Важность создания единой системы оценки качества образования на примере международного проекта AHELO | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Обмоина, А. В. Важность создания единой системы оценки качества образования на примере международного проекта AHELO / А. В. Обмоина, Т. А. Папикян. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12817/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящее время возрастает потребность в нахождении оптимальной оценки качества высших учебных заведений. Такая необходимость обуславливается повышением конкурентоспособности вузов на региональном, общероссийском и международном уровнях, предъявлением требований к прозрачности их деятельности, ее информационной открытости. При этом совмещении поддержания имиджа вуза и обеспечения качества обучения, последнему уделяется зачастую меньшее внимание. Поэтому страны стремятся выработать общие методы к обеспечению справедливой оценки качества образования, гармонизировать программы обучения.

Однако до сих пор не существует реально работающего подхода для оценки и сравнения в международном масштабе качества обучения и преподавания в вузах. Самые главные критерии выставляют в данном отношении международные рейтинги, отражающие различные стороны деятельности высших учебных заведений. Рейтинги имеют 2 существенных недостатка:

– Ограниченность методологии.

– Не до конца прозрачную систему критериев оценки.

По мнению аналитиков, стремление вузов занять высокое место в рейтинге университетов, приводит к искажению реальных целей и задач образовательного учреждения, уничтожает традиционные академические ценности. Критерии рейтинга не способны учитывать региональные особенности образовательного процесса. Отдельные рейтинги, например, шанхайский рейтинг FRWUБ, могут выступать ложным ориентиром для российский университетов, вследствие этого необходимо всесторонне, детально подходить к возможности участия в них [1].

Однако проблема разработки единой, всесторонней, справедливой оценки не остается незамеченной для государства и министерства образования. Ведется постоянный поиск путей совершенствования системы оценки качества образования. Одним из самых масштабных решений на пути выхода из создавшейся проблемы явилось вступление России в международный проект AHELO.

«Оценка результатов обучения в высшем образовании», AHELO (Assessment of Higher Education Learning Outcomes) — представляет собой уникальный международный проект, проводимый в 2008–2012 гг. В проекте принимали участие 17 стран. Объектами оценивания явились, как общие знания и компетенция, так и специальные. Были выделены 2 пилотные дисциплины для исследований: Экономика и Инженерные науки. Цель проекта — разработка комплексного, объективного и научно обоснованного подхода к оценке результатов обучения, получение информации о результатах обучения на уровне университетов, факультетов, программ по образованию, которые было бы возможно сопоставить на международном уровне.

Проект был создан, чтобы исследовать возможность международного измерения уровня знаний и практических навыков и умений студентов, находящихся в разной культурной, языковой, институциональной среде. В ходе исследований был произведен многоступенчатый перевод и адаптация международного инструментария. Была поставлена задача разработать одинаковый по содержанию для всех участвующих стран инструментарий, но при этом адаптированный с учетом национальных, языковых особенностей настолько, чтобы быть понятным для респондентов разных стран.

Основная целевая аудитория AHELO — выпускники бакалавриата. Дополнительно были задействованы члены профессорско-преподавательского состава и административно-управленческий персонал, отвечающие за академическую подготовку студентов.

В инструментарий входило On-line тестирование (90 мин.) включающее 2 модуля:

– 1 модуль (30 мин.): решение комплексной задачи с единственным конструируемым ответом;

– 2 модуль (60 мин.): решение 45 задач с множественным выбором ответов.

Постановка фокуса была сделана не на теоритические знания, а на навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной практики. Важное значение имело определение ключевого для проекта понятия «результаты обучения» (learning outcomes, LO), под которыми традиционно понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого [3].

Несмотря на то что изначально определялось участие в проекте до 10 вузов от каждой страны-участницы, данное число жестко не регламентировалось. Одной из стран-лидеров по числу участвующих вузов стала Россия. В общей сложности в исследовании AHELO в нашей стране приняли участие 26 вузов, из них по направлению «Экономика» — 19, по направлению «Инженерные науки» — 10 (3 вуза участвовали в обоих направлениях). Участие российских вузов оказалось достаточно широко как с точки зрения различных типов учебных заведений, среди которых были федеральные, национальные исследовательские, социально-экономические, технические и инженерные вузы, так и с точки зрения представленности различных регионов нашей страны (рисунок 1).

Рис. 1. Регионы РФ, участвующие в проекте AHELO

В российских вузах удалось обеспечить наиболее высокий уровень участия среди других стран по обоим направлениям. Учитывая, что Россия была одним из лидеров по количеству участвующих вузов, можно сделать вывод, что в российских вузах исследование AHELO было проведено наиболее качественно и эффективно.

В ходе проекта были выявлены различные достижения и пробелы в качестве знаний и навыков студентов. В Российской Федерации в порядке эксперимента вузам-участникам было предложено провести несколько фокус-групп, в ходе которых студенты работали с оригинальными заданиями на английском языке. Такой подход был использован, исходя из того, что в условиях интернационализации образования, значительного повышения качества языковой подготовки и ориентации многих выпускников на работу на международном рынке у студентов, принимающих участие международных исследованиях, должен быть выбор языка, на котором проводятся тестирования. Опыт проведения фокус-групп с англоязычным инструментарием в ряде вузов, в том числе в НИУ ВШЭ, СФУ, ГУУ, действительно показал, что студенты вполне способны справляться с такими международными тестами, однако пока это вряд ли можно применить ко всем вузам, так как уровень языковой подготовки выпускников сильно различается. Данное предложение было также высказано российской стороной на одном из международных рабочих заседаний по проекту. В результате в ряде стран, прежде всего там, где английский язык является одним из официальных языков, тестирование проводилось с помощью как переведенного, так и оригинального англоязычного инструментария.

Фокус-группы также показали сильное различие учебных планов в вузах и разную степень освоения студентами тех или иных тем (например, далеко не во всех экономических вузах студенты проходят теорию игр, тем не менее, такая задача присутствовала в банке заданий). Также было выявлено существенное различие в используемой терминологии в вузах, прежде всего в области экономики. Это стало серьезной проблемой при согласовании финальной версии перевода ряда оценочных заданий — термины, понятные студентам в одном вузе, подчас оказывались незнакомыми для студентов в других вузах. Выходом из создавшейся ситуации стало указание наряду с переведенными терминами их оригинальных названий на английском языке, которые в большинстве случаев оказывались знакомыми студентам и преподавателям.

Важной частью начального этапа проекта, также во многом ставшего залогом качественного формирования выборки респондентов и успешной реализации основной части исследования, было создание сети координаторов исследования и проведение серии обучающих семинаров для них как в очном, так и онлайн-режиме, учитывая широкую географию участвующих вузов.

Второй этап, проведенный в 2012 г., включал онлайн-тестирование студентов и онлайн-опрос студентов и преподавателей, а также заполнение комплексных анкет по вузам-участникам представителями администрации вузов либо институциональными координаторами [2].

К сожалению, в ходе конференции по итогам проекта «Измерение результатов в высшем образовании: уроки AHELO и дальнейшие шаги» не было принято решение о продолжении основного исследования AHELO. Причиной было названо то, что опыт пилотного исследования показал необходимость вовлечения больших инвестиций и сложность проекта с точки зрения координации усилий организаций-разработчиков и вузов-участников.

В ходе конференции были выделены также сильные стороны AHELO:

– Показана возможность нахождения альтернативы международным рейтингам, отличающейся большей объективностью и прозрачностью.

– Актуальность проекта и его соответствие ожиданиям и потребностям вузов.

– Создание совместными усилиями разных стран единого банка заданий, который впоследствии был доработан с учетом культурных и лингвистических особенностей стран.

– Эквивалентность в международном контексте.

– Одновременное оценивание навыков разного уровня, привлечения интереса к исследованию со стороны студентов, анализирование плюсов и минусов заданий разных типов.

– Оценка всего контекста обучения. Идея включения в оценочный процесс преподавательского состава, организаторов проекта на местах и руководящего состава положительно сказалась при анализе полученных данных, так как позволила более полно исследовать ситуацию, в которую погружен студент при обучении и ее влияние на образовательные результаты.

Большой интерес российских вузов к проекту AHELO, высокая мотивация со стороны студентов и преподавателей свидетельствуют о глубоких позитивных изменениях в российском высшем образовании, о последовательной реализации институциональных стратегий обеспечения качества и интернационализации, а также о том, что вузы не боятся быть оцененными на международном уровне и готовы мобилизовывать необходимые ресурсы для проведения масштабных международных исследований [2].

Данный проект стал одной из отправных точек на пути улучшения оценки качества в международном масштабе. Государству необходимо и дальше принимать участие в подобных исследованиях и даже становится их инициатором. Такая политика в области образования поможет во много раз улучшить статус России среди мировых держав, обеспечить качество обучения в вузах нашей страны и его справедливую оценку.

Литература:

  1. Медведев Д. Н. Система оценки качества образовательного процесса в вузе: отечественный и зарубежный опыт // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. — 2013. — № 9. — С. 94.
  2. Мешкова Т. А., Сабельникова Е. А. Результаты и перспективы международной оценки российского высшего образования (по итогам реализации проекта AHELO в России) // Экономика высшей школы — 2013. — № 12. — 72 с.
  3. Мешкова Т. А. Оценка результатов обучения в высшем образовании // М.: Высшая школа экономики. — 2013–31 с.
Основные термины (генерируются автоматически): AHELO, вуз, английский язык, международный уровень, проект, студент, высшее образование, оценка результатов обучения, Россия, справедливая оценка.

Похожие статьи

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования

Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе

Похожие статьи

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования

Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе