Использование технологии музейной педагогики в школьном обучении химии
Автор: Нефедова Татьяна Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.09.2017
Статья просмотрена: 339 раз
Библиографическое описание:
Нефедова, Т. В. Использование технологии музейной педагогики в школьном обучении химии / Т. В. Нефедова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12885/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современном поликультурном пространстве музеи представляют собой естественную образовательную среду, обогащенную подлинными объектами социальной памяти и культурного наследия человечества. Образовательная деятельность музеев в современных условиях рассматривается как инновационная педагогическая технология — музейная педагогика. Музейную педагогику как интегративную область отличает органичное сочетание методологической дисциплины и практической деятельности междисциплинарного характера на основе связей с историей, искусствоведением, психологией, философией науки, краеведением.
Основой музейной педагогики стал опыт просветительской и образовательной деятельности музейных комплексов в США, Англии и Германии. Директором Гамбургского художественного музея А. Лихтварком и профессором Мюнхенского университета К. Фоллем впервые были сформулированы идеи «музейного просвещения», «музейного диалога», становления активного созерцательного научного мышления. Талантливый педагог-методист Г. Кершенштайнер в своей работе «Теория образования» обосновал педагогическую концепцию музейной педагогики в следующей формулировке: «Организация музея, желающего воспитывать и обучать детей посредством познания, является ничем иным, как учебным планом — конструкцией, только здесь конструкция работает не как в школах с тенями предметов, а с самими предметами». [1. с.27]
Развитие музейной педагогики в России тесно связано с Санк-Петербургом, где в 1865 году был учрежден Педагогический музей, в составе кафедр которого трудились выдающиеся отечественные ученые-методисты: П. Ф. Лесгафт, Д. Д. Семенов, П. Ф. Каптерев, А. Н. Острогорский. Кружковую музейную работу для учащихся и их родителей проводили И. М. Сеченов, Н. М. Пржевальский, С. М. Соловьев. На рубеже 1910–1920 гг. огромный вклад в развитие музейной педагогики внес А. В. Бакушинский. Именно ему принадлежат идеи организации целенаправленного педагогического процесса средствами музея для учащихся, учитывающего их психолого-возрастные возможности, построенного на основе партнерства и деятельностном подходе.
Одной из самых актуальных и востребованных сегодня образовательных технологий является музейно-педагогическая программа, объединяющая в себе два равноправных блока — «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе». Музейно-педагогическая программа позволяет обогатить школьное образование новыми формами внеурочной деятельности, способствует развитию метапредметных умений учащихся, позволяет создать необходимую подготовительную базу для освоения школьных предметов как основ научного знания.
Именно поэтому музейно-педагогическая технология была выбрана нами в качестве методической основы для разработки пропедевтического курса изучения химии в 7 классе.
Цель программы: создание специального образовательного пространства, способствующего эффективному предметному обучению и личностному развитию обучающегося в условиях реализации ФГОС ООО.
Основные дидактические задачи:
1) развитие умений видеть взаимосвязи научной картины мира и историко-культурного контекста окружающих вещей;
2) формирование способностей к воссозданию образа соответствующей эпохи развития химии на основе общения с культурным наследием (предметными экспонатами, теоретическим описанием эксперимента и т. д.);
3) развитие потребности самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения исторических достижений в области химии разных эпох и народов;
4) развитие умений ведения проектно-исследовательской деятельности и коммуникативной компетенции;
5) формирование устойчивой познавательной мотивации и понятийной базы для изучения основного курса химии;
6) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий, технологии критического мышления;
7) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Изучение пропедевтического курса химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников познавательный интерес к предмету химии и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического профиля дальнейшего образования. С точки зрения психологов и педагогов, самый продуктивный возраст детей для обучения 12–13 лет, а значит, для семиклассников химия более интересна, чем учащимся 8–9 класса.
Предлагаемая программа пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса на основе технологии музейной педагогики позволяет ввести базовые простейшие химические понятия на 1 год раньше, даёт возможность разгрузить достаточно сложную по содержанию, с большим объёмом учебной информации программу по химии в 8-ом классе. Учащимся предоставляется дополнительное время для привыкания к химическому языку, химической символике, приобретения практических умений, что способствует более осмысленному использованию ими ключевых понятий и выработке экспериментальных навыков в 8-ом классе. Кроме того, в 8-ом классе высвобождаются часы на более детальное и глубокое рассмотрение материалов таких разделов как «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома». А также, благодаря высвободившемуся времени, учитель может проводить двухчасовые практические занятия, что позволяет уделить больше внимания подробному инструктажу учащихся перед практической работой и создать условия для самостоятельного оформления отчёта непосредственно по окончании эксперимента (т. е. на уроке).
Содержание программы пропедевтического курса химии включает в себя следующие разделы и темы:
- Удивительные вещества.
- Говорим на химическом языке.
- Химические превращения повсюду.
- Химическая арифметика.
- Мир прекрасного глазами химика.
Социальными партнерами в реализации предлагаемой программы являются:
- Музей ННГУ им. Н. И. Лобачевского
- Музей института металлоорганической химии им. Г. А. Разуваева РАН
- Музей минералогии
- Музей истории ОАО «Сокол»
- Музей истории ОАО «ГАЗ»
- Музей завода «Красное Сормово»
- Музей истории художественных промыслов Нижегородской области
- Музей «Паровозы России»
- Музей наук Энштейниум
Эффективность предложенной музейно-педагогической программы пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса и ее влияние на развитие познавательной активности и школьной мотивации изучалась по методике Г. И. Щукиной. В результате была выявлена стабильная положительная динамика. Таким образом, предложенная программа играет позитивную роль в обучении химии и воспитании подростков.
Литература:
- Гнедовский М. Б. Музей и образование: материалы для обсуждения // М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю. Юхневич — М.: ВНИК «Школа», 1989. — с.27–32.
- Казанцева В. В. Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — с. 193–196.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. — М.: Высшая школа, 2004.-198с.
- Фомина Н. Н. «Научная школа А. В. Бакушинского в современной педагогике искусства // Научные школы в педагогике искусства. — М.: Издательский Дом РАО, 2008.- с.64–69.