Социальная сеть «Вконтакте» в образовательном процессе по химии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 02.08.2017

Статья просмотрена: 2492 раза

Библиографическое описание:

Давыденко, Л. В. Социальная сеть «Вконтакте» в образовательном процессе по химии / Л. В. Давыденко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 72-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12827/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассмотрены преимущества и недостатки применения социальной сети «Вконтакте» в образовательном процессе по химии. Выявлено отношение учителей к использованию данной социальной сети в учебных целях. Приведен практический опыт по использованию закрытой группы «Вконтакте» для школьников в качестве эффективного средства обучения химии и взаимодействия участников образовательного процесса. Сделаны выводы о перспективах внедрения социальных сетей в сферу образования.

Ключевые слова: Интернет, социальная сеть «Вконтакте», образовательный процесс, информационно-коммуникационные и образовательные технологии, открытые и закрытые группы

Информационно-коммуникационные технологи (ИКТ) играют огромную роль в образовательном процессе. Центральное место в современном обществе занимает Всемирная компьютерная сеть Интернет. Применение достижений в области ИКТ позволит повседневному процессу обучения приобрести как новую форму, так и новое содержание, превращаясь из рутинной работы в творческое занятие, которое вызывает большой интерес как у обучающихся, так и учителей. Благодаря информатизации системы образования стало возможно использовать прикладные и инструментальные программные средства, которые позволят обеспечить качественно новые результаты обучения современных школьников. Под влиянием информационных технологий наблюдается изменение форм коммуникации. На сегодняшний день наиболее популярным инструментом общения являются социальные сети, которые имеют большую интернет-аудиторию.

Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, реализующий сетевую социальную структуру, состоящую из группы узлов — социальных объектов (группы людей, сообщества) и связей между ними (социальных взаимоотношений), на базе которого участники могут устанавливать отношения друг с другом [1]

Вопросами социальных сетей занимались отечественные ученые А. О. Алексеева, Ю. М. Баранова, Л. А. Битков, Л. А. Браславец, Ю. В. Будовская, А. А. Градюшко, Е. В. Олешко, М. М. Панюшева, А. В. Пустовалов, А. А. Селютин, М. Е. Соколова, В. Н. Степанов, П. Н. Тарасенко, Л. В. Ухова и другие. В педагогических исследованиях Е. С. Полат, И. В. Роберт и др. разработаны их значительные дидактические возможности [2]. Самыми популярными социальными сетями являются «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Facebook», «Twitter», «YouTube», «Google+», «LinkedIn».

Социальная сеть «Вконтакте», международное название VK (https://vk.com) — крупнейшая и распространенная социальная сеть среди пользователей Рунета, крупнейшая в Европе. Первоначально она была создана как социальная сеть для сообщества студентов и выпускников российских университетов, однако позже приобрела глобальные масштабы. Среднесуточная аудитория «Вконтакте» превышает 87 миллионов человек, зарегистрировано более 410 миллионов пользователей (по данным свободной энциклопедии Википедии), она распространена в основном среди людей до тридцати лет. По результатам исследований, проведенных компанией SimilarWeb (на февраль 2017 года), социальная сеть «Вконтакте» занимает по популярности 4 место в мире. В социальной сети удобно взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ, участвовать в группах пользователей, имеющих общий интерес, проводить поиск единомышленников. Возможно разнообразие форм работы с содержанием (текст, графика, анимация, звук, видео), выполнение перепостов, написания комментариев к постам, оценки постов (лайки) и т. д., при этом каждый участник социальной сети получает оповещения об изменениях в личном информационном пространстве. Одни пользователи создают свой профиль и ведут активную сетевую жизнь, другие создают свою страницу только для доступа к контенту.

Преимущества использования социальной сети «Вконтакте» в учебном процессе [3, 4]:

‒ Доступность (регистрация в социальной сети является бесплатной; для доступа к ней необходим интернет-браузер телефона или компьютера).

‒ Модно среди школьников (привычная среда для обучающихся, позволяет сэкономить время на периоде адаптации школьников к новому коммуникативному пространству и приведет к более эффективному усвоению учебного материала).

‒ Идентификация обучающихся (в социальной сети человек чаще всего выступает под своим именем-фамилией, появляется возможность видеть тех, кто онлайн в настоящее время).

‒ Технологичность (формирование внутри социальной сети групп по интересам, если учебная группа закрытого типа, то в ней могут зарегистрироваться и просматривать информацию только те, у кого есть разрешение от администратора группы; возможность демонстрации цифровых материалов, которые из-за плохой технической оснащенности учебного кабинета нельзя показать на занятие; создание собственного учебного контента).

‒ Персональное и групповое обучение (возможность совместной работы для школьников, обладающих разным уровнем знаний, расширение информационной и коммуникационной среды обучающихся).

‒ Наличие беседы, стены, индивидуальных сообщений (обсуждение идей и предложений вне класса позволит повысить эффективность обучения и качество проводимых мероприятий, а также улучшит эмоциональный климат группы).

‒ Мобильность и оперативность (возможность всегда довести срочную информацию, новые учебные материалы, решить вопросы и проблемные ситуации, не дожидаясь занятий в классе или консультаций, проследить активность участников через ленту друзей, обменяться различными материалами: презентациями, документами, фотографиями, ссылками и т. д.).

‒ Мультимедийность (позволяет загружать и просматривать в виртуальной учебной группе видео- и аудиоматериалы, интерактивные приложения, документы и различные учебные материалы; прикреплять к своим сообщениям файлы любого формата).

‒ Расширение времени общения учителя с обучающимися (есть возможность проводить работу с обучающимися в режиме онлайн, пропускающих занятия по тем или иным причинам).

‒ Позволяет поддерживать своевременную обратную связь с родителями школьников.

К проблемным моментам использования социальной сети «Вконтакте» в образовательном процессе можно отнести [5]:

‒ Большой объем развлекательного содержания, отвлекающего от учебной деятельности, и содержания, недопустимого для включения в учебный процесс по моральным, этическим, эстетическим и другим требованиям.

‒ Отсутствие разработанной концепции и научно-методического обеспечения результативного применения данных технологий в учебном процессе.

‒ Отсутствие сетевого этикета участников.

‒ Невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя.

‒ Высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, труд педагога при этом никак не оценивается.

‒ Частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных кабинетов школ.

С 1 июня 2014 года в социальной сети «Вконтакте» функционирует открытая группа для работников образования «Подслушано у учителей» (https://vk.com/secrets_of_teachers), которая на сегодняшний день насчитывает более 74 тысяч подписчиков. Среди них есть не только педагоги, но и студенты педагогических вузов, родители школьников, представители администрации (рис. 1).

D:\Аспирантура\Публикации\Молодой ученый\8 статья\ВК\Обрезка\Новый рисунок (46).jpg

Рис. 1.Результаты опроса «Кем Вы работаете в школе?»

В этой группе учителя задают волнующие их вопросы, делятся советами, методическими пособиями и разработками. Здесь были проведены опросы среди педагогов, касающиеся использования социальных сетей в сфере образования. Выявлено следующее отношение учителей к социальным сетям в образовательном процессе:

D:\Аспирантура\Публикации\Молодой ученый\8 статья\ВК\Обрезка\Новый рисунок (38).jpg

Рис. 2. Результаты опроса «Использование социальных сетей в педагогической деятельности»

D:\Аспирантура\Публикации\Молодой ученый\8 статья\ВК\Обрезка\Новый рисунок.bmp

Рис. 3. Результаты опроса «Добавляете ли Вы учеников в друзья?»

D:\Аспирантура\Публикации\Молодой ученый\8 статья\ВК\Обрезка\Новый рисунок (44).jpg

Рис. 4. Результаты опроса «Помогают ли социальной сети организации воспитательного процесса в школе, классе?»

D:\Аспирантура\Публикации\Молодой ученый\8 статья\ВК\Обрезка\Новый рисунок (40).jpg

Рис. 5. Результаты опроса «Существование группы своего класса»

В опросе «Использование социальных сетей в педагогической деятельности» (рис. 2) приняло участие 893 человека. Большинство учителей 60,5 % (540 человек) считают, что использование социальных сетей отвечает современным требованиям в образовании. 27,8 % (248 человек) придерживаются точки зрения, что социальные сети не могут принести вреда, но и пользы от них нет. 9,6 % (86 человек) высказались категорически против использования социальных сетей в образовательном процессе. И только 2,1 % (19 человек) считают, что учитель своим примером должен показывать пренебрежение к социальным сетям.

В опросе «Добавляете ли вы учеников в друзья?» (рис. 3) приняло участие 930 человек. Большинство учителей 43 % (400 человек) положительно ответили на вопрос о добавление учеников в друзья, выборочно добавляют в друзья 30,4 % (283 человека), отрицательный ответ дало 26,6 % опрошенных (247 человек).

На вопрос (рис. 4) «Помогают ли социальные сети в организации воспитательного процесса в школе, классе?» (проголосовало 305 человек) большинство педагогов ответило положительно 74,1 % (226 человек), отрицательно ответило 20 % (61 человек), а также свой вариант использования социальных сетей в воспитательном процессе предложило 18 человек (5,9 %). Основным вариантом стал ответ, что социальные сети помогают в организационном плане, но не в воспитательном.

На вопрос (рис. 5) о наличии группы класса (проголосовало 692 человека) большинство участников ответило положительно 43,2 % (299 человек), планируют ее создать 11,1 % (77 человек), отрицательно ответили 18,5 % (77 человек) опрошенных, группа была, но не «прижилась» 6,6 % (46 человек), была, но удалена по другой причине 0,9 % (6 человек).

В социальной сети «Вконтакте» существует большое количество групп по химии, которые очень популярны среди обучающихся. Это группы как по подготовке к экзаменам, так и по школьному курсу, и подготовке к олимпиадам по химии. Например, открытая группа «ЕГЭ Химия» (https://vk.com/ege_chemislry), в ней более 72 тыс. подписчиков. Здесь публикуются различные бесплатные видеоуроки, схемы и таблицы по химии, а также тестовые задания и многое другое. Каждый участник может задать вопрос, касающийся подготовки к ЕГЭ, и получить на него ответ. Также есть открытая группа «Химия: ЕГЭ, олимпиады и школьный курс» (https://vk.com/chem4you), которая насчитывает более 1 тыс. подписчиков. Вся информацию здесь полезна школьникам, занимающимся углубленным изучением курса химии.

Есть не только открытые группы по химии, на которые может подписаться каждый желающий, но и закрытые группы, куда можно вступить, только после одобрения заявки администратором. Например, закрытая группа «Великая наука химия» (https://vk.com/velikaya_nauka_himiya), в ней можно пообщаться на профессиональные темы по химии и обменяться информацией. Группа насчитывает более 48 тыс. подписчиков. Еще один пример, закрытая группа химического центра физико-математического лицея № 239 г. Санкт-Петербурга (https://vk.com/chemcenter). Химцентр готовит ребят не только из лицея, но и все желающих. В группе есть информация о расписании занятий (подготовка к олимпиадам и индивидуальным проектам), а также интересные факты из области химии.

В 2015 году автором настоящей статьи была создана в социальной сети «Вконтакте» группа «Химия в школе № 302 СПб» (https://vk.com/chemistry302), которая функционирует по настоящее время. Участниками данной группы стали обучающиеся 8–11 классов, а также их родители. Группа предназначена как для подготовки к урокам, так и к дополнительным занятиям по химии.

Создание группы было необходимо для решения следующих учебных задач:

  1. Обеспечение оперативной связи учителя с обучающимися и обучающихся с учителем.
  2. Предоставление школьникам различной учебной и научной литературы в электронном варианте для подготовки к урокам, а также для получения дополнительных знаний по предмету.
  3. Предоставление актуальной информации о проводимых мероприятиях по предмету химия, о проводимых мастер-классах в вузах, о предстоящих конференциях и олимпиадах от районного до Всероссийского уровней.
  4. Предоставление рекомендаций для оформления докладов, рефератов и презентаций; материалов для подготовки к контрольным и проверочным работам; видеоуроков для школьников, пропустивших занятия по той или иной причине.
  5. Публикация и обсуждение материалов, найденных самими обучающимися.
  6. Публикация фотоотчетов и итогов мероприятий по химии.

Данная группа полностью выполняет свое предназначение и является важным инструментом для подготовки школьников как к учебным, так и к дополнительным занятиям по химии.

Большинство обучающиеся находятся в социальных сетях не организованно и бесконтрольно, педагогам важно знать образовательные возможности, которыми есть у пользователей социальных сетей для обеспечения успешной образовательной деятельности в новом информационном пространстве. Применение социальных сетей в образовательном процессе положительно влияют на формирование знаний и умений школьников: повышают мотивацию обучающихся к учебной деятельности, развивают познавательный интерес и творческие способности, способствуют легкому и быстрому получению, освоению и использованию непрерывно обновляющейся информации. Социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но они являются мощным инструментом для взаимодействия всех участников образовательного процесса, хотя на сегодняшний день педагогическим сообществом недооценены их образовательные возможности. Аналогично информационно-коммуникационным технологиям, прочно закрепившимся в образовательном процессе, сотрудничество с использованием социальных сетей докажет свою значимость в текущем десятилетии.

Литература:

  1. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России [Текст] / М. С. Чванова, М. В. Храмова, В. Ю. Лыскова, Д. И. Михайлова, А. Ю. Моргунова, А. А. Молчанов // Образовательные технологии и общество [Текст]. — 2014. — № 3. — С. 472–493
  2. Темербекова А. А. Cоциальные сети как современный образовательный ресурс нового поколения [Текст] / А. А. Темербекова. Мир науки, культуры, образования [Текст]. — 2016. — № 5 (60). — С. 165–167.
  3. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] / С. П. Баландина, М. В. Баутин, А. В. Майоров, Е. Р. Смирнова // Педагогические и информационные технологии в образовании [Текст]. — 2016. — № 15. — С. 1.
  4. Фещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития [Текст] / А. В. Фещенко // Открытое дистанционное образование [Текст]. Томск: ТГУ, АСОУ. 2011. — № 3 (43). — С. 44–49.
  5. Самохина Н. В. Анализ взглядов на возможности и проблемы использования социальных сетей интернета в сфере образования [Текст] / Н. В. Самохина // Вестник Марийского государственного университета [Текст]. — 2015. — № 1 (16). — С. 48–51.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, образовательный процесс, сеть, химия, группа, результат опроса, учебный процесс, воспитательный процесс, закрытая группа, обучающийся.

Ключевые слова

Интернет, образовательный процесс, социальная сеть «Вконтакте», информационно-коммуникационные и образовательные технологии, открытые и закрытые группы

Похожие статьи

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Особенности продвижения стоматологической клиники в социальных сетях Instagram и Facebook

В статье охарактеризована социальная значимость деятельности медицинских предприятий. Рассмотрена роль социально ответственного маркетинга в устойчивом развитии медицинских услуг. Обоснована необходимость продвижения медицинских услуг с использование...

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитически...

Обоснование профориентационной деятельности организаций СПО в сети Интернет

Обусловлена необходимость использования сети Интернет для совершенствования профориентационной деятельности организаций среднего профессионального образования (СПО). Представлены Интернет-каналы и Интернет-площадки, которые могут быть использованы дл...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения

В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области в 2019–2020 учебном году

В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовател...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Похожие статьи

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Особенности продвижения стоматологической клиники в социальных сетях Instagram и Facebook

В статье охарактеризована социальная значимость деятельности медицинских предприятий. Рассмотрена роль социально ответственного маркетинга в устойчивом развитии медицинских услуг. Обоснована необходимость продвижения медицинских услуг с использование...

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитически...

Обоснование профориентационной деятельности организаций СПО в сети Интернет

Обусловлена необходимость использования сети Интернет для совершенствования профориентационной деятельности организаций среднего профессионального образования (СПО). Представлены Интернет-каналы и Интернет-площадки, которые могут быть использованы дл...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения

В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области в 2019–2020 учебном году

В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовател...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...