Состояние системы образования в современной России и ее актуальность
Авторы: Папикян Татевик Армановна, Обмоина Алевтина Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 04.08.2017
Статья просмотрена: 27449 раз
Библиографическое описание:
Папикян, Т. А. Состояние системы образования в современной России и ее актуальность / Т. А. Папикян, А. В. Обмоина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12813/ (дата обращения: 15.11.2024).
Многие десятилетия система высшего образования в России считалась одной из лучших во всем мире. В наших университетах и по сей день существует программа обмена студентами с зарубежными вузами. Но вместе с тем, нет абсолютно стабильной и эффективной системы. На данный момент образование в вузах РФ претерпевает значительные изменения. Вводится интегрированный подход в подготовке квалифицированных специалистов. На смену ранее устоявшимся подходам приходит направление на регулярное развитие, самообновление и гибкость.
Чтобы и в дальнейшем соответствовать вызовам времени, система высшего образования РФ должна быть универсальной, самонастраивающейся, способной адаптироваться к меняющимся условиям.
С конца 20 века значительно увеличилось число высших учебных заведений. Но многие из них не имели достаточных предпосылок для своего становления. Не было установленной материально-технической базы и компетентного профессорско-преподавательского состава. Это в значительной степени влияло на качество подготовки специалистов. Был проведен анализ, после чего стало понятно, что только при прохождении стажировки по обучаемому направлению, выпускники были способны выполнять свои обязанности в полной мере.
В условиях непродуманного реформирования высшей школы, да и всей системы образования, а также вследствие недостаточного финансирования, вынужденного сокращения производственной практики, а также практических видов занятий, многие вузы не сумели перестроить организацию обучения по специальным дисциплинам так, чтобы обеспечить компетентностный подход к подготовке.
В настоящее время уровень профессиональной подготовки специалистов неполностью соответствует содержанию предъявляемых к нему требований, а также государственным стандартам высшего образования. В современных условиях все чаще дает о себе знать противоречие между уровнем развития компьютерной и вычислительной техники и степенью подготовленности персонала к их использованию. Вместе с тем компьютеризация и автоматизация его деятельности приводят к появлению новых структур в органах управления ВУЗов. Все это вызывает необходимость подготовки и переобучения научно-педагогического состава, разработки и внедрения передовых форм подготовки и повышения квалификации специалистов.
В связи с этим перед ВУЗами встает одна из серьёзных задач — нахождение верного соотношения практического и теоретического обучения.
При современном уровне и темпах развития науки и техники, общей тенденцией является увеличение объема знаний. Но в условиях дефицита учебного времени решение этой задачи возможно лишь на основе интенсификации и применения перспективных технологий обучения бакалавров и магистров, использование наиболее эффективных форм и методов обучения и воспитания. Решением данной проблемы является: разработка принципиально новых учебных планов и корректировка содержания программ подготовки специалистов с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего и среднего профессионального образования [1].
В связи с данными обстоятельствами назревает вопрос актуальности высшего образования в России. С одной стороны, в России есть устойчивый стереотип о том, что высшее образование должен получить каждый. Это естественная цель человека, который закончил школу. Практически все родители мечтают о том, чтобы их ребенок окончил университет или институт. Учеба в вузе тесно связана с социальной адаптацией будущих студентов. Успешная социальная адаптация влечет за собой формирование гармоничной личности. Получая высшее образование, мы обеспечиваем себя возможностью работать по специальности и расти по карьерной лестнице. При желании можно повысить профессиональный уровень или пройти переквалификацию. Без высшего образования это сделать достаточно сложно. Выпускника вуза работодатель воспринимает как будущего квалифицированного специалиста. Достойную компанию вряд ли заинтересует человек, который никогда не учился в вузе. Наличие высшего образование — это определенный уровень престижа.
С другой стороны, есть ряд примеров, когда человек без высшего образования добивается высот в карьере. Многие молодые люди активно занимаются самообразованием. Современные интернет-технологии позволяют получить любой уровень образования без особых усилий [2].
Опираясь на статистические данные «Росстат» высшее профессиональное образование получили примерно 24 % населения РФ; неполное высшее образование — 1,5 %; среднее профессиональное — 25 %; среднее общее — 18,3 %; послевузовское профессиональное — 0,7 %; начальное профессиональное — 17,5 %; основное общее — 9,6 %; не имеют основного общего образования 3,4 % населения [5].
Рис. 1. Население Российской Федерации по уровню полученного образования
Как видно из приведенных данных, людей, поступивших в ВУЗы и не окончивших их, достаточно мало, как и тех, которые получили послевузовское профессиональное образование. Количество населения, имеющее среднее и высшее профессиональное образование примерно одинаковое. Количество населения обладающее средним общим и начальным профессиональным также одинаковое и немногим меньше предыдущих.
Рассмотрим также соотношение получивших высшее образование между мужчинами и женщинами. Согласно данным «Организации экономического сотрудничества и развития» за 2014 год, процент женщин в возрасте от 25–64 лет получивших высшее образование составляет 61 %. Процент мужчин в возрасте от 25–64 лет равен 47 % [4].
Рис. 2. Соотношение мужчин и женщин в возрасте от 25–64 лет, получивших высшее образование на 2014 год
Опираясь на приведенные данные можно сделать заключение, что женщины придают больше значения высшему образованию, нежели мужчины.
Таким образом, статистика уровня образования населения и развития системы обучения показывает ряд проблем, связанных с обучением в области: дошкольного воспитания и образования, школьного и внешкольного образования, социально-профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ, профессионального образования и т. п.
Основная задача статистики уровня образования населения и развития системы обучения представляет собой измерение образовательного потенциала общества, процесса его формирования, дифференциации и использования.
Источником информации об уровне образования населения является перепись населения; о государственных учреждениях — ежегодная государственная статистическая отчетность; о деятельности частных учебных заведений — специальные обследования и регулярная отчетность.
Результатом работы статистики уровня образования населения и развития системы обучения является выработка рекомендаций по улучшению качества образования, соотношения и преемственности различных видов, стадий, ступеней и форм образования.
Однако статистика образования у нас исторически была разорвана между ведомствами, курировавшими общеобразовательную и высшую школу, система сбора, передачи и обработки информации морально и технически устарела и не охватывает всех современных аспектов развития сферы образования, не позволяет обеспечить расчет многих необходимых индикаторов.
Поэтому назрела необходимость более четко скоординировать деятельность уже существующих и создаваемых структур [3].
На сознание молодежи значительное влияние оказывает западная система образования. В Европе много примеров того, как люди без высшего образования стали успешными и богатыми. Однако в России такая ситуация практически невозможна в силу ряда социальных и экономических факторов.
Необходимость в высшем образовании — это личный выбор каждого. Все зависит от мотивации и психологических особенностей личности [2]
Литература:
- Громцев С. А. Педагогические проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием в Российской Федерации / С. А. Громцев, А. Н. Пальчиков, В. Б. Коновалов. — Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2014. — 65 с.
- Насколько важно сегодня иметь высшее образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-893011-naskolko-vazhno-segodnya-imet-vysshee-obrazovanie-#ixzz4oElalJo6.
- Основные статистические показатели образования в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://refleader.ru/yfsotrotr.html.
- Сколько людей с высшим образованием в мире? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://interstate-education.com/2016/10/30/skolko-lyudej-s-vysshim-obrazovaniem-v-mire/.
- Режим доступа: http://blogs.porti.ru/community/fitness.journal/2016973.