Формирование позитивного имиджа медицинского работника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чебаева, Л. П. Формирование позитивного имиджа медицинского работника / Л. П. Чебаева, А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12621/ (дата обращения: 19.12.2024).



Имидж — это сформировавшийся образ человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

Имидж медицинского работника — это совокупность профессиональных навыков, умений и личностных характеристик. Позитивный имидж медицинского работника формируется при совпадении ожиданий пациентов и того образа поведения, который демонстрирует медицинский работник в действительности. При создании имиджа необходимо учитывать механизмы социальной перцепции и наличия эффектов межличностного восприятия.

Любое взаимодействие между людьми означает взаимное влияние их друг на друга. Очень важно осознавать, какое именно влияние производит человек на других людей, так как это всегда сказывается на эффективности совместной деятельности. Одним из важнейших каналов влияния на окружающих является имидж — образ, который возникает у окружающих людей при общении с человеком.

Разработка имиджа преследует цель усиления привлекательности личности. Имидж выступает как своеобразная маска, создающая у людей то впечатление, в котором нуждается ее создатель.

Имидж начинает работать с первых секунд знакомства с другими людьми. Известно, что 50 % информации, воспринятой при первом знакомстве с человеком, в дальнейшем подтверждается. Поэтому так необходимо осознавать, какое первое впечатление производится на людей, и уметь управлять механизмами, влияющими на создание первого впечатления.

Имидж — это образ, который возникает у окружающих людей при общении с человеком. Причем значение имеют не только внешние данные. Это прежде всего образ мышления, действий, поступков человека.

Работа над имиджем включает:

  1. Прорисовку публичной идентичности.
  2. Оценку возможностей.
  3. Выбор средств для построения желаемого образа.
  4. «Вхождение» в образ.

Различают 3 шага на пути построения имиджа:

1. Осознание своего Я — помех и гармонизации личностной идентичности — «Образа Я — для себя».

2. Построение своей публичной идентичности — «Образа Я — для других».

3. Трансляция публичной идентичности — самопрезентация.

Имидж состоит из комплекса частных имиджей. Все они формируют о человеке определенное мнение. Главный принцип их работы — человек должен научиться создавать такие «продукты» своей деятельности, чтобы окружающим, увидевшим или услышавшим их было бы приятно.

Позитивный имидж медицинского работника важен для повышения удовлетворенности пациентов от оказываемой им помощи, т. к. в настоящее время требования пациентов к деятельности медицинских работников существенно возросли. Пациенты ожидают оказания грамотной помощи, проведенной на должном профессиональном уровне. Медицинский работник должен быть профессионалом в своей деятельности. Профессионализм медицинского работника состоит из 3-х звеньев — профессионализм знаний (ПЗ), профессионализм общения (ПО), профессионализм самосовершенствования. Эти составляющие должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Критерии — объективные, субъективные, процессуальные, нормативные, индивидуально-вариативные, прогностические, критерии наличного уровня, творческие, профессиональной обучаемости, качественные и количественные оценивают уровень профессионализма и определяют насколько медицинский работник соответствует своей профессии.

В профессионализме общения основным моментом является построение взаимоотношений между сестрой и больным. Это установление контакта, завоевывание доверия пациента и проявление к нему уважения как к личности. В это звено относят формирование позитивных отношений с пациентами, основанные на проявлении сопереживания и сочувствия. Здесь необходимо уметь управлять своим психологическим состоянием, правильно пользоваться жестами, мимикой, техникой речи. Одной из серьезных проблем является умение хранить врачебную тайну. В связи с этим медицинские сестры должны руководствоваться принципами этики и деонтологии. Взаимоотношения медицинских работников друг с другом должны строиться на основе товарищества, взаимовыручки, доверия, т. к. в центре — здоровье и жизнь больных. Недопустимы для установления профессиональных отношений амбиции, повышенный тон, навязывание собственного мнения, личная неприязнь.

Медицинский работник должен выработать свой индивидуальный стиль работы, в основе которого лежит искусство благоприятного воздействия на пациента.

Умение общаться вырабатывается лишь при постоянном совершенствовании своих знаний и навыков. Специалисту медицинского профиля необходимо стремиться к самообразованию и самовоспитанию.

Цель нашего исследования:

‒ исследование составляющих имиджа медицинских работников и потенциала их развития;

‒ исследование коммуникативного потенциала медицинских работников.

Нами проведена экспериментальная работа по исследованию профессиональных и личностных качеств медицинского персонала в марте 2017 года на базе Республиканского онкологического диспансера. В исследовании участвовало 80 медицинских работников и 72 пациента.

Исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что все требования к профессиональным и личностным качествам медицинских работников оценены пациентом на высоком и среднем уровнях.

Исследование коммуникативного потенциала показало, что он находится на уровне развития, но выраженность общих коммуникативных ценностей, их значение в профессиональном идеале и «техническая успешность» в профессиональном общении у медицинских работников со стажем более 10 лет работы выше, чем у медицинских работников со стажем менее 10 лет работы. И в обеих группах наблюдается частичная реализация коммуникативного потенциала.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский работник, имидж, коммуникативный потенциал, публичная идентичность, работник, Образ Я, окружающее, пациент, позитивный имидж, профессионализм общения.