Способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов к новым условиям
Автор: Старченко Ольга Юрьевна
Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 426 раз
Библиографическое описание:
Старченко, О. Ю. Способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов к новым условиям / О. Ю. Старченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2223/ (дата обращения: 19.12.2024).
- Русских школ
существует достаточно много в США. Школы эти разные. В соответствии
с концепцией Программы «Русская школа за рубежом»
существует 4 типа таких учреждений.
- К первому типу относятся общеобразовательные средние (или начальные) школы, где преподавание ведется на русском языке в соответствии с российскими образовательными стандартами. Учебный процесс в таких школах строится на основе российского базисного учебного плана. К таким школам относятся школы МИД РФ и школы Россотрудничества.
- Ко второму типу принадлежат общеобразовательные средние (начальные) школы, где преподавание ведется по интегрированным образовательным программам в соответствии с российскими и национальными образовательными программами. К школам такого типа относятся школы с русским языком обучения, созданные в странах при участии РФ.
- Третий тип русских школ представлен национальными общеобразовательными средними школами с преподаванием на русском языке и классами с преподаванием на русском языке в национальных школах. Это государственные школы с русским языком обучения в странах СНГ, негосударственные школы с русским языком обучения, классы с русским языком обучения. Эти школы реализуют местные программы обучения, при этом уровень освоения образовательных программ в целом и/или по отдельным предметам в них соответствует требованиям российского образовательного стандарта.
- К четвертому типу относятся институты дополнительного образования, реализующие образовательные программы, соответствующие требованиям стандартов начального и среднего образования РФ. Это курсы дополнительного образования, школы выходного дня, воскресные школы, организации соотечественников, ассоциации учителей.
- Безусловно, основной целью всех типов вышеперечисленных школ является сохранение русского языка у живущих вне родной языковой среды детей, поэтому основными предметами в этих школах является русский язык и литература. Но в данной статье основное внимание будет уделено четвертому типу русских школ за рубежом. На примере работы русской школы «Олимп» (Вашингтон, США) мы раскроем основные способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов в новых условиях.
- Особое внимание в русских школах выходного дня уделяется раннему развитию детей (обучение чтению и письму, занятия по развитию речи). Причём многие педагоги настаивают на том, чтобы ребёнок к пяти годам уже умел читать, т.к. именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад (Kindergarden), который входит в систему начальной школы США (elementary school), и сам детский сад находится непосредственно на территории школы. Американские детские сады готовят к школе путём постепенного перехода от игр к чтению и письму. Таким образом, у русскоговорящих детей не возникает проблем и путаницы при обучении чтению на английском языке, а в пять лет большинство ребята прекрасно читают на своём родном языке.
- Школа «Олимп» в г. Вашингтоне – одна из немногих, которая готовит старшеклассников к сдаче русского языка как иностранного (Prototype AP Russian Language Exam), за этот экзамен ребята получают дополнительные баллы при поступлении в колледжи и университеты. Происходит постоянное взаимодействие школы с высшими учебными заведениями. Это также является мотивацией для посещения школы. И когда ребята поступают в университеты, то начинают понимать ценность получения образования в русской школе. И позднее осознают, что специалисты со знанием русского языка востребованы.
- Помимо изучения русского языка и литературы, в школе ведется преподавание истории РФ и основ музыкального образования.
- Практически при каждой школе есть театральная студия. Опыт работы в школах показывает, что помимо самих уроков именно театр позволяет сохранить русский язык и усиливает мотивацию к его изучению. В игровой форме происходит ускоренное овладение языком. Театральная студия влияет на формирование у учащихся русского языкового сознания, лингвострановедческих представлений о России, происходит воссоздание мира общения на русском языке в условиях ограниченной языковой среды. Театр является одним из главных носителей культурных традиций русского языка, происходит знакомство с русской культурой, а через неё с культурой мировой.
- Для того чтобы вызвать интерес к языку, который пробуждается благодаря творчеству, ответственности и чувству собственной значимости, необходимо удачно выбрать тему спектакля, пьесу. Тема спектакля должна быть близка и понятна, интересна юным актёрам. Самое главное, чтобы предлагаемый материал был изучен на русском языке достаточно подробно и понятно во всех аспектах (фонетическом, лексическом, грамматическом). Для детей – исполнителей очень важна ясность языка, уверенность произношения.
- Таким образом, именно театр является самой естественной формой поддержки языка. Ученики учат роли, обсуждают персонажи и их характеры, проводят аналогии с другими литературными произведениями, просто общаются на русском языке. А так как действие происходит в атмосфере игры, то это воспринимается гораздо легче и естественней. Именно так, легко и естественно, изучают русский язык в школе «Олимп» (г.Потомак, штат Мэриленд). В этой школе вот уже несколько лет существует уникальная театральная студия «Жар-птица», которой руководит талантливый педагог Марина Погосова. Именно она объединила учеников, учителей школы, родителей, всех тех, кто искренне заинтересован в изучении и популяризации русского языка и нашей великой русской культуры.
- Весь репертуар театральной студии построен исключительно на русских народных сказках, произведениях русской классической литературы.
- Руководитель театральной студии так тщательно продумывает свою работу, чтобы постановки были интересными и привлекательными для самих актёров. И как огорчаются ребята, если им не досталось роли... Но даже не имея роли, они готовы помогать за кулисами, устанавливать декорации на сцене. Безусловно, большую помощь оказывают родители и учителя школы, которые шьют костюмы, своими силами делают декорации, находят необходимый для постановок реквизит.
- Театральная студия «Жар-птица» существует на базе школы «Олимп» с 2008 года. В спектаклях принимают участие ученики в возрасте от 7 до 14 лет. Студией были поставлены спектакли «Мама», «А что у вас?», «Ёлка для принцессы», «Красная шапочка или Сказка о золотом правиле», «12 месяцев», «Деревенские истории».
- Репетируя, ребята проводят время вместе, а значит, учатся понимать и принимать одноклассников такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех спектакля. Они чувствуют ответственность за свои действия. Репетиции проводятся один раз в неделю, поскольку русская школа «Олимп» работает только по субботам, в течение недели ребята посещаю американские школы.
- В театральной студии «Жар-птица» создана настолько тёплая домашняя атмосфера, что ребята приходят на репетиции как на праздник, где с ними занимаются, где им рады. Приходят дети разного возраста, часто неуверенные в своих способностях, очень плохо говорящие по-русски. Но долгая кропотливая работа даёт свои положительные результаты. Как приятно видеть на сцене счастливых, довольных своим выступлением маленьких актёров. А ведь ещё недавно некоторые из них боялись выйти на сцену.
- Когда ученики школы «Олимп» играют роли, они пытаются, как настоящие актёры перевоплотиться, а не просто выразительно прочитать выученные слова. Спектакли и подготовка к школьным праздникам помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая имеет собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать своё мнение. А это необходимо, ведь жизнь – театр, и в будущем ребятам придётся сыграть ещё много ролей.
- В американской педагогической науке есть устойчивое выражение «experience of success» – переживание успеха. Психологи настаивают на том, чтобы ребёнку давалось как можно больше возможностей испытывать успех. Именно на концепции успеха строится работа школы. Это важнейшее условие воспитания человека, уверенного в себе. Педагогический опыт показывает исключительно плодотворность концепции успеха. И в России, и в Америке, даже совсем потерявших веру в себя ребят удавалось зажечь первым успехом, и постепенно, шаг за шагом, довести до требуемого уровня. Ребёнок должен получать каждый день «витамин успеха». Это залог его здорового отношения к школе, а в дальнейшем – и к работе. Именно это условие является одним из главных в работе русской школы. Раскрыться в полной мере и получить успех ребятам позволяют занятия в кружках дополнительного образования при школе (театр, музыка, народный танец), а также участие в фестивалях, конкурсах, олимпиадах.
- Учителя русских школ в США стараются, чтобы ученики не только не забывали русский язык и общались на нём, но и чувствовали себя действительно группой, сообществом, единым коллективом. Так, например, в школе «Олимп» (г. Вашингтон) стали уже традиционными театрализованные новогодние представления, весенний праздник, итоговый концерт по случаю окончания учебного года. В их подготовке принимает участие вся школа. Ребята стараются показать всё, чему они научились в русской школе.
- Особое внимание в школах воскресного дня уделяется воспитательному процессу. В русских школах за рубежом накоплен достаточно большой опыт проведения всевозможных детских театрализованных фестивалей, праздников, которые пользуются большой популярностью среди соотечественников.
- 10 марта 2012 года в г. Потомак (штат Мэриленд, США) состоялся фестиваль «Русский язык и культурное наследие». Задачами фестиваля было привлечение интереса к изучению русского языка, знакомство аудитории с культурой России, укрепление института семьи, а также обучение работать в команде. В рамках фестиваля были проведены конкурс сочинений «Моя русская сказка», конкурс рассказов «Дети для детей», конкурс рисунков, фотографий и поделок на тему «Народные сказки и былины». Продолжением фестиваля было проведение олимпиады по русскому языку «Русское слово».
- Таким образом, русскими школами проводится большая работа по популяризации русского культурного наследия, что способствует умению детей выступать в качестве полноценных представителей родной культуры.
- Стоит обратить внимание, что в сегодняшнем поликультурном обществе США намного легче решать проблемы образования на родном языке, чем, скажем, ещё 12 лет назад. Тогда, в конце 90-х гг., в США был большой поток эмигрантов из стран бывшего Советского Союза, и чаще всего говорили об их интеграции, подразумевая полную ассимиляцию. Но практика показывает, что полноценная интеграция детей российских эмигрантов и выходцев из стран бывшего Советского Союза в американское общество происходит благодаря существованию русских школ. Именно они ведут интеграционную работу с детьми, проводят разъяснительные беседы с родителями, организуют интеркультурные проекты в поддержку толерантности между разными культурами.
- Русская школа, являясь элементом социальной среды, взаимодействует с не только с семьёй, но и с американскими школами, учреждениями дополнительного образования, русскими общественными организациями (Россотрудничество, Посольство России в США, Американская Ассоциация Русского языка и Культуры). При поддержке этих организаций 17-18 декабря 2011 года в Вашингтоне (George Mason University) прошёл 2-й фестиваль детских русскоязычных театров Америки, в котором приняло участие свыше 20 коллективов из разны городов США, а также из России.
- Театральная студия «Жар-птица» представила на суд зрителей «Деревенские истории» (современная интерпретация сказок «Репка» и «Курочка Ряба»). Постановка получилась яркой, динамичной. Непринуждённая игра маленьких актёров передала зрительному залу праздничное настроение. Не стоит забывать о том, что в русской школе «Олимп» учатся дети разных национальностей, поэтому в театральных постановках можно наблюдать сплав разных культур, но все они базируются на русской.
- Таким образом, мы видим, что основными способами культурно-речевой адаптации детей эмигрантов являются: уроки русского языка и литературы, театральные фестивали, олимпиады по русскому языку, взаимодействие с родителями и социальными партнерами.
- К первому типу относятся общеобразовательные средние (или начальные) школы, где преподавание ведется на русском языке в соответствии с российскими образовательными стандартами. Учебный процесс в таких школах строится на основе российского базисного учебного плана. К таким школам относятся школы МИД РФ и школы Россотрудничества.