Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией
Авторы: Матвиенко Елена Николаевна, Минаева Оксана Дмитриевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 12.08.2017
Статья просмотрена: 9531 раз
Библиографическое описание:
Матвиенко, Е. Н. Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией / Е. Н. Матвиенко, О. Д. Минаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12847/ (дата обращения: 15.11.2024).
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.
В основу системы диагностики можно выделить следующие принципы [2]:
- Принцип комплексного подхода. При обследовании необходимо взаимодействие всех специалистов. Направление: медицинское, педагогическое и психологическое.
- Принцип системного подходаопирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение коммуникативных компонентов предполагает выявление всех нарушенных сторон речевой функциональной системы: (фонетики, фонематики, лексики, грамматики, синтаксиса).
- Онтогенетический принцип предполагает разработку обследования с учетом последовательности появления форм коммуникации и функций речи, а также видов деятельности в онтогенезе.
- Принцип учета ведущего вида деятельности. При проведении обследования детей с алалией, необходимо отталкиваться от эмоциональной включенности ребенка, соответственно все задания должны предъявляться в интересной игровой форме.
- Принцип этиопатогенетический предполагает структуру нарушения, причины, что первично, а что вторично?
- Принцип динамичности предусматривает изучение ребёнка.
Моторная алалия— системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [2].
Изучение праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией проводится по нейропсихологической методике Л. С. Цветковой [3].
Под неречевыми методами обследования подразумевается исследование двигательных функций: гнозиса и праксиса. Исследования неречевые методы можно выявить нарушения теменной доли, премоторных и заднелобных отделов, затылочных отделов.
Гнозис (gnosis) — (греч. происх.) узнавание [1]. При помощи чувственного (обоняние, зрение, вкус, осязание, слух) восприятия, человек способен к узнаванию окружающих предметов.
Термин праксис (praxis) — (греч. происх.) способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий [1]. Следует обратить внимание на то, что в данном случае говорится о целенаправленном движении (нервные тики и другие неврологические заболевания, проявляющиеся подёргиванием мышц, в эту группу не входят).
Изучение гнозиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:
Диагностическая система представлена в таблице.
Таблица 1
Система обследования гнозиса удошкольников смоторной алалией
№ |
Содержание методик |
I |
Изучение гнозиса |
1 |
Восприятие предметных, реалистических изображений Инструкция «Что здесь нарисовано?». Важно отметить на этом этапе, ребёнок следит глазами снизу вверх и/или справа налево (вектора восприятия). Далее к методике открывается рисунок и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные два, потом три изображения. Нами представлены несколько вариантов картинок, при исследовании используется вариант 1, 2, 3. |
2 |
Перечеркнутые изображения Инструкция «Что здесь нарисовано?» |
3 |
Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). Инструкция: «Что здесь нарисовано?». Вариант 1. Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2, |
4 |
Незавершенные изображения Инструкция: «Что здесь нарисовано?» |
5 |
Химерные изображения Инструкция: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок не сразу замечает «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?» Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2, 3. |
6 |
Лицевой гнозис Испытуемому предъявляется картинка, на которой изображены лица людей. Инструкция: «Кто здесь изображен?» Экспериментатор после перечисления задает более трудные вопросы: экспериментатор показывает «Чем отличаются эти люди?»; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д. |
Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи эксперементатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — выполняет задание после стимулирующей помощи, подсказок и наводящих вопросов; 3 балла — невыполнение задания. |
Изучение праксиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:
Диагностическая система представлена в таблице.
Таблица 2
Система обследования праксиса удошкольников смоторной алалией
№ |
Содержание методик |
I |
Изучение кинестетического праксиса. |
1 |
Праксис поз по зрительному образцу Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз: — указательный и большой (безымянный, средний) пальцы сложены в колечко; — рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед; — рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т. п. Обследуя правую и левую руку. |
2 |
Праксис поз по кинестетическому образцу. Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу. |
3 |
Перенос поз по кинестетическому образцу. Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке». Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую). |
4 |
Оральный праксис. Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор выполняет следующие действия: — улыбается, вытягивает губы в трубочку; — надувает щеки; — высовывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам; — хмурится, поднимает брови и т. п. Каждое движение воспроизводится ребенком. Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Дотянись языком до носа» или «Нахмурься». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т. п. |
II |
Изучение кинетического (динамического) праксиса |
1 |
«Кулак— ребро— ладонь». Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор выполняет ряд движений: — кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе; — меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения. Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом экспериментатор предлагает ребёнку выполнить упражнение в более быстром темпе. Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. |
2 |
Графическая проба «Заборчик» Инструкция: Экспериментатор рисует ребенку образец: Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги».
|
3 |
Реципрокная координация рук. Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я». Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте. Экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом самостоятельно без помощи взрослого. |
4 |
Оральный кинетический праксис. Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор, например: — улыбается и хмурится; — несколько раз щелкает языком, дважды свистит и щелкает языком; — дотрагивается языком до левого, затем — правого угла рта, потом надувает щеки. |
Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи экспериментатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — задание выполняет после стимулирующей помощи; 3 балла — невыполнение задания. |
Обобщая результаты обследования, мы пишем заключение.
Литература:
- Лалаева, Р.И., Парамонова, Л.Г., Шаховская, С. Н. Логопедия в таблицах и схемах — М.: Парадигма, 2017–216 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
- Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей — М.: Когито-центр, 2008. — 128с.