Формы воспитания будущего офицера Росгвардии в процессе профессиональной подготовки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 31.07.2017

Статья просмотрена: 722 раза

Библиографическое описание:

Карсанов, Э. Х. Формы воспитания будущего офицера Росгвардии в процессе профессиональной подготовки / Э. Х. Карсанов. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12810/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается межпредметная связь учебных дисциплин для повышения качества военно-патриотического воспитания в аудиторное время в военном институте Росгвардии. Приводятся пример и проведённый анализ содержания в тематических планах преподаваемых курсантам дисциплин основу формирования военно-патриотических качеств будущего офицера. Раскрываются и предлагаются методы реализации содержания военно-патриотического воспитания.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, курсанты Росгвардии, профессиональная подготовка

Рассмотрение форм воспитания будущего офицера Росгвардии при обучении в военном институте, несомненно, имеет большое значение, поскольку понимание их глубинной структуры способствует организации такой деятельности, на основе которой организуется профессиональное воспитание личности, гражданско-патриотическое, правовое, культурно-нравственное, спортивно-оздоровительное; деятельности, в основу которой заложены замыслы самого обучаемого, его цели и стремления, направленные на саморазвитие и самосовершенствование не только с позиции рассмотрения себя как будущего профессионала, но и с точки зрения общего личностного роста. Необходимость исследования форм воспитания будущего офицера Росгвардии возникает в связи с тем, что подавляющее большинство учебных заведений в полной мере не реализуют все возможные и известные формы и средства воспитания, чтобы добиться сформировать конкурентоспособного и компетентного выпускника военного института, или реализуют их, но недостаточно полно используют и применяют в учебном процессе. Воспитательная деятельность военного института, будь то командный факультет, морально-психологического обеспечения, разведывательный или факультеты по подготовки специалистов тыловых структур, — это систематизированный и целенаправленный процесс, и неотъемлемая часть его назначения — удовлетворение потребности обучающихся в образовании, в интеллектуальном, нравственном, патриотическом и культурном развитии, подготовке морально устойчивых личностей и специалистов для различных сфер жизнедеятельности, формирование у обучающихся трудолюбия, активной социальной позиции, развитие ответственности и самостоятельности. Несомненно, что главным направлением формирования личности будущего офицера Росгвардии является его профессиональная подготовка, следовательно, в формировании высококвалифицированного и компетентного специалиста важнейшую роль играет профессиональное воспитание курсанта, выполняющее в условиях военного института функцию приобщения будущего офицера Росгвардии к профессиональной деятельности и ее социальным функциям. Профессиональное воспитание специалистов направлено на развитие у обучающихся потребности к учебе, труду и профессионализму, на формирование основных умений и навыков, применение полученных знаний в решении задач на практике. У курсантов формируются такие личностные качества как профессиональная этика, целеустремленность, трудолюбие, ответственность за свои решения, умение работать в воинском коллективе, а также самостоятельность, самоконтроль и творческая активность. Для реализации направления профессионального воспитания в военных институтах для специалистов с целью организации их учебного, а также внеучебного образовательного процесса должны соответствующим образом обеспечиваться условия для самообразовательной деятельности и организовываться обучающие и познавательные мероприятия, такие как: экскурсии по городу и района, участие в научных форумах, конференциях, конкурсах. Наряду с профессиональным направлением воспитания, в настоящее время стала особо актуальной проблема гражданско-патриотического и правового воспитания курсантов. В последние десятилетия в связи с радикальными преобразованиями в стране резко ухудшился воспитательный потенциал родной культуры, искусства и образования, которые раньше являлись главными факторами формирования патриотизма у офицера. В итоге, в сознании всего общества подверглись пересмотру такие важные понятия как честь, верность, достоинство, все меньшее значение стало иметь уважение к своей стране, ее истории и культуре. Истинный патриотизм должен «выражаться в глубоком осознании чувства национальной гордости и национального достоинства через призму государственных и общественных интересов, социальной активности, политической и правовой культуры» [3]. Современное состояние высшего профессионального образования, в основном направлено на обучение и, в силу сложившейся модели подготовки в учебном заведении, ориентированной на получение профессиональных знаний, в меньшей степени направлено на воспитание. Участие многих курсантов в гражданско-патриотической и правовой деятельности носит незначительный формальный характер, а некоторые из них проявляют безразличное отношение к ней. Современный молодой офицер должен четко понимать социальные ценности права, уметь пользоваться своими правами, а также иметь социально-активную гражданскую позицию. Но практика правового воспитания показывает, что в молодежной студенческой среде имеет достаточно большое распространение правовой нигилизм. Остаются также недостаточно или неэффективно разработанными педагогические условия для усвоения правовой культуры будущими специалистами. Одно из важных мест в воспитании не только будущих офицеров Росгвардии, но и личности в целом отводится формам культурно-массовой и творческой деятельности, способствующей устранению негативных явлений в курсантской среде, повышению общей культуры, духовного развития, формированию художественного вкуса, творческих способностей, активной жизненной позиции, а также осознанию личных ценностей. Данное направление воспитания курсантов в условиях колледжа осуществляется достаточно полно, активизируя и направляя деятельность будущих офицеров Росгвардии в творческое русло. При этом в военных институтах проводятся различного рода культурно-просветительские мероприятия, тематические встречи с достойными, представляющими интерес людьми, факультативы по культуре общения, поведения, речи, посещаются музеи, театры, библиотеки. На основе выявленных интересов и потребностей самими курсантами организуются творческие коллективы и объединения. Потенциал курсантов раскрывается не только на уровне учебного заведения, но и на городских, региональных и областных конкурсах и фестивалях. Успех внеучебной работы будет обеспечен в том случае, если преподаватель учитывает особенности курсантов, с которыми он работает. Именно с этой целью преподаватели используют различные методы диагностики для выявления уровня воспитанности нравственной и эстетической культуры курсантов. И на основе полученных результатов выстраивают культурно-нравственную деятельность так, чтобы наилучшим образом вовлечь в нее обучающихся, выработать личную инициативу и стремление в приобщении к миру искусства во всех его проявлениях. Одними из важнейших составляющих воспитательной работы военного института являются объединения дополнительного образования: различные кружки и секции (ВНОК). Принимая активное участие в их деятельности, у будущего офицера Росгвардии появляется возможность проявить свои творческие способности, а также удовлетворить потребности в эстетическом, духовном и нравственном развитии. На основе этого у обучающихся формируется способность оценивать себя и окружающих с точки зрения моральных норм, эстетических и духовных идеалов. Нравственное воспитание соединяется с основными видами деятельности курсантов: с учебными и факультативными дисциплинами, внеаудиторными мероприятиями. Немаловажное значение в культурно-нравственном развитии играет и спортивно-оздоровительная составляющая воспитательного процесса. Физическое воспитание направлено не только на формирование здорового организма, но и на ведение курсантами здорового образа жизни. Воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни и физической культуры дает курсантам не только глубокие и обширные профессиональные знания, но и «способствует удовлетворению потребностей курсантов в занятиях физ. подготовкой и спортом, в освоении навыков поддержания физического и духовного здоровья, а также осмысление отношения к собственному здоровью и здоровью всего общества» [4].

Оценив значимость форм воспитания специалиста в условиях военного института, мы приходим к следующим выводам:

‒ чтобы добиться высоких результатов в сформировании конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста, необходимо использовать в образовании все возможные и известные формы и средства воспитания;

‒ ведущая роль в воспитании специалистов принадлежит профессиональной подготовке, как важнейшей составляющей образования курсантов;

‒ в современных образовательных условиях применяются не все доступные формы воспитания или применяются, но недостаточно полно. В частности, слабое внимание уделяется гражданско-патриотической и правовой сфере воспитания будущих офицеров Росгвардии, при этом основной упор делается на профессиональную подготовку;

‒ огромное значение на становление высоконравственной личности и специалиста оказывает культурно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание. Наряду с обучением эти компоненты воспитания реализуют важную функцию системы образования, формируя активную творческую личность, ведущую здоровый образ жизни.

Литература:

  1. Концепция воспитательной работы ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский колледж искусств» // Официальный сайт муниципального образования Набережные Челны — URL: http://www.art-school.nabchelny.ru/s_3025/p_23109/ (дата обращения 20.12.2013).
  2. Организация воспитательной работы в Нефтеюганском индустриальном колледже — филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» // Сайт Нефтеюганского индустриального колледжа — URL: http://nikspo.ru/page14.html (дата обращения 20.12.2013).
  3. Салимбаев О. С., Болеев К. Б., Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи Казахстана // Научный журнал «Современные проблемы науки и образования» ISSN 1817–6321–2012 г. — № 4 от 06.07.2012 г. — URL: http://www.science-education.ru/104–6587 (дата обращения 20.12.2013).
  4. Тушина О. Н., Реализация здоровьесберегающих технологий, реализуемых в колледже // Социальная сеть работников образования nsportal.ru — от 25.01.2013 г. — URL: http://nsportal.ru/npo-spo/zdravookhranenie/library/realizaciya-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-realizuemyh-v (дата обращения 21.12.2013). Источник: http://si-sv.com/publ/10–1-0–277
Основные термины (генерируются автоматически): будущий офицер, военный институт, профессиональная подготовка, военно-патриотическое воспитание, здоровый образ жизни, воспитательная работа, правовая культура, средство воспитания, условие военного института, учебное заведение.

Похожие статьи

Огневая подготовка как один из важнейших факторов формирования необходимых качеств у курсантов вузов ФСИН

В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качес...

Особенности патриотического воспитания в кадетском образовании

В статье показаны роль, значение и особенности патриотического воспитания в процессе обучения и воспитания, учащихся кадетских и военно-патриотических классов общеобразовательных школ города Москвы. Приведены примеры из трудовой (учебной) практики во...

Формирование организационно-прогностических компетенций у будущих офицеров Росгвардии в жизнедеятельности воинского коллектива

Автор данной статьи проводит анализ и глубокое исследование применяемых сегодня форм и способов, способствующих правильному формированию организационно — прогностических компетенций у будущих офицеров Росгвардии в жизнедеятельности воинского коллекти...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

К вопросу непрерывных улучшений при организации подготовки к участию в конкурсе лучших научных работ курсантов военных вузов

В статье представлен фрагментарный практический опыт при организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, представлены апробированные организац...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно рас...

Современные образовательные технологии как средство реализации военно-морского компонента при обучении иностранному языку воспитанников филиала НВМУ (Севастопольское ПКУ)

В современных условиях развития Вооруженных Сил Российской Федерации владение иностранными языками становится одной из ключевых потребностей офицеров. При этом улучшению уровня лингвистической подготовки необходимо уделять внимание на самой первой ст...

Похожие статьи

Огневая подготовка как один из важнейших факторов формирования необходимых качеств у курсантов вузов ФСИН

В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качес...

Особенности патриотического воспитания в кадетском образовании

В статье показаны роль, значение и особенности патриотического воспитания в процессе обучения и воспитания, учащихся кадетских и военно-патриотических классов общеобразовательных школ города Москвы. Приведены примеры из трудовой (учебной) практики во...

Формирование организационно-прогностических компетенций у будущих офицеров Росгвардии в жизнедеятельности воинского коллектива

Автор данной статьи проводит анализ и глубокое исследование применяемых сегодня форм и способов, способствующих правильному формированию организационно — прогностических компетенций у будущих офицеров Росгвардии в жизнедеятельности воинского коллекти...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

К вопросу непрерывных улучшений при организации подготовки к участию в конкурсе лучших научных работ курсантов военных вузов

В статье представлен фрагментарный практический опыт при организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, представлены апробированные организац...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно рас...

Современные образовательные технологии как средство реализации военно-морского компонента при обучении иностранному языку воспитанников филиала НВМУ (Севастопольское ПКУ)

В современных условиях развития Вооруженных Сил Российской Федерации владение иностранными языками становится одной из ключевых потребностей офицеров. При этом улучшению уровня лингвистической подготовки необходимо уделять внимание на самой первой ст...