Составление вопросов высокого порядка как способ улучшения навыков работы с текстом учащихся седьмых классов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, сентябрь 2017)

Дата публикации: 06.09.2017

Статья просмотрена: 23143 раза

Библиографическое описание:

Хлынина, Т. А. Составление вопросов высокого порядка как способ улучшения навыков работы с текстом учащихся седьмых классов / Т. А. Хлынина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12867/ (дата обращения: 15.11.2024).



Научить работать с текстом — важная задача процесса обучения. Не каждый учащийся, прочитав один раз текст, определит, о чем он, в чем заключается основная мысль. Решить эту проблему поможет составление вопросов высокого порядка. Поэтому была определена тема исследования и этапы его проведения.

Тема данного исследования «Как умение составлять вопросы высокого порядка на основе таксономии Блума способствует улучшению навыков работы с текстом учащихся 7-х классов?» является актуальной, т. к.составление вопросов высокого порядка помогает лучше понять прочитанный текст, определить идею и основную мысль, выделить ключевые слова.

Прежде чем научить составлять вопросы по таксономии Блума, среди учащихся было проведено анкетирование по следующим вопросам:

− Умеешь ли ты составлять «тонкие» вопросы?

− Умеешь ли ты составлять «толстые» вопросы?

− Знаешь ли ты порядок слов в вопросительных предложениях?

− Помогает ли тебе составление вопросов лучше понять текст, его основную мысль и идею?

− Сможешь ли ты объяснить своему однокласснику, чем отличаются «тонкие» и «толстые» вопросы?

На основе ответов учащихся была составлена диаграмма, на которой видно, что учащиеся затрудняются в формулировании вопросов и в составлении «толстых» вопросов.

Рис. 1.

Цельнашего исследования — научить учащихся составлять вопросы высокого порядка, способствующие развитию навыков работы с текстом.

Задачи исследования:

− изучить и проанализировать работы исследователей в данном направлении;

− изучить соответствующую методическую литературу, статьи, посвященные данной проблеме;

− изучить и апробировать приемы работы над составлением вопросов высокого порядка на уроках.

По данному исследованию было изучено большое количество литературы, где авторы предлагали свои методики составления вопросов высокого порядка: стратегия «Ромашка вопросов», прием «Толстые и тонкие вопросы».

Правильно поставленный вопрос учит учащихся слушать внимательно, мыслить и рассуждать. Учителю необходимо использовать вопросы как средство обучения учащегося на уроке. «Умный вопрос — это уже добрая половина дела», — писал Ф. Бекон. [9]. Для того, чтобы учащиеся успешно составляли вопросы и отвечали на них на уроке, ученикам была предложена таксономия Блума как инструмент конструирования системы вопросов. Вопросы по таксономии Блума представлены в следующих рисунках 2, 3.

Картинки по запросу ромашка блума

Рис. 2.

http://images.myshared.ru/4/176706/slide_18.jpg

Рис. 3.

Учащиеся начали работу с составления вопросов низкого порядка, далее уже составляли вопросы высокого порядка. В зависимости от уровня учащиеся выбирали тот или иной тип вопросов.

Для того, чтобы определить, как составление вопросов помогает учащимся глубже понять текст, было выбрано 3 ученика уровней А, В, С.

В результате проведенного исследования ученик А начинал свою работу с составления вопросов высокого порядка, используя таксономию Блума, далее — без использования таксономии Блума, по завершении исследования оказывал поддержку ученику В.

Рис. 4.

Ученик В начинал работу с составления «тонких вопросов», далее составлял вопросы высокого порядка, используя таксономию Блума, по завершении — составлял вопросы высокого порядка без использования таксономии Блума.

Рис. 5.

Ученик С начинал работу с чтения текста, делая пометки, далее составлял «тонкие вопросы», по завершении составлял вопросы высокого порядка, используя таксономию Блума.

Рис. 6.

По окончании исследования было проведено повторное анкетирование. Диаграмма показывает, что вопросы высокого порядка помогали ребятам лучше понять текст, учащиеся научились формулировать вопросы, составлять вопросы высокого порядка.

Рис. 7.

В дальнейшем планируется продолжать учить учащихся 8-х классов составлять вопросы высокого порядка и отвечать на них. Таким образом, результаты исследования показали, что умение составлять вопросы высокого порядка способствуют развитию навыков чтения.

Литература:

1. Аюбаева Н. Развитие критического мышления через чтение и письмо: пути следования [Мәтін] / Н. Аюбаева // Қазіргі Қазақстан мектебі. – 2014. – № 6 (9). – С. 18–19. Дата обращения: 28.03.2017.

2. Аяганова Ш. К. Использование технологии критического мышления в учебном процессе [Текст] / Ш. К. Аяганова // Администратор в Казахстанской школе. – 2011. – № 1. – С. 30–33. Дата обращения: 8.04.2017.

3. https://yandex.kz/images/search?text= %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %88 %D0 %BA %D0 %B0 %20 %D0 %91 %D0 %BB %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B0&stype=image&lr=190&noreask=1&source=wiz/. Ромашка Блума. Дата обращения: 16.06.2017.

4. https://yandex.kz/images/search?text= %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8B %D0 %B5 %20 %D0 %B8 %20 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B5 %20 %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %8B&lr=190.Толстые и тонкие вопросы. Дата обращения: 16.06.2017

5. http://aleksandrova-el.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/tolstye_i_tonkie_voprosy/2–1-0–12. Толстые и тонкие вопросы. Дата обращения: 10.06.2017.

6. http://bilim-all.kz/article/3712-Legko-li-zadavat_-nelyogkie-voprosy-po-taksonomii-Bluma. Легко ли задавать нелегкие вопросы по таксономии Блума? Дата обращения: 10.05.2017.

7. https://www.metod-kopilka.ru/postanovka-voprosov-visokogo-poryadka-na-uroke-69322.html. Постановка вопросов высокого порядка на уроке. Дата обращения: 12.04.2017.

8. http://sc0018.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/8b6dcb4b13674b581e7ab28aa8fb7af6/?s=ROOT&p=Коучинг на тему: «Как задавать вопросы?» Дата обращения: 30.03.2017.

9. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200500316. Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы. Дата обращения: 18.05.2017.

Основные термины (генерируются автоматически): высокий порядок, учащийся, основная мысль, использование таксономии, работа, составление, таксономия, текст.

Похожие статьи

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Работа с научно-популярными статьями как способ формирования и развития функциональной грамотности учащихся на уроках химии

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Введение адаптивных методов обучения при решении уравнений на уроках алгебры в 7–9 классах

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование серии обучающих дощечек

Похожие статьи

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Работа с научно-популярными статьями как способ формирования и развития функциональной грамотности учащихся на уроках химии

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Введение адаптивных методов обучения при решении уравнений на уроках алгебры в 7–9 классах

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование серии обучающих дощечек