Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога
Авторы: Болотова Наталья Петровна, Марова Любовь Витальевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 02.08.2017
Статья просмотрена: 2036 раз
Библиографическое описание:
Болотова, Н. П. Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога / Н. П. Болотова, Л. В. Марова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 20-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12778/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современном мире тема имиджа крайне актуальна. Не существует одного универсального имиджа для специалистов различных сфер деятельности, так как у каждой из них есть свои цели, задачи, правила и принципы работы, а это значит, что для каждой профессии предполагается свой имидж.
Термин «имидж», происходит от английского слова — «image», что переводится как образ, представление.
Благодаря грамотному имиджу педагог-психолог имеет качественные профессиональные взаимоотношения с коллегами, обучающимися и их родителями.
Создание и трансляция профессионально сформированного стиля имиджа позволяет окружающим доверять педагогу-психологу, видеть в нем ответственного, организованного и заинтересованного в результате профессионала своего дела.
Профессиональный имидж включает в себя следующие составляющие:
– внешний имидж: одежда, прическа, аксессуары и макияж должны быть деликатными, не привлекающими внимание;
– вербальный имидж: тембр голоса, его темп, манера и стиль речи должны быть логичными, обоснованными и убедительными;
– не вербальный имидж: осанка, походка, жесты и мимика должны быть сдержанными;
– ментальный имидж: мировоззрение, ценности, принципы, этические установки и убеждения должны быть адекватными.
В работе педагога-психолога важно соблюдать профессиональные принципы, что также является составляющей профессионального имиджа:
Принцип безоценочности
– Принцип состоит в том, что педагог-психолог, не оценивает действия и поведение обучающихся, не дает оценки, что способствует большему доверию со стороны ребенка.
– Безоценочность, доброжелательность и открытость со стороны педагога-психолога способствует быстрому и эффективному разрешению проблем обучающихся и их родителей.
Принцип нейтральности
– Принцип предполагает нейтральную установку в процессе психодиагностики и психокоррекции обучающихся, позволяет создать объективное отношение к детям, родителям, семье.
– Соблюдается терпимость к иному образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, в случае, если они не совпадают с собственными педагога-психолога.
Принцип конфиденциальности
– Информация, полученная педагогом-психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению.
– Педагог-психолог собирает и использует лишь ту информацию об обучающихся и их семьях, которая необходима ему для решения задач, определяемых планом и задачами учреждения.
Принцип компетентности
– Педагог-психолог постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится с последними разработками методов, приемов, техник в работе в школе.
– Педагог-психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
– Педагог-психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы работы, а также советуется с наставниками и экспертами.
Принцип ответственности
– Педагог-психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, популяризирует повышение благополучия общества.
– Педагог-психолог заботится о благополучии обучающихся, несет ответственность за высказывания, за публичные выступления.
Принцип этической и юридической правомерности
– Педагог-психолог планирует и проводит свою работу в соответствии с профессиональными требованиями.
– Педагог-психолог может выполнять обязанности официального эксперта.
Принцип просвещения качества жизни, здорового образа жизни
– Педагог-психолог обязан просвещать здоровый образ жизни, к нему относятся: мотивация на качество жизни, внешнее окружение, внутренний покой и гармония, последовательность в решениях и действиях, достаточный сон, свежий воздух и дневной свет, применение физической активности.
Принцип благополучия клиента
– Педагог-психолог ориентируется на благополучие обучающихся и учитывает их права, если вступает в противоречие, то руководствуется принципом: «Не навреди!»
– Педагог-психолог предпочитает интересы обучающихся и их родителей при определении целей и планировании профессиональных мероприятий и процедур.
– Педагог-психолог должен оберегать обучающихся от психологических травм, уважать их личность.
Принцип информирования клиента о целях и результатах
– Педагог-психолог должен информировать коллег, родителей обучающихся о важных аспектах деятельности и этапах совместной работы.
– Деятельность педагога-психолога не должна носить категорический характер, она должна быть аргументированной, убедительной, рекомендательной.
– Рекомендации педагога-психолога должны быть четкими и содержать заведомо выполнимые условия.
Принцип профессиональной кооперации
– Работа педагога-психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к коллегам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
– Педагог-психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег, в присутствии обучающихся и их родителей.
Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий
– Содержание деятельности педагога-психолога должно быть направлено на позитивные изменения эмоционального состояния отдельного обучающегося и обучающихся школы в целом.
– Педагог-психолог не должен участвовать в деятельности, результаты которой могут дискредитировать профессиональное сообщество.
Школьному психологу необходимо обладать такими личными качествами, как: проницательность, рассудительность, терпимость, великодушие, тактичность, дипломатичность, добросовестность, ответственность, энергичность, эмоциональная устойчивость, упорность, способность к эксперименту и анализу.
Так как, имидж — это визитная карточка, то для достижения функционально-гармоничного имиджа психолога в образовательном учреждении, первично его внутреннее состояние, сформированные качества, в том числе с помощью личной проработки, которые отражаются во внешнем проявлении с коллегами, обучающимися и их родителями.
Литература:
- Болотова Н. П. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методич. пособие // В. В. Ткачева, Е. В. Устинова, Н. П. Болотова // М. Инфра, 2017
- Болотова Н. П. Имидж семейного психотерапевта // Болотова Н. П. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology-corner.ru/view_article.php?id=16