Особенности формирования и современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности учащихся как основа формирования языковой компетенции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова, Л. Н. Особенности формирования и современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности учащихся как основа формирования языковой компетенции / Л. Н. Захарова, В. А. Черкасов. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12805/ (дата обращения: 16.10.2024).



Проблема активизации речемыслительной деятельности очень актуальна и требует незамедлительного поиска решений.

Многие считают, что умение креативно мыслить и красиво говорить дано не каждому. Я считаю, что это приобретается в течение жизни, в процессе социализации и становлении личности. Именно в этот период так важно привить ребенку речевую культуру, потому что главная проблема неумения использовать грамотно свою речь — это недостаточное внимание к воспитанию речевой культуры — воспитанию грамотной речемыслительной деятельности.

Анализ философской, психологической и методологической литературы показал, что природа интеллекта определяется учеными неоднозначно. В аспекте стоящей перед нами проблемы особенно интересна та концепция, в рамках которой реализуется процессуально-деятельностный подход к объяснению природы интеллекта (интеллект рассматривается как особая форма человеческой деятельности). Рост интеллектуального компонента в овладении речемыслительной деятельностью усиливает роль направленности обучения на саморазвитие ребенка.

Всем нам известно, что учащиеся сейчас окружены огромным потоком информации, но в то же имеют сложности при переработке и анализе информации, которую они получают. Именно поэтому проблема активизации речемыслительной деятельности актуальна, как никогда.

Речемыслительная деятельность имеет тесную связь со множеством психических процессов и помогает лучше запомнить, а впоследствии и усвоить материал, также способствует лучшей обучаемости, формирует более устойчивые знания, умения и навыки, по утверждению ученых, одним из которых был Л. С. Выготский, советский психолог.

Как правило, активизация речемыслительной деятельности целиком и полностью зависит от особенностей возраста и уровня мотивации. Поэтому не удивительно, что наиболее эффективно процесс активизации речемыслительной деятельности происходит при благоприятных педагогических условиях.

Перед тем, как развить данную тему, хотелось бы раскрыть понятие «речемыслительная деятельность»

Если разбить понятие на две составляющие, то получим два ключевых: «речь» и «мысль».

По толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора; автора, выдержавшего множество изданий «Толкового словаря русского языка», а также одного из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935–1940), понятие «речь» определяется, как способность говорить, говорение, а также владение речью.

Понятие «мысль», по словарю С. И. Ожегова, означает мыслительный процесс, мышление, силу человеческой мысли. Мысль — это то, что явилось в результате размышления, т. е. идея.

Несомненно, следует сказать, что данные понятия тесно взаимосвязаны, в противном случае они не входили бы в один термин — «речемыслительная деятельность». Речь есть Логос мысли. (Е. П. Блаватская «Теософский словарь»). Чтобы в точности понять смысл данного изречения следует дать дефиницию понятию «логос». Термин «логос» был введен в философию Гераклитом. Он называл данным понятием вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность. Впоследствии значение слова «логос» многократно изменялось, тем не менее, не утратило былой смысл. Сейчас данное понятие имеет аподиктическое значение и определяется, как единство слова и смысла; по Ю. В. Рождественскому «логос» — это словесное наполнение замысла, элокуция.

Таким образом, за мыслью следует речь. Сначала происходит формирование мысли и только потом она оформляется словесно. Таким образом, мышление несколько опережает нашу речь.

Всегда было принято считать, что мысль исходит из нашего головного мозга, т. е. там она формируется. Говоря иными словами, происходит межполушарное воздействие на речь. Еще М. Кричли, проведя ряд исследований, выдвинул идею о зависимости речемыслительной деятельности от полушарий головного мозга.

Однако многие современные ученые склонны полагать, что это уже устаревшая материалистическая наука. Они считают, что утверждение о том, что мозг руководит всеми жизненными процессами, чтобы тело работало эффективно — ложно. Иными словами, наш мозг, по их утверждению, мыслить не способен. Об этом писал еще В. Ф. Войно-Ясенецкий, священник, профессор и лауреат Сталинской премии, он писал: «…дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность и все наше бытие». Т. е. мозг подобно коммутатору, принимает сигнал и передает его адресату. Таким образом, даже после того, как мозг перестал функционировать, сознание у человека присутствует.

Эти положения вовсе не беспочвенны. Есть действительные подтверждения, что мозг имеет лишь способность ретранслировать мысли, а никак не думать.

В 1940 году доктор А. Иттурича и доктор Ортиз наблюдали ребенка с опухолью мозга. Ему было 14. Мальчик находился в полном рассудке и мог сознательно размышлять до самой кончины. Единственное, на что он жаловался — головные боли. После кончины ребенка и дальнейшего вскрытия, было отмечено, что вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Более того, мозжечок и часть головного мозга имели крупный нарыв.

И это далеко не единственный случай.

Все выводы, которые заключили ученые в ходе своих исследований, я записала в тезисах:

– мысль — не есть порождение человеческого мозга;

– носителем мысли является каждая клетка человеческого организма, которая и наделена сознанием;

– пространственные мысли исходят из родничка — точки, находящейся в черепной коробке.

Современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности как основа формирования языковой компетенции.

Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании является одной из современных технологий обучения эффективной речемыслительной деятельности. Итак, рассмотрим его подробнее. Он предполагает достижения в области морфемики, фонетики, лексики и прочих разделов русского языка, а также развитие навыков грамотного письма путем совершенствования речевой деятельности учеников. Таким образом, построение лингвистической и языковой компетенций основано на коммуникативном принципе.

Коммуникативно-деятельностная компетенция предполагает освоение любым видом речевой деятельности, а также основами культуры письменной и устной видов речи; технику использования языка в различных ситуациях и сферах общения, которые соответствуют интересам, опыту, пристрастиям, потребностям, а также психологическим особенностям учащихся.

Таким образом, необходимо делать больше акцент на преподавание предмета на современном этапе обучения. Владение языком — это ориентация на развитие языковой личности.

Хотелось бы отметить, что формирование коммуникативной компетенции может быть осуществлено только на основе языковой и лингвистической компетенциях. Данная компетенция есть фундамент практической деятельности людей в той или иной сфере жизни.

Коммуникативная компетентность — основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Сейчас, как никогда наше общество нуждается в людях, которые грамотно используют свою речь, владеют навыками устной и письменной речи в совершенстве. Сейчас человек имеет огромное количество контактов, взаимодействий с окружающими, и это, несомненно, требует от современного человека универсальные умения к порождению разнообразия высказываний, как в письменной, так и устной видах речи.

Сейчас можно заметить обстоятельный недостаток в развитии коммуникативной компетенции: ученики имеют серьезные недостатки в совершенствовании коммуникативной компетентности. Поэтому необходимы условия, имеющие возможность обеспечить развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Одно из важных мест в процессе обучения занимает самостоятельная работа с книгой, которая является отражением общей культуры человека, мировоззрения и логического мышления, эрудиции и ориентировки в языке.

Чтение — один из факторов, влияющих на развитие личности ребенка. В процессе чтения происходит эмоциональное, образное, интеллектуальное и речевое развитие. В начальной школе закладывается основа для развития речемыслительных навыков у учащихся: эффективному чтению, логическому осмыслению, построению самостоятельных высказываний, а также коммуникативной культуры учащихся.

В современной школе, к сожалению, тестовая система занимает все больше ведущее место, что не способствует овладению учащимися достаточных навыков. Исследования показали. Что 30–40 % учащихся не владеют выразительным чтением. Отсутствие выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста о неподготовленности ребенка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной информации. Кафедрой русского языка и литературы Международного института чтения им А. А. Леонтьева были подобраны тексты и разработаны специальные вопросы, направленные на выявление понимания школьниками их содержания. В результате проведенной диагностики у ребят были выявлены наиболее слабо сформированные умения: определение логической структуры текста (теряют часть информации); формулирование пунктов плана своими словами; выделение главные мысли.

Итак, мы выяснили, что огромную роль оказывают на развитие речемыслительной деятельности — коммуникативно-деятельностный подход в образовании и книга (учебник). Какие еще современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности можно привести в пример?

Так, еще одним методом обучения эффективной речемыслительной деятельности является — интеллектуальная игра.

Интеллектуальная игра — еще один путь решения проблемы активизации речемыслительной деятельности. Это такой вид деятельности, где мотив лежит в самом процессе игры, а не в результате. Интеллектуальная игра включает: тренировку и отдых. Данный вид деятельности является не только умственной подготовкой, но и приемом психологической подготовки ученика к будущим жизненным обстоятельствам в кондиции некой модели конфликта.

Отсюда следует, что интеллектуальная игра — это стратегическая, либо логическая игра, при которой успех игрока непосредственно зависит от его собственных умений, способностей и навыков делать верные шаги. Такие игры — удобный случай проявить лучшие умственные качества. Более того, благодаря таким играм у ученика формируются внутренние мотивы, интерес узнать и после применить свои знания для того, чтобы достичь успеха. Основной функцией интеллектуальной игры является развитие мышления и логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и сопоставления.

Интеллектуальная игра создает все необходимые условия для увеличения мотивации к познавательной деятельности ученика, помогает развить творческие способности и самое главное — развивает речемыслительную деятельность. Помимо этого, хотелось бы в тезисах изъяснить и другие современные пути совершенствования речемыслительной деятельности:

1) Ученикам можно давать специально подготовленные тексты, богатые разнообразной лексикой, для того, чтобы учащиеся переписывали их с заменой некоторых слов на синонимичные. Мне кажется, это очень хороший метод, и я бы использовала его в своей педагогической практике.

2) Ученикам нужно предоставлять возможность раскрыть свой творческий потенциал: сочинение стихотворений, сказок, песен и т. д.

3) Позволять ученикам больше говорить на уроках (учитель дает тему обсуждения и ученики, пытаются размышлять на предложенную тему).

4) Учитель может давать картинки, рисунки ученикам на различную тематику. Задача ученика: описать все то, что изображено на них, используя эмоционально-окрашенные слова, экспрессивную лексику, эпитеты, метафоры и другие стилистические средства.

5) Также учителю следует обогащать и активизировать словарный запас учеников, путем дачи новых слов и словосочетаний с их понятием — дефиницией.

Итак, сделаем вывод. Правильная постановка речи очень важна для каждого человека. Для ученика важна вдвойне. Так как именно школьной ступени следует прививать человеку умение правильно говорить.

Благодаря правильно поставленной речи человек может воздействовать на аудиторию, управлять ею. Живая, выразительная речь способна увлечь, повести за собой, притом люди согласятся с оратором, сами того не подозревая. Таково воздействие грамотной речи на окружающих.

Основными путями обогащения речи обучающихся являются:

– коммуникативно-деятельностный подход в образовании;

– учебник;

– интеллектуальная игра.

Если обратить на данные пути особое внимание и научиться применять их в процессе обучения, то у учеников будет более правильная и выразительная речь, грамотное письмо и поднимется общий интеллектуальный уровень.

Литература:

  1. Ожегов Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.
  2. Соловейчик М. С. Совершенствование речевой деятельности // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. С. 227–233.
  3. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М., 1988. С. 200.
  4. Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов магистрантов, аспирантов /под ред. Н. В. Бордовский — 2-ое издание; Москва КНОРУС, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная игра, деятельность, головной мозг, мысль, русский язык, современная технология обучения, Толковый словарь, ученик, выразительная речь, грамотное письмо.

Похожие статьи

Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов

Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки познавательной деятельности учеников в интеллектуально-ориентированном процессе обучения информатике

Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа

Теоретические основы формирования коммуникативных умений старшеклассников при обучении иностранному языку

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала

Возможности внеурочной деятельности по английскому языку как средство реализации ФГОС нового поколения в условиях интеллектуальной лингвистической школы

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Похожие статьи

Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов

Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки познавательной деятельности учеников в интеллектуально-ориентированном процессе обучения информатике

Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа

Теоретические основы формирования коммуникативных умений старшеклассников при обучении иностранному языку

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала

Возможности внеурочной деятельности по английскому языку как средство реализации ФГОС нового поколения в условиях интеллектуальной лингвистической школы

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся