Образование взрослых в системе непрерывного образования.
Автор: Ермизина Юлия Александровна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Дата публикации: 26.07.2017
Статья просмотрена: 3065 раз
Библиографическое описание:
Ермизина, Ю. А. Образование взрослых в системе непрерывного образования. / Ю. А. Ермизина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12793/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются проблемы образования взрослых в системе непрерывного образования; раскрываются основные ценности, цели, содержание, принципы и особенности организации образовательного процесса.
Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, процесс образования взрослых
Процесс образования взрослых исторически связан с необходимостью для работающих в определенной сфере компенсирования недостаточности образовательных и профессиональных знаний. Образование взрослых — часть системы образования, её относительное обособленное подразделение, задачей которого является содействие всестороннему развитию человека [1, с.58]. Образование взрослых представляет собой направление, которое обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых профессиональной деятельностью.
Образование взрослых — очень актуальная проблема общества, так как затрагивает сферы производства и науку. В настоящее время образование и наука имеют противоречивые отношения между собой. Заключается это в том, что, во-первых, образование отстает от достижений науки, что приводит к функциональной неграмотности и технологической безработице. Так, у взрослых появляется потребность в непрерывном образовании. Во-вторых, постоянные смены технологий производства обуславливают отставание самих наук — возникает функциональная неграмотность, что также затрагивает проблему образования многих категорий работников [4, с. 47].
Образование взрослых представляет собой сферу духовного производства, заключающегося в приращении деятельных способностей специалиста, его возможностей компетентного и ответственного выполнения профессиональных и общественных функций, продуцирования новых идей, технологий и решений, повышение общей культуры и нравственности, обеспечение возможностей саморазвития. Ценностью в условиях стремительных изменений технологий производства и социально-экономических отношений общества представляет личностный потенциал человека, его способности быть подлинным субъектом познавательной, социальной, профессиональной и инновационной деятельности. Поэтому человек должен рассматривается не как рабочая сила, средство общественного развития, а как его цель [2, с.122].
Непрерывное образование — процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных институтов и потребностей общества [3, с.45].
Сущность непрерывного образования взрослых также имеет определенную специфику и основывается на следующих факторах:
- приоритет духовного, интеллектуального и профессионального потенциала специалистов и руководителей народного хозяйства, науки и культуры в экономическом и социальном возрождении и процветании общества;
- требования быстрого обновления кадрового корпуса, обусловленные нарастающей динамикой изменений в науке, технологиях производства и в социальных процессах, идущих в мире и в российском обществе;
- сложившиеся у взрослых социальные ценности, цели, познавательные и профессиональные потребности и мотивы, особенности их жизненного, познавательного, социального и профессионального опыта;
- процессы интеграции образования, науки и производства, проявляющиеся в частности, в близости форм организации учебной деятельности слушателей к формам профессиональной деятельности специалистов [3, с.77].
Исходя из этого, являясь неотъемлемой частью общей системы непрерывного образования, получают свою определенность принципы образования взрослых.
- Принцип приоритетного развития человека. Означает развитие духовного, интеллектуального, социокультурного, профессионального и нравственного потенциала личности взрослого, его способностей не только эффективно обслуживать имеющиеся производственные и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы социального творчества в широком смысле.
- Принцип преемственности. Позиционируется он в двух отношениях. Во-первых, как преемственность содержания, форм, методов, средств и условий образования на сменяющих друг друга ступенях непрерывного образования. Во-вторых, как принцип преемственности уровней развития и саморазвития человека, перемещающегося по этим ступеням в соответствии со своими познавательными, социальными и профессиональными потребностями.
- Принцип непрерывности образования. Его понимание обусловлено представлением о преемственности уровней развития человека и обращением к философским категориям «прерывность и непрерывность», характеризующих как структуру объекта, так и процесс его развития.
- Принцип диверсификации образовательных программ. То есть, гибкости реализующих эти программы видов и форм образования взрослых. Этот принцип обусловливает необходимость определения «инварианта» развития человека на каждой ступени непрерывного образования, включая образование взрослых, определения уровня актуального развития взрослого и диагностики качества полученного образования.
- Принцип получения взрослым образования любого вида, в любом месте, в любое время, любого содержания. Страну не вывести из кризиса в обозримые сроки, если ориентироваться на то поколение работников, которое должно пройти через базовые структуры непрерывного образования. Реализуя этот принцип в современных условиях, нужно решать проблемы отбора социально активных специалистов и руководителей, создания оптимальных возможностей для их быстрого духовного, личностного, профессионального, должностного и социального роста.
- Принцип обеспечения практического отношения взрослого к знаниям: усвоение им нового знания осуществляется на основе отношения к ним не как к цели учебной деятельности, а как средству решения актуальных проблем и задач, возникших перед ними на производстве и в обществе; усвоение знаний в их контексте.
- Принцип интеграции науки, образования и производства выражается в двух отношениях. Во-первых, содержание и процесс образования проектируется и осуществляется на языке наук в контексте социальной и профессиональной практики производства и общества. Во-вторых, система образования взрослых берет на себя часть функций науки по производству новых знаний в силу отставания науки от быстро обновляющейся социокультурной и профессиональной практики общества.
- Принцип ведущей роли совместных, коллективных форм организации образования взрослых, создающих возможности морально-нравственного и технологического взаимообогащения, взаимообучения, взаимообразования, проявления и формирования творческой индивидуальности каждого обучающегося взрослого.
Перечисленные принципы отражают специфику образования взрослых как органичного звена системы непрерывного образования. В то же время в нем реализуются еще три группы принципов. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Система принципов
1. Принципы общей концепции непрерывного образования |
Представляют собой гуманизм и демократичность, гибкость, открытость к новому, передовому, опережающий характер содержания образования по отношению к нуждам производства и общественной практики, индивидуализация пути получения образования каждым, включая специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и руководителей всех уровней. |
2. Принципы андрагогики как отрасли педагогической науки |
Образование взрослых, согласование содержания образования с участниками образовательного процесса. |
3. Психолого-педагогические принципы |
Контекстное образование: в частности принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в диалогическом общении субъектов образовательного процесса — обучающихся и обучающих, принцип дидактически обоснованного использования традиционных и инновационных педагогических технологий, принцип единства обучения и воспитания. |
То есть, реализация приведенной системы принципов образования взрослых как органичного звена общей системы непрерывного образования позволяет интегрировать совокупный духовный, жизненный, социальный, познавательный и профессиональный опыт всех «слушателей», обеспечить учет вклада каждого в получение результатов образования. В этих условиях «слушатель» становится реальным «мыслителем», подлинным субъектом познавательно-практической инновационной деятельности. Возвратившись на производство, он может внедрить индивидуально и совместно добытые знания в практику, опережая, таким образом, научные исследования.
Делясь своими познаниями и опытом с другими, каждый обучающийся взрослый как бы берет на себя часть функций преподавателя, что является серьезным мотивирующим фактором его включения в образовательный процесс. Преподаватель же выступает в функции не передатчика учебной информации, а педагогического технолога, организующего на современной научно-методической основе творческие процессы порождения новых знаний, целей, смыслов и ценностей самими взрослыми обучающимися.
Деятельность системы образования специалистов (взрослых) направлена на достижение следующих основных целей:
- увеличение вместе с другими звеньями непрерывного образования духовного и интеллектуального потенциала российского общества;
- постоянное стимулирование, выявление и удовлетворение потребностей взрослых в образовании;
- приведение кадрового корпуса к мировому уровню, способствующему процессам социально-экономического развития страны;
- обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации взрослых, устранение всех форм функциональной неграмотности в связи со структурными изменениями в экономике и социальной cфере;
- предоставление возможностей получения взрослым образования «для личности», прямо не связанного с выполняемыми профессиональными функциями, но обогащающего творческий потенциал человека [1, с.56].
Перечисленные цели предполагают соответствующее содержание образовательных программ. При этом нужно различать содержание обучения и содержание образования. Содержание обучения, т. е. массив теоретической информации и алгоритмов формирования умений, навыков, компетенций составляет содержание учебных программ. А содержание образования характеризует, наряду с этим, уровень морально-нравственного развития личности взрослого. Приращение этого уровня зависит не только от того, что преподается, но и от личности преподавателя, используемых педагогических технологий, условий обучения и личностного потенциала учебной группы.
Таким образом, для нормального функционирования и развития системы непрерывного образования взрослых необходимо адекватное нормативно-правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное, психолого-педагогическое, педагогическое и научно-методическое обеспечение.
Литература:
- Ковалева Е. В. История педагогики и образования: учебное пособие, 2013. 256 с.
- Крившенко Л. П. Учебник для бакалавров: 2-е издание. М.: Сфера, 2014. 155 с.
- Никаноров С. П. Концептуализация предметных областей. М.: Концепт, 2011. 112 с.
- Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2012. 56 с.
Похожие статьи
Организационно-правовая система управления образованием
В данной статье отображены основные особенности организации и управления образовательным процессом на территории российского государства. Рассматривается организационно-правовая система образования на всех уровнях управления, которая представляет соб...
Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования
В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Образование в Российской Федерации: положения и нормативные акты
В статье рассматривается значение образования в жизни современного общества и отражение основных положений в законах.
Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования
В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.
Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России
В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...
Роль и задачи образования в современном обществе
Данная статья посвящена изучению роли и задач образования в современном обществе. Рассмотрена сущность понятия «образование». Выделены принципы современного образования. Определена роль образования в современном обществе. Обозначены задачи образовани...
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Понятия и принципы управления образованием
В статье рассматриваются понятия и принципы правового регулирования образования в Российской Федерации.
Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования
В данной статье речь пойдёт о модели формирования предметных компетенций учащихся и её реализации в системе основного общего образования.
Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования
В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.
Похожие статьи
Организационно-правовая система управления образованием
В данной статье отображены основные особенности организации и управления образовательным процессом на территории российского государства. Рассматривается организационно-правовая система образования на всех уровнях управления, которая представляет соб...
Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования
В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Образование в Российской Федерации: положения и нормативные акты
В статье рассматривается значение образования в жизни современного общества и отражение основных положений в законах.
Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования
В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.
Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России
В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...
Роль и задачи образования в современном обществе
Данная статья посвящена изучению роли и задач образования в современном обществе. Рассмотрена сущность понятия «образование». Выделены принципы современного образования. Определена роль образования в современном обществе. Обозначены задачи образовани...
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Понятия и принципы управления образованием
В статье рассматриваются понятия и принципы правового регулирования образования в Российской Федерации.
Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования
В данной статье речь пойдёт о модели формирования предметных компетенций учащихся и её реализации в системе основного общего образования.
Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования
В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.