенты-бакалавры начинают осознавать, что культура самовыражения в профессиональной деятельности – это особенности и способы их самоорганизуемой профессиональной деятельности, которые они обретают или создают в ходе взаимодействия с педагогической культурой общества и в соответствии с собственными интересами и способностями. Они учатся видеть многообразие возможностей для ее становления в своей будущей педагогической деятельности. Это, например, свобода выбора форм, методов, средств в работе с подрастающим поколением. Это возможности:реализовать тот подход в обучении и воспитании, который наиболее близок педагогу;показать другим людям свою образованность, эрудицию, глубокие знания предмета;проявить себя практически в любом виде творчества, организуя внеклассную работу с обучающимися;видеть как благодаря твоим усилиям ребенок становится более воспитанным, более знающим;оказывать влияние на ум, чувства других людей;проявить свои актерские способности;оценивать других людей;взаимодействовать, общаться с большим количеством других людей;сделать что-то полезное для детей и их родителей;двигаться по карьерной лестнице в сфере образования, как в практическом, так и в научном направлении и др.
Третий из названных разделов рассматриваемого курса по выбору ориентирован на создание в учебном процессе условий, способствующих тому, чтобы будущие педагоги могли выразить себя, оказывались бы в ситуацияхосознания необходимости становления собственной культуры самовыражения в профессиональной деятельности. Эти условия, по нашему мнению, создаются в педагогических ситуациях, в которых:
студентам нужно представить самих себя, результаты своих теоретических работ или практической педагогической деятельности. Для этого преподаватель предлагает на занятиях, например, такие задания:
- расскажите о том, каким вы видите себя педагогом;
- расскажите о своих предпочтениях в выполнении педагогической деятельности;
- представьте наиболее удачные, на ваш взгляд, работы, выполненные за время обучения в ВУЗе; расскажите, как они помогают развиваться вашим профессионально важным качествам и умениям;
- расскажите о примерах самовыражения и проявления культуры самовыражения педагогов, которые вы наблюдали в ходе практике.
студентам нужно проживать педагогические события, расширяющие сферу их личностных проявлений. Сюда можно отнести освоение бакалаврами практически всех новых для них педагогических умений, например, проведение определенных типов занятий со школьниками; выполнение новых заданий на педагогической практике и др.;
у студентов в положительную сторону изменяется взгляд на педагогическую деятельность, они понимают, что это именно та деятельность, которой они хотели бы посвятить себя, начинают чувствовать и осознавать, что именно в ней смогут эмоционально, интеллектуально, действенно выразить себя. В итоге это станет для них тем фундаментом, на котором будет основываться их окончательное решение работать в сфере образования.
В ходе проведения занятий со студентами-бакалаврами педагогического ВУЗа в рамках курса по выбору «Педагогика самовыражения в профессии» можно отслеживать, на каком уровне находится их культура самовыражения в профессиональной деятельности. Для этого целесообразно ориентироваться на приведенные ниже характеристики высокого, среднего и низкого уровня культуры самовыражения педагога в профессиональной деятельности.
Описание этих уровней представим в соответствии с компонентами рассматриваемой культуры, к которым мы относим цель самовыражения будущего педагога в профессиональной деятельности; направленность его самовыражения; особенности самовыражения в таких средах, как самоорганизация, учеба, внеучебная деятельность, контакты с другими людьми.
Высокий уровень культуры самовыражения студентов-бакалавров в педагогической деятельности характеризуется тем, что молодой человек ставит цели, ориентированные на становление профессионально значимых качеств, может обосновать значимость выбора цели, предпринимает действия для ее достижения. На этом уровне будущие педагоги находят самые удачные средства самовыражения в конкретных педагогических ситуациях, при этом они легко ориентируются на особенности других субъектов образовательного процесса и своим самовыражением демонстрируют включенность в педагогическую культуру и культуру общества.
В профессиональных контактах студенты с высоким уровнем культуры самовыражения в профессиональной деятельности демонстрируют высокий уровень общительности, их поведение не блокируется комплексами, негативизмом, они осознанно следуют правилам, которые диктует педагогическая деятельность. У таких молодых людей высокий уровень познавательного отношения к учению. Они стремятся к самообучению, обладая высоким уровнем развития учебной деятельности. Имеют успехи в учебе, демонстрируют хорошо развитыеприменительно к педагогической деятельностиисследовательские умения и навыки.В среде самоорганизации для них характерно наличие высоко развитых навыков самоорганизации и качеств самоорганизующего субъекта деятельности, к которым относятся осознанность, способность к выбору, устойчивость по отношению к негативным влияниям.
Для студентов со средним уровнем интересующей нас культуры характерна постановка не всегда устойчивых целей самовыражения в профессии (т. к. эти цели легко меняются под влиянием обстоятельств, например, при каких-либо затруднениях). Хотя студент и настроен на достижение поставленных целей, но часто ничего для этого не предпринимает.Способы и средства самовыражения в профессиональной деятельности эти молодые люди способны предложить сами, но чаще пользуются набором, предлагаемым другими студентами или преподавателем. Они испытывают трудности с выбором педагогических средств, необходимых для достижения поставленной цели. В ходе самовыражения не всегда ориентируются на других субъектов образования, не всегда их самовыражение демонстрирует включенность в педагогическую культуру и культуру общества.
Для профессиональных контактов студентов со средним уровнем культуры самовыражения в педагогической деятельности характерен средний уровень общительности, сильная и не всегда положительная зависимость профессионального поведения и самовыражения от ситуации и других людей, что ведет к неустойчивости форм самопроявлений и, в некоторых случаях, придания им характеристик, не соответствующих деятельности педагога. В учебе такие студенты демонстрируют средний уровень познавательного отношения к учению.Стремление к самообучению проявляется эпизодически. Они обладают средним уровнем развития учебной деятельности, стараются учиться в меру своих возможностей и способностей. Исследовательские умения и навыки, необходимые в педагогической деятельности,развиты у них на среднем уровне.Также на среднем уровне развития находятся их навыки самоорганизации и качества самоорганизующего субъекта деятельности.
Студенты с низким уровнем культуры самовыражения в профессиональной деятельности не ставят конструктивные цели, касающиеся становления собственных профессионально важных качеств. Даже если такая цель поставлена, то она чаще всегопредложенапреподавателями, родителями или кем-то еще. Такие студенты не настроены на достижение поставленных позитивных целей совершенствования в профессии. Средства самовыражения в профессии подбираются ими с большим трудом.В самовыражении практически не прослеживается ориентация на других субъектов образования и ценности педагогической культуры.В контактах с другими субъектами образования демонстрируется низкий уровень общительности, возможно вызывающее поведение и действия, не соответствующие нормам педагогической культуры.
Такие студенты имеют низкий уровень познавательного отношения к учению, не стремятся к самообучению, обладает низким уровнем развития учебной деятельности, не стремятся учиться в меру своих возможностей и способностей, их исследовательские умения и навыки развиты на низком уровне. На таком же низком уровне развиты навыки самоорганизации и качества самоорганизующего субъекта деятельности.
Ориентация на приведенные характеристики позволит преподавателю педагогического ВУЗа, читающему рассматриваемый курс по выбору, наиболее удачно выстраивать работу со студентами, максимально способствуя становлению и развитию культуры самовыражения в профессиональной деятельности каждого студента. Все это, на наш взгляд, внесет свой вклад в то, что в нашем образовании постепенно будет работать все больше и больше высокопрофессиональных педагогов, способных привести к выходу всей системы образования на новый качественный уровень функционирования.