Формирование компетенций учащихся через конструирование задач
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Гладкова Наталья Анатольевна, Полякова Марина Алексеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 19.08.2017
Статья просмотрена: 313 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Формирование компетенций учащихся через конструирование задач / В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова, М. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12856/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность темы обусловлена необходимостью компетентностного подхода при обучении решению текстовых задач, так как задача является основным звеном внутри процесса обучения. Эта тема выбрана еще и потому, что возниклипротиворечие между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными умениями и навыками при решении задач.
В системе классных и внеклассных занятий создаем условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, основанной на использовании рациональных методов и приемов при конструировании текстовых задач, поддерживающих интерес к предмету; развитие у учащихся представлений о ведущей роли математики в умственном развитии человека. Применяются современные технические средства обучения: учащиеся привлекаются в создании мультимедийных проектов, памяток для придумывания своих собственных задач разных видов.
Важное направление развития мышления учащихся и стимулирования углубленного понимания школьниками изучаемой предметной области — постановка перед ними особой задачи самому придумать задачу. Самостоятельная работа учащихся по составлению задач, выполняемая ими по заданиям различного характера и разной степени трудности, содействует закреплению умений решать задачи, формированию математических понятий, развитию мышления и укреплению связи обучения математике с жизнью.
Существует, по крайней мере, три типа учебных заданий по конструированию задач.
- Свободные задания по конструированию задач, в которых практически не вводятся ограничения на содержание.
- Полуструктурированные задания по конструированию задач. Учащимся предлагают придумать задачу, которая похожа на ранее предъявленную; задачу по показанной картинке; задачи со сходными ситуациями; задачи на определенную теорему или правило.
- Структурированные задания по конструированию задач. Учащимся предлагается придумать другую задачу с теми же данными, что и в ранее предъявленной задаче; переделать ранее предъявленную задачу так, чтобы одно из известных (условий) стало неизвестным (перешло в разряд искомого), а неизвестное, наоборот, перешло в разряд условий и т. п. На уроках математики приходится сталкиваться с различными задачами, как «стандартными», которые включены в требования к знаниям учеников школы, так и с «нестандартными»- логического характера. Поэтому в своей педагогической деятельности стремимся сформировать у детей истинное умение решать текстовые задачи.
Для того, чтобы сознательно отбирать из известных методов и приёмов такие, которые соответствуют настоящей действительности, необходимо разобраться во всём том богатстве методов, которое накоплено. Очень важно уяснить, что именно даёт тот или иной метод. Тогда легче решать вопрос о том, какой из них будет более подходящим в каждом конкретном случае, каким методам обучения следует отдавать предпочтение в современных условиях, в каких направлениях следует искать пути совершенствования методов обучения математике в начальных классах.
Ценностно-смысловая компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения. Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения. Речь здесь идет о профориентации. Ведь именно в эти школьные годы мы способствуем выбору детьми либо гуманитарной сферы, либо сферы точных наук. Одним из приемов выявления склонности ученика к тому или иному предмету является проведение олимпиады.
Общекультурная компетенция подразумевает знакомство учеников с общественной моралью и традициями непосредственно на уроках математики. Это совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, то есть в данном случае речь идет о самообучении. Реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию. Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным, так как им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
Решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнем устранять ошибку, тем проще перестроиться ученику под новые требования. Учебно-познавательная компетенция реализуется в современной начальной школе, она имеет практическую направленность, однако надо помнить и о значимости данного направления в будущей жизни ребенка.
Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Вовсе не обязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать с газетных и журнальных статей, с работы в читальном зале библиотеки. Главное — соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Также здесь важен и индивидуальный подход к каждому ученику. Реализация данной компетенции является возможной и на уроках математики, но после предварительной подготовки учителя и учеников.
Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации, подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (дискуссия, групповая работа, работа в паре). Главным является соблюдение принципа полезности проводимой работы.
Социально-трудовая компетенция предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а также в профессиональном самоопределении. Данная компетенция подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. Отличие этих двух компетенций в том, что первая направлена на функционирование личности в социуме, а вторая как на самосовершенствование личности, так и на совершенствование личностью социума.
В результате изучения теоретических основ компетентностного подхода, можно сделать вывод, что реализация данного подхода в школе подразумевает становление в процессе обучения нескольких образовательных компетенций, являющихся ключевыми.
Литература:
- Аргинская, И. И. Особенности обучения младших школьников математике/И. И. Аргинская.-М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2006.-78 с.
- Бунеев,Р. Н. Понятие функционально грамотной личности // Начальная школа: плюс-минус. — 2003. — № 8. — с. 34–35.
- Ксензова,Г. Ю. Перспективные школьные технологии/Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 224 с.