Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Мальцева Наталья Николаевна, Губарева Елена Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 17.07.2017
Статья просмотрена: 1078 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности / В. Н. Хаустова, Н. Н. Мальцева, Е. Г. Губарева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12782/ (дата обращения: 15.11.2024).
На уроках математики приходится сталкиваться с различными задачами, как «стандартными», которые включены в требования к знаниям учеников начальной школы, так и с «нестандартными»- логического характера. Поэтому в своей педагогической деятельности мы стремимся сформировать у детей истинное умение решать текстовые задачи. В системе классных и внеклассных занятий мы создаем условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, основанной на использовании рациональных методов и приемов при решении текстовых задач, поддерживающих интерес к предмету; развитие у обучающихся представлений о ведущей роли математики в умственном развитии человека. Решение задач вообще и математических в частности по своей сути — процесс творческий, требующий продуктивной, аналитической деятельности. В связи с этим возникли новые подходы при обучении младших школьников решению арифметических задач с применением современных технических средств обучения. Привлекаются обучающиеся в создание мультимедийных проектов, памяток для решения задач (таблица 1), придумывание своих собственных задач разных видов.
Таблица 1
Как решать задачу (памятка)
I ступень – Понимание постановки задачи.
Советы и вопросы 1) Имейте желание решить задачу. 2) Что дано? Что неизвестно? 3) В чем состоит условие? 4) Сделай чертеж. |
Пословицы помогут в работе 1) Где есть желание, найдется путь. 2) Обдумай цель раньше, чем прыгать. 3) Кто плохо понимает, тот плохо отвечает. |
II ступень – Составление плана.
1) К какому разделу предмета относится задача? 2) Встречалась ли ранее похожая задача? 3) Возможна ли другая формулировка задачи? 4) Все ли использованы данные из условия? 5) Вспомните формулы, связывающие неизвестные с известными величинами. 6) Разбей решение на последовательные этапы. |
1) Усердие — мать удачи. 2) Мудрый меняет свои решения, дурак — никогда. 3) Перепробуй все ключи в связке. 4) Всегда имей две струны для лука. 5) Смысл рыбной ловли не в том, чтобы забрасывать, а в том, чтобы поймать рыбку. |
III ступень – Осуществление плана.
1) Контролируй каждый свой шаг. 2) Ясно ли, что предпринятый шаг правильный? 3) Докажите правильность шага. |
1) Проверь, прежде чем прыгать. 2) Ступень за ступенью, лесенка преодолевается. 3) Мелкие удары валят большие дубы. 4) |
IV ступень – Анализ решения.
1) Проверь ход решения. Нельзя ли упростить его? 2) Используй метод решения в других задачах. |
1) С двумя якорями безопаснее путь. 2) Тот, кто не думает снова, не может мыслить правильно. Вторые мысли самые лучшие |
Приступая к решению задачи, ученик сначала знакомится с ее формулировкой, решение же пока остается вне поля его деятельности. Поэтому очень важно, чтобы содержание задачи вызывало живой интерес. Система в подборе задач и расположении их по времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимно обратных. При этом имеется в виду, что в процессе изучения математики дети все время будут встречаться с задачами различных видов. Это исключает возможность выработки штампов и натаскивания в решении задач. Дети учатся анализировать содержание задачи, точно объясняя, что известно в решаемой задаче и что неизвестно, что следует из условия задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи; обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты; составлять по задаче выражение и вычислять его значение; устно давать полный ответ на вопрос задач и проверять правильность решения задачи. Необходимо, чтобы учащиеся знали о возможности различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал для составления задач берется из окружающей действительности.
Решение задачи может выполняться устно и письменно. Могут быть использованы такие основные формы записи решения:
1. Составление по задаче выражения и нахождение его значения;
2. Запись решения в виде отдельных действий с пояснением или без них;
3. Проверка решения задач. Проверить решение задачи — значит установить, что оно правильно или ошибочно.
В начальных классах используются следующие четыре способа проверки: составление и решение обратной задачи; установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными числами; решение задачи другим способом; прикидка ответа. Для правильного обобщения способа решения задач большое значение имеет система подбора и расположения задач, которая должна удовлетворять определенным требованиям. Прежде всего, задачи должны постепенно усложнятся. Работа над задачами с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше отыскивать связи между данными и искомым.
Упражнения по составлению и преобразованию задач являются чрезвычайно эффективными для обобщения способа их решения: постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса; составление условия задачи по данному вопросу; подбор числовых данных; составление задач по аналогии; составление обратных задач; составление задач по их иллюстрациям; составление задач по данному решению.
Таким образом, главным условием при обучении решению задач является соблюдение всех вышеизложенных этапов.
Литература:
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии/Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 224 с.
- Медведская В. Н. Методика преподавания математики в начальных классах/ В. Н. Медведская. — Брест, 2001. — 106 с.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей/ Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.–584с.