Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, сентябрь 2017)

Дата публикации: 29.08.2017

Статья просмотрена: 1111 раз

Библиографическое описание:

Гордон, Э. В. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы) / Э. В. Гордон. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12871/ (дата обращения: 15.11.2024).



Нужно отметить, что системно-деятельностный подход — это один из множества подходов к обучению. Несмотря на то, что он является методологической основой стандартов второго поколения, на базе которых уже строятся различные системы развивающегося обучения.

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания — это создание условий для развития гармоничной и саморазвивающейся личности. Дети «открывают» новые знания сами в процессе самостоятельной деятельности.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности обучающихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.

Для достижения данной цели необходимо:

− активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования нетрадиционных форм уроков и ИКТ);

− привить любовь к предмету через систему эффективных уроков;

− приобщить к историческому, культурному и духовному богатству родного Отечества (на основе уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности).

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

− активизацию познавательной деятельности учащихся через систему нетрадиционных форм уроков с использованием ИКТ;

− развитие умений рассуждать и мыслить;

− развитие творческих способностей учащихся через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;

− развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников, СМИ и т. д.);

− развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся.

Развитие информационно-коммуникативной компетенции является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

Создание на уроке таких условий, при которых обучающиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Суть моего педагогического опыта заключается:

− в создании ситуации успеха;

− учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

− создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;

− формирование интереса к образованию;

− создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;

− создание ситуации комфортности на уроке;

− развитие личности ребенка;

− развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования.

Методы:

− проблемный;

− исследовательский;

− частично-поисковый.

Формы работы:

− групповая;

− индивидуальная;

− фронтальная;

− работа в синектических группах.

Приёмы и технологии:

− «необъявленная тема»;

− «да — нет»;

− «лови ошибку».

Формы нестандартных уроков:

− урок-исследование;

− урок-семинар.

В своей педагогической практике в последнее время я часто применяю различные методы и приёмы в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Прием «Необъявленная тема». «Необъявленная тема» — универсальный приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятие непонятными терминами. На уроках истории и обществознания удобно его применять при изучении тем одного модуля или блока. Например, если на прошлом занятии мы говорили о глобальных проблемах современности, то начиная новый урок, я акцентирую внимание обучающихся на том, что они должны сами сформулировать тему урока. Для этого я прошу назвать их тему прошлого занятия, дать определение глобальным проблемам, перечислить их (в это время пишу название перечисляемых проблем на доске), затем отмечаю, что сегодня речь пойдет об одной из них и даю список терминов, которые характеризуют тему урока. Так, если тема урока «Демографические проблемы в современном мире», на слайде появляются термины «естественный прирост», «рождаемость», «смертность», «миграция» и т. д. В результате в начале урока происходит комбинирование приемов «необъявленная тема» и «обратный ассоциативный ряд».

Прост в использовании и приём «да — нет». Учитель должен загадать какую-нибудь историческую личность, а обучающиеся должны понять, кто загадан, задавая вопросы, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Этот приём формирует у учащихся умение связывать разрозненные факты в единую картину или тему; умение систематизировать имеющуюся информацию; умение слушать друг друга.

Приём «Лови ошибку» является универсальным приемом, активизирующим внимание обучающихся в течение всего урока, причем заранее придуманную ошибку может совершать как учитель, так и учащийся, выбранный для этой роли.

На уроках истории удобно применять данный прием, при изучении историографии какого-нибудь вопроса. Например, тема «Правление Ивана Грозного». Обучающиеся получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают своё мнение. Данный приём способствует формированию умений анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию.

Таким образом, данный приём формирует у ребят умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-исследование, урок-семинар.

7 класс — Обобщающий урок-игра по теме «Смута. Россия в 17 веке». Урок-презентация по теме: «Художественная культура Европы эпохи Просвещения».

10 класс — уроки-семинар по темам «Реформы государственного управления Петра Первого», «Отечественная война 1812 года».

На основе диагностики осуществляю дифференцированный подход в процессе обучения, учащиеся разделены на группы (постоянные и временные), тем самым учитываю два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, а также осуществляю личностно- ориентированный подход к обучающимся.

Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.

Например, в рамках реализации системно-деятельностного подхода на уроках обществознания провожу групповую работу. Существуют критерии экспертизы групповой работы. Это можно увидеть на слайде презентации.

Также провожу занятия в форме дискуссии. Правила проведения дискуссии указаны на слайде презентации.

В своей работе часто использую разноуровневые задания, различные формы и виды контроля: письменные тестирования, хронологический и словарный диктанты, индивидуальные карточки, составление и разгадывание исторических кроссвордов, ребусов, контрольные работы, которые позволяют проверить уровень развития каждого обучающихся.

Делаю всё возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона. Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.

Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа учителя истории и обществознания — исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, произведений искусства, СМИ и т. д.

Учитель истории и обществознания часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху или тему по обществознанию. Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

Для пополнения исторических знаний учащихся, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Стараюсь разнообразить внеклассную работу.

Транслируемость практических достижений:

Выступления и участия в конкурсах на уровне школы, района, всей России, международных конференциях, семинарах и вебинарах.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

На своих уроках я:

1) ставлю учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных факторов, событий и явлений;

2) стимулирую обучающихся к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;

3) поддерживаю ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.

Результатом моей педагогической работы можно считать:

1) повышение уровня обученности моих обучающихся;

2) инициативность со стоны обучающихся, проявляющиеся в позитивной динамике, их занятости предметом, в том числе во внеурочное время;

3) мои обучающиеся являются активными участниками, призёрами и победителями олимпиад различного уровня, городских конкурсов, городских и международных конференций.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, урок истории, обучающийся, слайд презентации, создание условий, групповая работа, нестандартная ситуация, нетрадиционная форма уроков, прошлое занятие, Россия.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании д...

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Похожие статьи

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании д...

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся