Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева
Автор: Семчук Елена Владимировна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
Дата публикации: 17.07.2017
Статья просмотрена: 3480 раз
Библиографическое описание:
Семчук, Е. В. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева / Е. В. Семчук. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12774/ (дата обращения: 15.11.2024).
Психолого-педагогическое наследие Петра Федоровича Каптерева — самое крупное явление в ближайшей истории педагогической мысли России. Оно охватывает трудно обозримое поле теории и практики семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, общего и педагогического образования, истории русской педагогики.
Годы жизни П.Ф Каптерева: 7 июля 1849 г. — 7 сентября 1922 г.
П. Ф. Каптерев — педагог-психолог по призванию, образованию и полувековой теоретической и практической деятельности. Он родился в семье священника села Кленово Подольского уезда Московской губернии. Здесь прошли его раннее детство и годы первоначального учения. Его мать Надежда Яковлевна была родом из крестьянок этого села. Отец рано умер от чахотки. В семье было пятеро сыновей и три дочери. Все дети получили образование, в семье друг другу помогали.
Петр окончил Вифанскую семинарию (в трех верстах от Сергиева Посада) и был принят в Московскую духовную академию. Блестяще окончил философское отделение исторического факультета в 1872г.В августе 1872г.был избран Советом Санкт-Петербургской духовной семинарии преподавателем философских учений (логики, психологии, дидактики, педагогики).
Молодой преподаватель сразу же снискал уважение коллег и семинаристов. Ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Всех покоряла личность Каптерева, сила его интеллекта, обширность и глубина знаний, способность ясно их излагать.
Однако научные интересы Петра Федоровича шли вразрез с уставом духовного заведения. Молодого преподавателя удручало не само преподавание, а атмосфера ограничений и научной узости исследований, канонизированных православной церковью.
Еще семинаристом, изучая Д.Локка, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Г.Спенсера и других мыслителей, он увлекся светской философией воспитания. Со временем она определила его призвание на всю жизнь. Эта его склонность проявилась уже в первых статьях, опубликованных в журнале «Народная жизнь»1872г. «Обучение детей школьного возраста». В ней Каптерев впервые в отечественной теории поставил вопрос об интенсификации развития и воспитания умственных способностей детей раннего возраста, указав, что педагогика недостаточно произвольно пользуется ранними детскими годами, недостаточно эксплуатирует их.
Вскоре вышла вторая статья «Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания» в другом журнале –«Семья и школа» в 1874г., а в следующем номере в 1874 г.№ 10 –статья «Как образовать стойкий характер», затем статья «Этюды по психологии народов» (Мифология как первоначальное религиозное и научное мировоззрение человечества)-журнал «Знание» и пятая статья в конце этого же года «Эвристическая форма обучения в народной школе». Содержание этих статей заключает в себе главные проблемы, над которыми Каптерев будет размышлять на протяжении полувека — вопросы формирования мировоззрения, содержания и методов обучения, развития ума, характера и воли. В 1877г.он написал «Педагогическую психологию» в этой книге он дополнил то, что не успел сделать К. Д. Ушинский. Сам термин «педагогическая психология» был впервые закреплен в России. В истории
Отечественной педагогики и психологии это был первый завершенный труд подобного рода. В нем ученый попытался «психологизировать» процесс воспитания и обучения, дать в руки учителей не рецептурное пособие по педагогике, а научные знания о психических явлениях, без овладения которыми невозможна педагогическая деятельность.
Каптерев стал одним из активных сотрудников журнала «Народная школ», в свое время с ним сотрудничал К. Д. Ушинский, а во времена Каптерева — Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, Л. Н. Модзалевский и др.
С осени 1874 г. Параллельно с преподаванием на курсах психолого-педагогической дисциплины. Работал в семинарии, проводил семинары, под
его руководством учились наблюдать за детьми в детском саду, в играх и анализировать свои результаты. Научно-преподавательская деятельность Каптерева продолжалась на Фребелевских курсах до 1898г. Он много сделал для развития теории и практики дошкольного общественного воспитания в России.
Около шести лет он преподавал на педагогических курсах Мариинского ведомства (1879 -1885), одновременно работая в Александровском лицее (1882 -1885). В дальнейшем служба чиновником(инспектором) продолжалась вплоть до закрытия курсов Мариинского ведомства в 1917г. Получив чин тайного советника и все положенные награды и отличия (ордена Анны всех степеней, Владимира всех степеней, Станислава всех степеней, Белого Орла, бриллиантовый перстень от Николая II по случаю своего 60-летия).
В 1912 г. Каптереву было присвоено ученое звание профессора по словесно-историческому отделению Академии наук России. К началу 90х годов 19 столетия он был одним из самых популярных авторов, книги которого читались не только педагогами, но и всеми. Кто занимался самообразованием, родителями. Его сочинения «Дидактические очерки» СПб,1885г., «Педагогическая психология»2-е изд. СПб, 1883г., «Из истории души. Очерки по истории ума» СПб, 1890г. Отмечены золотой медалью Санкт-Петербургского Комитета по грамотности, множество статей, которые потом переросли в крупные работы «Душевные свойства женщин» СПБ, 1895 г., «Основные начала семейного воспитания» СПб, 1898г.,
«Основы семейного обучения. Дидактика семьи». СПб, 1913 и др.
Последние четыре года он жил и работал сначала в Острогожске Воронежской губернии (1918–1921), а потом в самом Воронеже. Здесь он занимался своей педагогической, административно-педагогической и общественно-педагогической деятельностью. В 1921 г. Он написал три большие статьи в журнале «Педагогическая мысль» — «О школьном самоуправлении», «О педагогическом образовании», «Педагогика и политика».
Мировоззрение Каптерева развивалось на единой антропологической основе в самом важном его убеждении о необходимости полного раскрепощении личности человека в условиях рационально организованного общественного воспитания.
Педагогическое наследие отвечало пироговскому понятию о нравственной культуре человека: главное быть человеком, а воспитание должно сделать нас людьми. Но для этого надо иметь от природы «хотя бы какое-то притязание на ум и чувство».
Он попытался проследить развитие мыслительных процессов в человечестве («Из истории души. Очерки по истории ума») Изменились ли они за время существования человечества или остались в своем первоначальном виде. Он пришел к заключению, что мышление и мировоззрение «настолько меняются, что становиться трудно доступными и понятными».
Тезис о том, что правильное воспитание непременно должно быть общественным, Каптерев обосновывает тем, что человек проявляет и развивает свои индивидуальные свойства лишь в связи с обществом и внешней природой — двумя великими средами, в которых он живет.
Одиноко растущий ребенок, т. е. ребенок, вырастающий среди взрослых и без товарищей, несчастный ребенок, это рыба, вытащенная из воды, по выражению Каптерева. Дети чувствую себя свободно и хорошо только с детьми. Они учатся друг у друга совершенно незаметно очень многому и в умственном, и в нравственном отношениях. И это детское взаимное обучение ничем не может быть заменено. Но, руководство детьми, родительский авторитет необходимы, но именно в той мере, в какой дети неопытны, не знают окружающего мира, а потому и не могут поступать разумно.
Общество — первая основа правильного воспитания, которое развивает общественные свойства детей шире и глубже, чем индивидуальные. При этом воспитание в детях общественного духа является делом чрезвычайной важности. Действовать сообща в общественном деле, игре или забаве ребенок учится, преодолевая эгоистические чувства и стремления. Общественность важна тем, что дает возможность развивать личную инициативу, личную выдержку в связи с интересами других и совместно с их деятельностью.
Игра — существенное явление в жизни ребенка. Она имеет важное значение в развитии человека. Каптерев определяет сущность игры, ее источник и ход развития. Он считал, что непосредственное значение игры заключается в настоящем, а не в будущем, что смотреть на игры как на подготовительные упражнения к последующей серьезной деятельности человека — это означает превращать игру в нечто узкое, утилитарное, лишить ее всякого самостоятельного значения. Игры доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств, воли, укрепляют физические силы., содействуют жизненности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность.
Каптерев всюду подчеркивает, что педагогические цели ведут к воспитанию внутреннего человека, а не внешнего. Как в учебной, так и вне учебной работы школы самое важное заключается в том, чтобы воздействовать на внутренний процесс самоусовершенствования, внутреннюю самодеятельность учащихся, так как в этом процессе для педагога «все дело».
Высокий психологизм работ П. Ф. Каптерева, отчетливо выраженная прогностическая направленность мысли, опора на философское обобщение придают его трудам высокое гуманное звучание, подчеркивают богатую духовную основу его педагогических исканий.
Литература:
- П. Ф. Каптерев. «Основы семейного обучения. Дидактика семьи»,1913г.
- А. Н. Джуринский 2-е изд., Издательство Юрайт., 2011г. Стр.352..История педагогики и образования
- Лебедев П. А. проф., Александрова В. Г., доцент МГУ «Антология гуманной педагогики. Каптерев» Московский городской педагогический университет. Москва, 2001 г.