Деятельность дошкольной организации по развитию сотрудничества с семьёй в процессе проектной деятельности (из опыта работы)
Автор: Загребина Елена Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.09.2017
Статья просмотрена: 150 раз
Библиографическое описание:
Загребина, Е. В. Деятельность дошкольной организации по развитию сотрудничества с семьёй в процессе проектной деятельности (из опыта работы) / Е. В. Загребина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12872/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений между образовательным учреждением и семьёй. Важно использовать современные технологии организации деятельности в дошкольном учреждении, включая технологии проблемного, проектного обучения и игровых технологий.
Одним их наиболее значимых средств считаем метод проектов, основоположником которого был американский педагог философ Дж. Дьюи.
Следовательно, проект — это актуальная цель ребёнка, поэтапное продвижение к которой требует его самостоятельности и активности. Исходя из возрастных особенностей дошкольников, проектная деятельность может быть чаще результатом совместных действий со взрослым и обладает высокой коммуникативностью. В ходе активной реальной совместной деятельности дошкольники способны к выражению своих чувств, собственного мнения, к развитию творческого мышления, воображения.
Идея использования проектов является одним из приоритетных направлений в инновационной деятельности нашей организации, эффективно обеспечивающим взаимодействие с родителями.
На начальном этапе работы по созданию благоприятных условий для обеспечения полноценного гармоничного развития личности ребёнка путем взаимопонимания и направленности усилий семьи и ДОО, мы предположили, что включение родителей в единое образовательное пространство на основе проектной деятельности может способствовать обеспечению эффективного взаимодействия.
Первый этап заключался в изучении теоретических основ проектирования, проведении мониторинга по определению уровня включения родителей в деятельность детского сада, их отношения к организации, выявлении приоритетов в образовательных потребностях.
Полученная информация позволила коллективу и педагогам каждой возрастной группы самостоятельно выбирать спектр наиболее актуальных вопросов для проектов с родителями, учитывая типологию семей, образовательный уровень и уровень педагогической культуры родителей, их воспитательные потребности и интересы. В каждой возрастной группе разработан перспективно-тематический план семейных проектов на учебный год, в котором сформированы цели и задачи, направленность (темы) проектов, их продолжительность. Темы и содержание проектов определены совместно с родителями на основе интересов детей конкретной группы, детских интересов и способностей с учётом интеграции различных видов детской деятельности.
На втором этапе, определившись с темой, целями, задачами семейного проекта, педагоги групп координировали собственные действия в достижении поставленных целей, с действиями отдельных семей.
В детском саду реализуются как краткосрочные, среднесрочные, так и долгосрочные проекты. Одним из самых успешных можно считать проект «Инновационные подходы к созданию развивающей среды на прогулочных площадках в ДОО». Целью данного проекта является формирование качественного уровня экологической культуры детей, педагогов и родителей через создание инновационных экологических пространств.
Реализуя проект, родители вместе с детьми активно участвовали в самых разных видах деятельности: проектирование дизайна участка, ремонт, организация конкурсов различной тематики, преобразование ландшафта ДОО, подбор цветовой гаммы и т. д.
Благодаря реализации этого проекта, участие в жизни детского сада для большинства родителей — это уже не вынужденная мера, а социальная необходимость. Создана атмосфера сотворчества между ДОО и семьёй.
Также стартовал проект «Здоровое питание как компонент формирования здорового образа жизни», цель которого формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющей здорового образа жизни и организация активного творческого поиска, привитие детям и родителям практических навыков ЗОЖ. В ходе реализации проекта проведены различные мероприятия: образовательная деятельность «Овощи — родник здоровья», «Как питались в старину», «Часы в желудке»; праздники «Витамины для нашей пользы», «Напитки для здоровья»; беседы, круглые столы, дебаты и др. Продуманы рекомендации для родителей по питанию детей с наиболее часто встречающимися патологиями: питание детей с избыточной массой тела, питание детей с аллергическими заболеваниями, питание детей при хронических заболеваниях.
Реализуя проект «Здоровье дошкольника» дети, педагоги и родители овладели основными знаниями о здоровом образе жизни, познакомились с некоторыми приёмами первой медицинской помощи, с возможными травмирующими ситуациями.
В старшей группе был организован проект «Протяни руку малышам» через объединение активных детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях с младшими дошкольниками и оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В подготовительной к школе группе проект средней продолжительности «Мы — вместе» позволил создать условия для свободного общения взрослых и детей.
Интересным получился проект «Родной город», в ходе которого родители и дети проявили познавательный интерес к родному городу в процессе совместных мероприятий, таких как «Древо металлургов», «Семейные традиции», «Моя родословная». Была организована встреча со старожилами города, на которой дети и родители услышали интересную информацию об истории нашего города.
В ходе реализации краткосрочных проектов родители сами организуют совместную деятельность, являются активными участниками организованных видов образовательной деятельности.
Проект «Юный пешеход» был организован с целью формирования у детей дошкольного возраста и взрослых основ безопасности, создание условий для закрепления знаний о правилах дорожного движения, осознанных навыков безопасного поведения на улицах города, активизации и распространении передового педагогического опыта по созданию безопасного образовательного пространства в условиях малого города.
Участвуя в совместных проектах, дети по-новому раскрываются перед своими родителями в процессе творческой деятельности. А значит, родители могут объективно оценивать их способности, увлечения и уровень развития. Дети, реализуя проект вместе с родителями, испытывают чувство гордости за маму и папу, тем самым повышается авторитет и значимость.
Таким образом, в результате реализации проектного метода в детском саду родители становятся полноправными участниками педагогического процесса, получая как теоретические знания, так и практические умения.
Проектный метод стал для педагогов нашего детского сада одной из ведущих технологий развивающего обучения и взаимодействия.
Важнейшим достижением проектного метода стала оптимизация совместной деятельности дошкольной организации и семьи, в которой родители выступают не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.