«Золотое сечение» — божественная пропорция
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Гладкова Наталья Анатольевна, Бондаренко Ирина Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 17.07.2017
Статья просмотрена: 261 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. «Золотое сечение» — божественная пропорция / В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова, И. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12783/ (дата обращения: 19.12.2024).
Актуальность темы обусловлена необходимостью компетентностного подхода при обучении решению текстовых задач, так как задача является основным звеном внутри процесса обучения.
Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами –теоремой Пифагора и «золотым сечением», и если первое из них можно сравнить с мерой золота, то второе — с драгоценным камнем. Теорему Пифагора знает каждый, а вот что такое «золотое сечение» — далеко не все. Так что такое «золотое сечение»? Сегодня вы узнаете об этом.
(Класс делится на три команды, в каждой из них выбирается капитан)
- Капитаны получают от учителя конверты с заданиями в виде карточек на каждого участника.
Образец карточки.
Лицевая сторона ABC
Алгоритм.
|
Обратная сторона
Алгоритм.
|
На сенсорной доске слайд:
«Золотое сечение»— божественная пропорция».
- Команда по «следу» находит задание (коллективное).
Задание.Разделить отрезок AB в «золотом сечении». (На ватмане дан отрезок AB)
Алгоритм.
- Измерить отрезок AB, разделить его пополам и поставить точку O (AB: 2 = AO).
- Из точки B провести перпендикуляр к AB.
- На перпендикуляре отложить отрезок BD, равный половине AB (например, DB = AO) и соединить точку D и A отрезком.
- Из точки D провести окружность, радиус которой равен DB. Она пересечет отрезок AD в точке E.
- Из точки A отложить отрезок AC, равный AE (AC = AE).
- Измерить CB и AC. Найти отношение CB к AC (CB/AC = 4/6 = 2/3).
- Показать учителю, что получилось.
(Команды получают 5 баллов за правильное деление отрезка в «золотом сечении»)
- На сенсорной доске слайд:
Стук в дверь. Вносят 3 конверта, в каждом из которых находятся «следы», где указано, куда идти дальше (конверты отдают капитану).
Задание. Найдите в папке в «золотом прямоугольнике» «золотую спираль» и объясните:
1) Почему прямоугольник называется «золотым»? (2 балла)
2) Как строится «золотая спираль»?(4 балла)
3) Вспомните, что в жизни закручено в виде «золотой спирали».
(3 балла)
(Каждая команда выбирает один вопрос из перечисленных выше и отвечает на него)
Ответы.
1.Прямоугольник называется «золотым», так как отношение ширины к длине приближенно равно 0,62.
- Последовательно строятся квадраты: первый имеет сторону, равную ширине прямоугольника, второй — ширине оставшегося прямоугольника и так далее. Плавной дугой соединяются противоположные вершины квадрата.
- Улитки, рога, усы в огурцах и вьюнках.
На сенсорной доске слайд
- Капитаны получают «след» от учителя, на котором указано задание (папки с заданиями и материалом).
Задание для 1-й команды. Изучить материал и представить рассказ о «золотом сечении» в архитектуре и в скульптуре.
Задание для 2-й команды. Изучить материал и представить рассказ о «золотом сечении» в пентаграмме (правильном звездчатом пятиугольнике), в природе.
Задание для 3-й команды. Изучить материал и представить рассказ о «золотом сечении» в искусстве.
Семечки в корзинке подсолнуха выстраиваются вдоль спиралей, которые закручиваются как слева направо, так и справа налево. В одну сторону закручено 13 спиралей, в другую — 21 (13: 21 = 5/8).
В более крупных соцветиях число соответствующих спиралей 21 и 34 (21: 34 = 5/8).
Составление и решение такого рода задач способствует не только лучшему осознанию особенностей структуры и хода решения задач различных видов, но и развитию творческой самостоятельности детей, расширению их кругозора, усилению связи обучения с жизнью.
Изучая дополнительный материал, обучающиеся создают мультимедийные проекты, пишут рефераты.
Проведение имитационной игры.
Игра называется «Следопыт» по теме «Золотое сечение» — божественная пропорция».
Цель:формировать потребность в приобретении новых знаний каждым учеником по теме «Золотое сечение» — божественная пропорция».
Задачи:
1) узнать, что такое «золотое сечение»;
2) узнать, где применяется «золотое сечение».
Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается капитан. Игра проходит в виде соревнования. Каждый участник должен найти отношение длин данных отрезков, сравнить отношение отрезков с результатами участников своей команды, сделать вывод. Капитан этот вывод сообщает учителю (ведущему игру). Во втором задании команды с помощью практической работы делят отрезок в «золотом сечении» по алгоритму и подают свой рисунок учителю. В третьем надо догадаться, как получилась «золотая спираль». В четвертом надо обработать имеющуюся информацию о применении «золотого сечения» и донести ее до слушателей. За каждый этап соревнования команды получают баллы. Игра имеет результат, который является финалом игры, придает игре законченность.