Анализ отечественного опыта изучения полиязычия
Автор: Головина Елена Викторовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 28.08.2017
Статья просмотрена: 759 раз
Библиографическое описание:
Головина, Е. В. Анализ отечественного опыта изучения полиязычия / Е. В. Головина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12876/ (дата обращения: 15.11.2024).
На сегодняшний день в условиях глобализации неоспоримым признается факт о необходимости изучения иностранных языков, формирования полиязычной личности «с целью интеграции в мировое образовательное пространство» [4].
В данном аспекте в современной науке активно обсуждаются вопросы о необходимости развития многоязычия и введения в школьную и университетскую программы предметов, которые преподавались бы на иностранных языках. Показательной в данном плане является политика Республики Казахстан с реализуемой концепцией триязычия (казахский язык, русский, английский языки) в Интеллектуальных школах Первого Президента Республики Казахстан.
В России полиязычное образования находится в стадии формирования. В данной связи представляется необходимым рассмотреть динамику развития идей полиязычия в России.
Для анализа ситуации были использованы поисковики Yandex и Elibrary. В поисковике было введено слово «полиязычие» и «полиязычный», в результате было найдено 15 работ по заявленным ключевым словам. Таблица 1 отражает количественную динамику и года публикации научных работ.
Таблица 1
Количественная динамика тематического исследовательского поля
|
Yandex |
Elibrary |
2009 |
1 |
- |
2010 |
- |
- |
2011 |
- |
- |
2012 |
1 |
1 |
2013 |
1 |
1 |
2014 |
1 |
2 |
2015 |
1 |
3 |
2016 |
1 |
1 |
2017 |
- |
1 |
В целом, интерес к заявленной проблематике нарастает к 2012–2013 гг., что свидетельствует о новизне проблемы и необходимости внедрения в систему образования России идей полиязычия.
Рассмотренные научные публикации распределились по следующим типам: один автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 8 статей реестра ВАК Министерства образования РФ и 6 статей в сборниках по итогам международных и всероссийских конференций.
Так, в статье М. Джусупова исследуется «проблема полилингвального образования в школе, лицее и колледже тюркоязычных республик СНГ на примере Казахстана» [2]. В работе Л. А. Маликова «рассматривается вопрос формирования поликультурной личности в условиях полиязычного образования» [5]. Исследование Б. С. Балгазиной посвящено «проблеме реформирования системы образования в Казахстане, которая выражается формулой: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский язык» [1]. Б. А. Жетписбаева определяет теоретико-методологические основы полиязычного образования [3].
В исследуемых работах нами выделены ключевые слова, образующие презентацию понятия «полиязычие».
Таблица 2
Извлеченные термины (15 статей по полиязычию)
Термины |
Количество |
Полиязычное образование |
62 |
Полиязычие |
49 |
Полиязыковая личность |
31 |
Коммуникация |
30 |
Иностранные языки |
25 |
Триязычие |
17 |
Полиязычная среда |
12 |
Система образования |
11 |
Университет |
10 |
Школа |
10 |
Выделенные ключевые слова тесно взаимосвязаны между собой. Полиязыковая личность с одной стороны формируется в условиях полиязычного образования, с другой стороны в процессе коммуникации на иностранном языке. Выделение ключевых слов «школа», «университет», «система образования» также вполне логично. Полиязычное образование, по мнению авторов большинства работ, должно формироваться именно в школе, а затем уже в вузе. Частое использование термина «триязычие» связано с весомым количеством публикаций, посвященной системе образования Казахстана.
В целом, как свидетельствует анализ публикаций по заявленной проблематике, вопросы формирования полиязычной личности и системы полиязыкового образования в России находится в стадии становления, что создает перспективы для подобного рода исследований.
Литература:
- Балгазина Б. С. Полиязычное образование: перспективы и риски // Успехи современного естествознания. — № 1, 2015. — С. 1235–1238.
- Джусупов М. Школьное полиязычное образование в Казахстане (тюркско-русское, тюркско-английское, тюркско-русско-английское) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. — № 5, 2015. — С. 64–71.
- Жетписбаева Б. А. Теоретико-методологические основы полиязычного образования: автореферат на соискание ученой доктора педагогических наук. — Караганды, 2009. — 32 с.
- Кожевникова О. В. Полиязычное образование в многонациональном регионе (на примере Республики Казахстан) // Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relations — IEIR2012. — Ч.2. — Ижев, 2ск: УдГУ, 2012. — С. 116–124.
- Маликов Л. А. Полиязычие как основа формирования поликультурной личности // Научный альманах. — № 5–2(19), 2016. — С. 364–366.
[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке отделения гуманитарных и общественных наук РФФИ и Правительства Оренбургской области, № проекта 17-16-56004, тип проекта а (р) (руководитель – И. Ю. Моисеева)