Применение творческих заданий в учебном процессе
Авторы: Хусаенова Альбина Ауфатовна, Насретдинова Ляля Минигалеевна, Газимов Аданис Хайруллович, Асадуллина Танзиля Салаватовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 10.07.2017
Статья просмотрена: 583 раза
Библиографическое описание:
Хусаенова, А. А. Применение творческих заданий в учебном процессе / А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова, А. Х. Газимов, Т. С. Асадуллина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 62-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12604/ (дата обращения: 19.12.2024).
Активность студентов на занятиях может быть обеспечена при условии, если в тесном взаимосвязанном единстве будут реализованы содержательный, процессуальный и мотивационный аспекты обучения. Для этого необходимо:
‒ осмысление и закрепление важнейших вопросов теории;
‒ осуществление практической подготовки, формирование у них системы умений и навыков;
‒ воспитание любви к профессии и качеств характера, необходимых в условиях образовательной организации.
План занятия отражает содержание и последовательность учебно-познавательной деятельности студентов, определяет характер дидактического единства преподавания, регламентирует время по каждому вопросу занятия.
Дидактическое обеспечение учебно-познавательной деятельности студентов преподаватель осуществляет, исходя из конкретных целей и задач учебного процесса, уровня обученности студентов, возможностей учебного материала. Он намечает сочетание методов обучения, систему ТСО, источники информации по теории вопроса, определяет характер и степень трудности практических заданий [1].
Практическая часть занятий представлена набором методов и определенной последовательностью выполнения практических заданий по формированию профессиональных умений и навыков. Выполнение практических операций протекает в следующей последовательности: от теории к практике, от овладения способностью наблюдать и анализировать к умению моделировать абстрактные ситуации и затем к реальному воспроизведению элементов учебного процесса. Практические задания по степени трудности и характеру ориентационной основы делятся на три группы. К репродуктивным заданиям относятся те, которые имеют полную ориентационную основу деятельности, образец действия, исходные данные, конечный результат; к конструктивным — с неполной ориентационной основой; к творческим — с единой ориентационной основой.
Задания репродуктивного характера, предполагающие простое воспроизведение материала, формируется в соответствии с указанной ориентационной основой деятельности, и могут иметь следующие содержания:
- Составить терминологический словарь к теме предполагаемого занятия, дать научные определения каждому понятию.
- Составить план устного ответа по рассматриваемому вопросу темы.
- Ответить на вопрос, какой документ лежит в основе проверки знаний студентов за каждый год обучения?
- Решить задачу.
Названный вид заданий имеет прикладную направленность, стимулирует воспроизводящую деятельность студентов.
Второй тип заданий предполагает выявление существенных свойств предмета, причинно-следственных связей, осуществление систематизации, обобщения, моделирования; аргументированной оценки факторов и формулировку выводов. При этом осуществляется процесс формирования аналитических и конструктивных умений и навыков.
Задания конструктивного характера могут иметь следующие содержания:
- Провести наблюдения занятия по всему предмету, проанализировать эффективность проверки и оценки знаний, умений и навыков в процессе обучения.
- Определить конкретное содержание самостоятельной работы студентов по определенной теме в процессе объяснения материла.
- Проанализировать объяснительную записку учебной программы по своему предмету, сформулировать главные задачи, выдвигаемые перед данным курсом, по одной из учебных тем выявить систему понятий и умений, которые должны усвоить студенты.
- Составить карточки проверочных заданий с элементами программированного контроля для индивидуальной работы на занятии в процессе опроса.
Этот тип заданий помогает овладевать опытом практической деятельности на теоретическом уровне, формирует у студентов умение моделировать явления в идеальных и реальных конкретных ситуациях учебного процесса, развивает способность проектировать конечный результат, учит определять средства его достижения, повышает мобильность и динамичность знаний и умений студентов.
Третий тип заданий придает деятельности студентов творческий характер, повышает удельный вес ориентировочно-исследовательских и контрольно-оценочных операций. Студент поставлен в условия эффективного использования приемов переноса и методов научного исследования, проявления интеллектуальной активности, творческой направленности труда. Здесь идет интенсивный процесс осмысления материала и перевода его из объекта познания в средство нового познания.
Задания творческого характера представлены следующим содержанием:
- Определить по теме предполагаемого занятия конкретные цели, задачи, предмет, средства, результат учебно-познавательной деятельности.
- Выявить в теме курса те затруднения, с которыми могут встретиться студенты при изучении данного материала.
- Продемонстрировать, опираясь на принцип дидактики, процесс объяснения нового материала методом устного рассказа, активизировать внимание и интерес слушателей.
- Подготовить и провести в своей группе комбинированное занятие, осуществить реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения на всех этапах занятия.
- Составить психолого-педагогическую характеристику на себя, указать, какие из качеств будущего педагога вам надо сформировать.
Этот тип заданий позволяет овладеть методами и приемами педагогического исследования, способствует развитию творческого воображения, воспитанию социальных мотивов интеллектуального труда, учит анализировать педагогическую практику с точки зрения определения перспектив развития объекта и путей совершенствования учебного процесса, воспитывает способность управлять объектами педагогической деятельности.
Гармоничное сочетание репродуктивных, конструктивных и творческих заданий в обучении обеспечивает устойчивый процесс формирования дидактических умений, оказывает стимулирующее влияние на учебную деятельность, создает условия для дифференцированного подхода в формировании творческих способностей.
Литература:
- Хусаенова А. А., Амиров А. Ф., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Дидактические игры в структуре активного обучения студентов медицинских вузов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 119–121.